|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИНикакое настоящее человеческое мышление невозможно без употребления понятий, выраженных на каком-то языке, которому каждое новое поколение должно учиться заново. Н. Бор. Внутренняя речь - это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с помощью которой происходи логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Элементы внутренней речи мы находим во всех наших сознательных восприятиях, действиях и переживаниях, интерпретации ощущений, в которых они проявляются в виде речевых установок или самоинструкций. Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности. Однако уже из первых психологических исследований внутренней речи, проведенных в XIX веке было ясно, что внутренняя речь, несмотря на свою специфику (беззвучность и фрагментарность), есть явление далеко не самостоятельное, а производное, возникающее из внешней речи - слухового восприятия речи других людей и активного овладения всеми формами устной и письменной речи. С этой точки зрения внутренняя речь есть психологическая трансформация внешней, ее «внутренняя проекция», возникающая вначале как повторение (эхо) слушаемой и произносимой речи, а в дальнейшем становящаяся все более сокращенным ее воспроизведением в виде речевых планов, схем и смысловых комплексов, действующих на подобие «квантов» мысли. А. Л. Погодин, автор монографии о психологии языка, анализируя значение внутренней речи для процесса понимания, называет ее переводчиком на язык нашей мысли того, что мы слышим и что без нее, без помощи этой внутренней речи, было бы для нас лишено всякого смысла Вместе с целым рядом исследователей он считает: «Чужие слова воспринимаются как комплексы звуков, в слова они превращаются для нас уже нашим собственным аппаратом речи (понимая под ним и слуховые, и двигательные, и зрительные центры речи), который в свою очередь приводит в движение органы, необходимые для произнесения слов. Каждое слово, которое мы услышим и повторим, проходит два пути: от внешнего мира к нашей внутренней речи, от этой последней к внешней речи, говорению» (139). Необходимость внутреннего повторения слушаемой речи для ее понимания показал П. П. Блонский казалось бы в простом, повседневном, но в убедительном опыте: «Когда я сморю на что-нибудь, я свободно могу одновременно внимательно смотреть и говорить про себя что-нибудь. Когда я внимательно слушаю музыку, я в то же время могу думать, говорить про себя. Но общеизвестно, как трудно в одно и тоже время внимательно слушать говорящего и внутренне говорить что-либо про себя: если мы внимательно слушаем, мы не можем думать или говорить про себя, например хотя бы знакомое стихотворение наизусть, больше того, мы замечаем, что при очень внимательном слушании мы повторяем про себя слова говорящего; если мы, наоборот, начинаем в это время думать, говорить про себя (не речь говорящего), то мы перестаем слушать речь говорящего и переживаем нечто вроде сенсорной афазии, примерно на той стадии ее, когда слова слышаться, но еще не понимаются: мы слышим все, что говорят, но повторить ничего не сможем, так как речь до нашего, так сказать, «психического» слуха не дошла...» (20). Рассматривая физиологические основы связи речи и мышления, И. П. Павлов, решающую роль в этом отношении отводил кинэсте-зическим раздражениям, идущим от речедвигательного аппарата. В «Рефлексах головного мозга» И. М. Сеченов утверждал, что «речевые представления суть двигательные (кинэстезические) представления: «Слуховые ощущения имею перед другими то важное преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными - в груди, гортани, языке и губах, т. е. с ощущениями при собственном разговоре На этом основании слуховая память подкрепляется еще памятью осязательною. Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто (а может быть всегда, только в различных степенях) случается и со взрослы- ми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта...Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора» (147). Еще в 1880г. С. Штекер опросил более ста человек: испытывают ли они какие либо мышечные ощущения в губах, языке и гортани, когда мыслят про себя, и получил от всех положительный ответ. На этом основании он пришел к выводу, что внутренняя речь имеет моторную основу. Эти взгляды нашли свое экспериментальное подтверждение в исследованиях Р. Бервальда в 1916 г. На большом фактическом материале, он пришел к выводам, что, с одной стороны, среди здоровых людей не найдется ни кого, кто не имел бы, по крайне мере потенциально, слуховых представления, а с другой стороны, не существуют людей, которые бы фактически не пользовались моторными представлениям, хотя у некоторых лиц эти представления остаются совершенно неосознанными, незамеченными. Это объясняется тем, как считал И. М. Сеченов, что ощущения сокращающейся мышцы, само по себе до чрезвычайной степени не определенно и слабо. По выразительности оно далеко уступает любому обонятельному или вкусовому ощущению. То же самое относится ко всем движениям, производимым не одною, а несколькими мышцами одновременно. Применение более чувствительной электронной аппаратуры в экспериментах более убедительно показали, что в процессе внутренней речи (мышление про себя) опирается не только на осознаваемые кинэстезические раздражения, идущие от органов речи, но так же, по данным В. 3. Панфилова (135)они реализуются во многих случаях на идеомоторном уровне и обычно не осознаются. Идемоторныые акты достаточно широко сопровождают психическую деятельность. Иллюстрацией может служить «механическая рука», демонстрирующаяся в конце 50-х годов на ВДНХ. На предплечье желающего надевали браслет с токосъемниками электропотенциалов мышц. Стоило, например, только подумать о сжатии своей руки, как механическая рука, находящаяся на определенном расстоянии, начинала сжимать свои пальцы в кулак. Это механическое «чудо» работало по следующему принципу. При мысли о задуманном движении мозг посылает в соответствующие мышцы руки нервные импульсы, вызывая незначительные изменения в напряжении (тонусе) мышц, которые не осознаются человеком. Сопровождающие это явление биотоки улавливаются токосъемниками и передаются в усилитель, который включает специальное устройства, приводящие в движение пальцы искусственной руки. Этот принцип в дальнейшем лег в создание протезирования людей с ампутированными кистями. Таким образом, процесс внутренней речи связан не только со «звуковым образом слова», т. е. с психологическим представлениями звучания слова, но так же с теми кинэстезическими раздражениями, которые идут от артикулирующих органов речи. Вообще будет правильным считать, что наличие мышечных раздражений является непременным условием процесса мышления во всех случаях, т. е. не только когда мы говорим, но и когда мы думаем про себя, читаем, слушаем говорящего. Целым рядом исследователей убедительно показано, что во время речи про себя четко регистрируются электропотенциалы не только с речеобразующих (язык, гортань и др.) органов, но также наблюдаются изменения электроэнцефалограмммы в зонах коры полушарий, связанных с речью (Обзор литературы и собственные эксперименты представлены в работе А. Н. Соколова - 153). В первом раздел этой главы было показано, что целый ряд ученых считает, что их творческое мышление на этапе «инкубации» протекает без слов (внутренней речи). В тоже время Соколовым и другими исследователями убедительно было показано, что не существует мышления без слов, хотя и редуцированных по различным параметрам. На основании представленного материала можно высказать следующие гипотезы. Первая - мышление про себя на этом этапе происходит на кинэстезическом уровне и не полностью осознанается. Вторая. В процессе мышления в процессе творчества часто возникают различные образы, которые сменяются внутренней речью и эмоциями различной выраженности. Возникновение образов и эмоций могут по закону отрицательной индукции в некоторых случаях вызвать амнезию внутреннего мышления, особенно на кинестези-ческом уровне, и создать иллюзию что мышление при творчестве происходит без слов. Эти гипотезы нуждаются в экспериментальном подтверждении. В этом плане представляют интерес опыты А. Бине, который особое внимание уделил роли образов в работе идей. Он исследовал около 20 человек, уделив особое внимание двум девочкам-подро- сткам (13 и 14 лет). Ставя вопросы или произнося слова, он спрашивал, какие идеи, представления и т. д. им внушает эта тема. Одной из девочек ответ в словах представлялся как «образ, который прерывает мысль». Мысль же ей является внезапно, как и все виды чувств. Вторая девочка рассказала: «Для того, чтобы у меня появились образы, нужно, чтобы мне не о чем было думать. Они (мысли и образы) отделены друг от друга и никогда не приходят вместе. У меня никогда не бывает образов, когда какое-либо слово внушает мне очень много мыслей. Нужно, чтобы я подождала немного. Когда у меня исчерпываются все мысли по поводу этого слова, появляются образы; если мысли приходят снова, образы стираются и наоборот» По этому поводу Бинэ заключает: «Позднее я убедился, что Арманд права. Я допускаю, что существует некоторый антогонизм между образом и мышлением, особенно когда образ очень яркий». Последующие опыты Двельшауверса, проведенные на студентах, привели к тем же основным результатам, что и у Бинэ. Он констатирует, что образы появляются лишь тогда, когда мы представляем нашим идеям неконтролируемую свободу, то есть когда мы грезим наяву Как только возвращается сознание, образы слабеют, меркнут: кажется, что они уходят в какую-то неизвестную область. На основании этих опытов Бинэ пришел к выводу, что слова или чувственные образы могут быть полезны для того, чтобы придать точную форму чувствам или мыслям, которые без их помощи оставались бы слишком туманными; или даже для того, чтобы мы имели возможность полностью осознать мысль, которая без этого оставалась бы бессознательным актом ума; кроме того, они используются для перехода идей из области бессознательного в сознание, точнее, из бессознательного, где они расплывчаты, в сознание, где они уточняются. Для нас важно в этих рассуждениях, что при внутренней речи исчезают образы, при возникновении их исчезают идеи. Как считал Павлов эти феномены обуславливаются взаимной индукцией. Но что механизм отрицательной индукции может вызвать амне-изию не только мыслей, но и деятельности на определенный период времени показывают наблюдения в летной практике и модельные экспериментальные исследования, проведенные Ф. Д. Горбовым соместно с автором (54). Если эти гипотезы найдут свое подтверждение, тогда уже нельзя будет считать первую стадию решения проблемы при полном отсутствии внутренней речи. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |