АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГАГАРИНСКАЯ УЛЫБКА

Читайте также:
  1. B) Is the speech of the characters individualized? Illustrate your point.
  2. IBM – NOTE BOOK
  3. Study the vocabulary notes and translate the examples into Russian.
  4. VII. Анализ характера
  5. XI. Мазохистский характер - 2
  6. XIII. Истерический характер - 2
  7. А как насчет нас?
  8. А сейчас настало время рассказать как она выросла, и как её нашли.
  9. А что такое семья?
  10. Авторитет учителя
  11. Актиномикоз
  12. Алекс завоевал четыре статуэтки, но уже забыл по это, снисходительно относясь к себе. Его больше интересовала победа Элис. Как дети они вместе прыгали по комнате.

Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь харак­тер его вдруг окажется как на ладони.

Ф. М. Достоевский.

Очень много может рассказать о человеке улыбка. Знаменитый ученый древности Пифагор при отборе учеников в свою школу под­вергал их множественным испытаниям, утверждая, что «не из каж­дого дерева можно выточить Меркурия». Особое значение Пифагор придавал смеху и походке молодых людей, утверждая, что манера смеяться является самым хорошим показателем характера человека. Знаток человеческих характеров Толстой писал: «Есть люди, у кото­рых одни глаза смеются - это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у

66


которых рот смеется без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны». Писатель различал улыбку самодоволь­ную, сладкую, счастливую, светлую, холодную, глупую, кроткую и т. д. Подсчитано, что он в своих произведениях описал 97 оттенков улыбки, раскрывающих не только эмоциональное состояние, но и особенности характера человека и отношения к другим людям.

Люди, на лице которых никогда не играет улыбка, кажутся холод­ными и суровыми. Слабая улыбка, часто и неожиданно появляюща­яся на лице, может выражать склонность к иронии, скептицизм, не­уверенность в себе.

Вспомним Ю. Гагарина. Он сразу обращал на себя внимание сво­ей внешностью: открытое лицо, голубые глаза, из которых как бы струилась доброта, и обаятельная улыбка. В «гагаринской улыбке» с полной определенностью отражались такие черты характера, как склонность к юмору, приветливость, жизнерадостность, открытость души для общения. Обладая врожденным даром мгновенно оценить эмоциональное состояние собеседника, он сразу же выбирал нуж­ную тональность для разговора. В беседе с ним возникало ощуще­ние, что ему очень хорошо и интересно с вами. Он не говорил это словами, а просто смотрел на собеседника очень дружелюбно и вни­мательно выслушивал его. Он был одарен особой «магнитной» при­тягательностью, способностью привлекать к себе людей.

Шопенгауэр предупреждал, что в оценке людей не следует пола­гаться на их манеры и речи: «Все они кажутся весьма рассудитель­ными, честными и откровенными, добродетельными, а то и разум­ными и интеллигентными. Но это не должно вводить в заблужде­ние: причина этому та, что природа действует иначе, нежели плохие писатели, которые желая изобразить мошенника или дурака, рисуют его преднамеренно грубыми чертами... Тот, кто будет полагать, что черти гуляют по свету с рогами, а дураки - с бубенцами, непременно станет их добычей или игрушкой. Надо прибавить, что люди в об­щежитии подражают луне и горбатым, которые поворачиваются од­ной стороной, у каждого человека есть прирожденный талант путем мимики превращать свое лицо в маску... Ее надевают, когда надо к кому-нибудь подольститься. Но доверять ей следует не больше, чем обыкновенной полотняной маске, памятуя великолепную итальянс­кую пословицу: «как бы ни была зла собака, она всегда виляет хвос­том».

П. М. Ершов с соавтору 1981) считают улыбку зародышем смеха. Она, по словам авторов, сопровождается сознательной деятельнос-

3*


тью человека. Вместе с тем особое подчеркивается полная непро­извольность смеха, хотя в перечне оттенков далеко не все они рож­даются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастически и другие оттенки смеха вос­производятся с использованием одни и тех же механизмов, но ми­мика их всех искусственная. И вследствие того, что оттенки смеха различны, их анализ приводит к выявлению особенностей игры ми­мических мышц. Очевидно, все-таки и улыбка и смех, как и все дру­гие пассажи мимики, могут быть естественными (непроизвольны­ми) и искусственными. Все они служат для самовыражения психи­ческого состояния личности. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольную улыбку смех; б) произвольную улыбку, демонстративный смех; в) непроизвольные, но контролируемые смех и улыбку.

Психиатр Л. М. Сухаребский, рассматривая мимику как объек­тивный фактор внешнего выражения личности, раскрывает анатоми­ческие и психофизиологические механизмы, которые обуславлива­ют различные проявления улыбки и смеха: «При смехе углы рта от­тягиваются назад и несколько кверху, в связи с интенсификацией ин­нервации большой скуловой мышцы и в совокупности с мышцей смеха. Мимическая формула иронического смеха, характеризуется «искривлением» только одного угла рта, физиологически вызывает­ся повышением иннервации мышцы смеха и большой скуловой мыш­цы. Одновременно имеет место и возрастание степени иннервации их антогониста - треугольной мышцы нижней губы. В частности кру­говая мышца рта обуславливает модификации улыбки и смеха. Сво­еобразна мимика т. н. внутреннего смеха при закрытом рте. Манифе­стируется он радостным выражением глаз в сочетании с трудом удер­живаемым движением дрожащей нижней части лица. В психологи­ческом аспекте это следует расценить как стремление подавить эмо­циональную вспышку и уклониться от синтонного контакта с собе­седником или же с коллективом людей. При еще выраженном нега­тивном отношении к окружающей внешней ситуации подобная скры­тая улыбка может означать мимический знак «ухмыления», маски­руемого осуждения. Смех при открытом рте тоже имеет свои мими­ческие модификации. Различают в этом плане два нюанса: а) опре­деленный, выраженный смех (от души, искренний) и б) неопреде­ленный, неискренний, называемый некоторыми исследователями «рыхлым». При нем чувствуется, что человеку не смешно, но он под­держивает чужое веселье чисто внешне, формально. Первый вид


смеха говорит об активном отношении личности к окружающей сре­де (ситуации), второй же о пассивном подходе, о хождении по пово­ду чужой эмоции» (160).

Ф. М. Достоевский считал, что искренне смеющийся, как и спя­щий человек, не может контролировать выражение своего лица. Пи­сатель советовал: «Ели захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется...».

В романе «Подросток» есть довольно обширные рассуждения о связи характера с проявлениями смеха. Писатель подчеркнул, что «эта тирада является одним из серьезнейших выводов моих из жизни».

Смех имеет множество тончайших оттенков, составляющих бо­гатейшую палитру: радостный и грустный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный н заискивающий, оскорбительный и одобряющий, иронический и простосердечный, бесстыдный и смущенный и т. д. Смех является чувствительным барометром, ха­рактеризующим отношение личности к тем или другим явлениям. «Ни в чем так не проявляется характер людей, - утверждал И. Гете, -как в том, что они находят смешным». Перефразируя известную по­говорку, можно сказать: «Скажи мне, над чем ты смеешься, и я пой­му, что ты за человек».

В состоянии аффекта человек вообще не может скрыть своих эмоций. На картине И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» на лице старого царя, особенно в глазах запечатлена типичная инстин­ктивная реакция ужаса, проявляющаяся в широко открытых глазах с видимым их выпячиванием и заострением черт лица (в области лба видны мимические признаки душевной боли). Поза сына и его чер­ты лица передают собой признаки коллапса, обусловленного трав­мой и сильным кровотечением.

Таким образом, мимика, пантомимика, выражение Глаз и интона­ция голоса перед исследователем выступает в своей противоречи­вости. С одной стороны, в ней реализуются врожденные механиз­мы, с другой - приобретенные в процессе индивидуального разви­тия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)