|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОСПРИЯТИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдательность является фундаментальным для творческого воображения актера. К. С. Станиславский Талантливым артистам, как и другим художникам свойственна наблюдательность, умение зорким глазом выхватить из окружающей жизни все то, что относится к поведению людей, и впитывать как губка все, что происходит вокруг. Для того чтобы понять духовный мир людей самых разных профессий и социальных слоев, актеры стремятся познать их быт, интересы, особенности склад характера, эмоционального реагирования, мотивацию поступков и друге особенности. А. Ленский в считал: «Мне кажется, что актеру надо привыкнуть наблюдать всегда и везде. Впоследствии эта привычка сделается так сильно, что не покинет актера в самые тяжелые и трудные минуты его жизни. Нужды нет, что, расставшись и перенеся свое наблюдение на другого, он забудет о первом, - в свое время это лицо со всеми его особенностями всплывет в его памяти, хотя актер и не будет в состоянии дать ответ, где и когда видел его и даже видел ли его когда-нибудь. Этим запасом впечатлений актер будет непременно пользоваться» (89). Н. П. Хмелев жаловался на то, что способность все наблюдать и потом прилагать к роли иногда приводила его в ужас. Он ловил себя в такие моменты, когда умирал близкий человек, а он смотрел как он умирает, что в это время с ним происходит. Наряду со страданиями близкого друга во мне выскакивает все наблюдающий актер, и это бывает для меня очень тяжело. А это, конечно, остро запоминается и в нужную минуту для той или иной роли вдруг появляется. Известна легенда, в которой рассказывается, что Мольер садился на стул цирюльника Жели из Пезены и наблюдал посетителей. Он пожирал их глазами и слушал, беря на заметку их слова и жесты. Журналист Визе в 1663 году напечатал памфлет, в котором, драматург под именем Эломир, описывается как созерцатель: «С тех пор как я сошел в лавку, Эломир не сказал ни слова. Я застал его откинувшимся на спинку стула, в позе человека размечтавшегося. Он устремил взгляд на четырех почтенных людей, покупавших кружева: видно было, что все внимание направлено на их разговор, и ясно было по движению его глаз, что он проникает до дна их душ, чтобы уловить то, о чем они говорят; допускаю даже, что у него была записная книжка, прикрытая мантией, чтобы записывать незаметно все особенное, сказанное ими... и наносит их гримасы, чтобы естествен- 286 нее представить их на сцене. Если он и не нарисовал их в своей записной книжке, то, не сомневаюсь, запечатлел их в своем воображении». Сам Мольер отдавал себе ясный отчет о природе своего таланта и о трудностях встающих перед автором, когда он хочет вывести на сцену живых людей вместо полуисторических и мифических героев: «Когда вы рисуете мифических героев, - писал - он, вы поступаете как хотите; вас не обязывает быть правдоподобным, вы предоставляете себя своему воображению, создаете чудо. Но когда вы рисуете людей, надо рисовать с натуры. Надо, чтобы портреты имели сходство; и вы ничего не достигли, если изображенные там люди не будут признаны людьми вашего века» (115). Талант Гоголя характеризует «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь у каждого. О своих первых повестях в письме к Жуковскому он сообщает: «Страсть наблюдать за человеком, питаемая мною еще сызмальства, придала им некоторую естественность; их даже стали называть нервными снимками с натуры». Он постоянно стремился к впечатлениям и, боясь измены памяти, ведет обстоятельные записи. Он решительно отрицает, что создавал когда бы то ни было что-то «из воображения»; у него выходило хорошо только то, что было взято из действительности, из хорошо известных фактов. Не «воображение», а «соображение» считает Гоголь является движущей силой своего творчества. «Чем больше вещей принимал я в соображение, тем у меня выходило верней создание... Воображение мое до сих пор не подарило ни одной такой вещи, которую где-нибудь не пометил мой взгляд в натуре» (48). Актеры наблюдают на только за другими, но стремятся отследить собственные переживания. Знаменитый французский актер Тальма в своих мемуарах писал: «Страсть к театру так была сильна во мне, что когда при одном обстоятельстве я испытывал глубокое горе, что среди слез, которые я проливал, я против моей воли, мимолетно обратил внимание на изменение моего голоса и на определенную спазматическую вибрацию, которая получается во время плача... Я машинально подумал о том, чтобы этим воспользоваться при случае». «Не завидовать нам, а жалеть нас должны были бы люди, - горестно писал Мопассан, - ибо вот в чем состоит отличие писателя от подобных ему. Никакое простое чувство недоступно ему. Все, что он видит, все его удовольствия, страдания, разочарования моментально превращаются для него в предмет наблюдения. Совершенно невольно и ни от чего независимо он постоянно анализирует человеческие сердца, лица, жесты, интонации голоса. Если он страдает, он отмечает для себя это и старается удержать в памяти; возвращаясь с кладбища, где он оставил существо, которое он любил больше всего на свете, он говорит себе: «Как это было страшно - все, что я испытал: словно какое-то опьянение от боли» и т. п. И затем начинает припоминать все подробности: позы соседей, их искусственные мины, притворную печаль и тысячу разных мелочей... Он все видел, все запомнил, все отметил - совсем невольно для себя, ибо он прежде всего писатель» (117). Бальзак о себе рассказывал, что нередко он одевался, как простой рабочий, смешивался с простыми людьми и становился свидетелем их разговоров. Когда он встречал какую-либо пару, то из любопытства подслушивал, как они обмениваются впечатлениями о работе, вздорожании картофеля, задолженности булочнику, продолжительности зимы и т. д. В разговорах он улавливал, что каждый из супругов проявлял свой характер в красочных выражениях. Слушая этих людей, писатель приобщался к их жизни, вместе с ними негодовал против хозяев, которые их угнетали, против бессовестных заказчиков, которые не платили за работу и заставляли понапрасну обивать пороги. Отрешаться от своих привычек, в каком-то душевном опьянении преображаться в других ладей, играть в игру по своей прихоти было его единственным развлечением. «Моя наблюдательность, - писал он, - приобрела остроту инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу - вернее сказать, она так схватывала внешность человека, что тотчас проникала и в его внутренний мир.., она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ними самого себя... Откуда у меня такой дар? Что это - ясновидение? Одно из тех свойств, злоупотребление которым может привести к безумию? Никогда я не пытался определить источник этой способности; я обладаю ею и применяю ее - вот и все». В своих беседах с психологом А. Бине французский писатель А. Доде оценивал себя как «наблюдателя человечества», как «удивительную машину чувств». Он наблюдает аристократов и ученых, фабрикантов и буржуа, аферистов н хвастунов, честных рабочих и авантюристов - наблюдает и в их среде, и в их борьбе за место под солнцем или за влияние в обществе, в трагических и смешных положениях. «Мне было 10 лет, - пишет он в своем произведении «30 лет жизни в Париже», - и уже тогда я был измучен желанием выйти за пределы своего «я», воплотиться в другие существа, будучи охвачен какой-то манией наблюдать, отмечать все человеческое. Моим самым большим развлечением во время прогулок было выбрать какого-нибудь путника, наблюдать за ним, следуя по его стопам в его скитаниях или в его делах, чтобы отождествить себя с ним и понять его жизнь, скрытые его интересы». Из этого признания нетрудно увидеть сходство Доде с Бальзаком в страсти и методах изучения характеров людей. Из исследований А. Бине мы узнаем, что большое число действующих лиц в романах Доде взято из действительности, взято со всей сложностью их характеров и даже с настоящими именами. Об артисте М. А. Чехове Бабочкин вспоминает, что он был наблюдателен до такой степени, что можно было подумать, что он смотрит на жизнь через микроскоп Он подмечал в людях и, вероятно, в самом себе такие тонкие неуловимые черточки характера, такие странности поведения, такие скрытые нелепости душевных движений и помыслов, что глядя на образ, создаваемый им на сцене, зритель видел будто не только его внешность, но всю внутреннюю подоплеку его движений, действий, поступков. Зритель узнавал их как черты, общие для всех людей, но замеченные впервые и сильно увеличенные. Эти черты становились удивительными. Несомненно, Чехов был великим актером, единственным в своем роде. «Учитесь смотреть в жизнь, - говорил К. С. Станиславский студийцам. - Смотреть в жизнь для актера большое искусство. Вы сейчас должны учиться «жрать знания». Я в таких случаях вспоминаю Шаляпина. Я сидел как-то с Репиным, Серовым и другими мастерами. Шаляпин слушал с жадностью. Мамонтов толкнул меня и сказал: «Смотри Константин Сергеевич, как Шаляпин «жрет знания». Вот так учитесь «жрать знания». Он постоянно говорил о том, какое богатство таит в себе для актера живопись, музыка и поэзия. Актеру приходится играть людей самых разных профессий. «Некоторые профессии, - пишет К. Кристи, - приводят к постоянной тренировке определенной группы мышц и психологических особенностей и к атрофии других, вырабатывают определенный стиль поведения, способствуют развитию или, напротив, притуплению органов восприятия и, в конце концов, влияют на изменение самой организации человека» (77). Естественно, что актеры должны предельно точно схватить сущность соответствующего профессионального навыка того или другого человека. Раскрытие влияния профессиональных навыков на внутреннюю сторону человека, на характер его, есть одно из важных условий в работе актера над овладением этими навыками. И если актер достаточно глубоко перевоплощается в образ, то по внешнему поведению его на сцене можно угадать к какому слою в обществе он принадлежит, а так же род его занятий. В качестве примера Г. Кристи приводит исполнение актером В. Г. Добронравовым роли Платона Кречета в одноименной пьесе Корнейчука: «Он внутренне и внешне был похож на любого культурного человека и на первый взгляд никакой особой характерности не создавал. Но в его внешнем облике и поведении были какие-то тонкости, которые позволяли распознать в нем врача, и притом -врача хирурга». Станиславский, играя роль Вершинина в «Трех сестрах», так расстегивал ремень и снимал шашку, так ставил ее в угол, что перед зрителями сразу возникал профессиональный военный тех лет (77). Перестройка двигательной активности во время игры бывает настолько глубокой, что требует время для смены ее на обычную. В. Н. Никулин в своих воспоминаниях пишет, что «по поведению Ф. И. Шаляпина, его манере говорить и общаться с предметами можно было после окончания спектакля, уже в домашней обстановке определить кого он сегодня играл: Мефистофеля или Ерему». Овладение профессией должен быть, конечно, не буквальным. Тут важен не результат труда, как в реальной жизни, а творческий поиск художника, артистизм и острый глаз, позволяющий отбирать точные, конкретные детали и бороться с приблизительностью, с тягой изобразить что-нибудь вообще. Ю. А. Стромов считает, что важно порой создать иллюзию профессионального мастерства, ввести элемент театральности, а для этого можно прибегнуть к различным уловкам. Так показывая официанта, который с большой ловкостью, как эквилибрист, носит установленный посудой поднос, один артист приклеил посуду к подносу. Этот обман помог ему всю свою энергию и время употребить не на то, чтобы действительно научиться носить поднос, а на пластику тела, которая создала иллюзию ловкости официанта. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |