|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава XI. НАРУШЕНИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВАЕсли сознание есть знание о другом, то самосознание - знание человека о самом себе, это своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя и другое. Гегель В течение длительного филогинетического становления человека постепенно в центральной нервной системе выработалось системное образование самовосприятия, осознания своего тела и тем самым отделения себя стало важнейшим условием активного отношения личности к окружающей среде. Специфической особенностью этих образований, включающих деятельность различных рецепторов и эффекторных зон мозга, является их функционирование как единое целое. Наличие и воспроизведение в сознании системных образов нашего тела, а также отдельных частей и органов в статике и 164 в процессе функционирования называют «постуральной моделью» или «схемой тела». П. Шидьдер рассматривают проблему «схемы тела» с психологических позиций. Под «схемой тела» он подразумевает понятие, которое каждый составляет о себе. Согласно его толкованию «схемы тела», в ней представлены части тела, их пространственные взаимоотношения и связи с восприятиями и представлениями внешней среды. 1. НАРУШЕНИЯ «СХЕМЫ ТЕЛА» Правильное представление о моем теле получается от правильных раздражений. Если вы видите руку не такой, как она есть, а больше, то это искажение. При помощи кинестетических, зрительных, слуховых ощущений получается представление о теле. Раз афферентные раздражители искажаются, то и представления искажаются. И. П. Павлов. Для иллюстрации нарушения «схемы тела» мы сделаем несколько извлечений из историй болезней, опубликованных в монографии А. А. Меграбячна «Деперсонализация» (111). Больная К.(шизофрения), 19 лет, студентка. В ноябре почувствовала увеличение головы, особенно надбровных дуг, а также удлинение ног. Обратилась к хирургу с просьбой немного подрезать ей ноги, так как рост у нее слишком большой. Хирург отправил ее к психиатру. Решила сама сделать операцию. Тайком приготовила инструменты, сделала разрез кожи и глубоких мышц и стала долбить кость долотом. В это время вошел отец и вызвал скорую помощь У больного Д. (шизофрения), 22-х лет наблюдались изменения схемы тела: казалось, что тело больного как бы окружено футляром: одна половина тела напоминает Маяковского, вторая - Есенина, а посредине он сам. Отмечались также явления метаморфопсии: предметы менялись по форме и величине, изменялись их пространственные соотношения, предметы то удалялись, то приближались Больная С. (состояние после перенесенного гриппа), 32 г. Утверждает, что временами она становится как мертвая («остается только одна видимость»). Через месяц появились резкие изменения в ощущении своего тела: голова ей казалась раздвоена на части, тело несимметрично, одно плечо выше другого, туловище как будто повернулось на 180 градусов, руки, ноги, губы какие то толстые. 165 Больной П. (эпилепсия), 25 лет. Периодически испытывает приступы во время которых руки становятся как будто короткими, пальцы толстыми и отвратительными; голова временами увеличивается до огромных размеров. Голос кажется чужим, исходящим не из собственного тела. Студент (19 лет) испытывал изменения в собственном теле во время дремоты, при заболевании с повышенной температурой. Изменения касались, главным образом, верхних конечностей. Руки неимоверно разрастались и заполняли все поле зрения, (наблюдение Р. И. Меероича,) Инженер (25 лет) в 10-летнем возрасте во время скарлатины отметил уменьшении размеров туловища с одновременным увеличением головы и изменения в «схемы тела», которое выражалось в сильном увеличении верхних конечностей. В 1943 г. в блокадном Ленинграде эти ощущения вновь стали повторяться, как правило, в состоянии дремоты.(наблюдение О. Н. Кузнецова, 1943). Больная Д. Счетовод 28 лет, (психическая травма), жалуется, что голова временами кажется большой, как будто отделяется от тела, падает в бездну. Временами чувствует свое тело чужим, неживым. У этих больных, наряду с нарушением схемы тела наблюдались и другие симптомы, но мы для иллюстративности вычленили только эту форму деперсонализации. Так же мы будем поступать и в дальнейшем, так как наша книга не ставит целью проводит клинические разборы больных, а подчинена другим целям. В наших экспериментах с воспроизведением невесомости на самолетах один из испытуемых врач по профессии, так описал свои ощущения: «В начале воздействия невесомости в первой горке почувствовал легкость во всем теле. Затем почувствовал какую-то неестественность в руках. Казалось, что руки стали удлиняться и увеличиваться в размерах. Четко понимал, что руки не могут увеличиваться, но эта иллюзия держалась на всем протяжении воздействия невесомости в первой горке. Во второй горке иллюзия повторилась. Но она полностью исчезала, когда начинал смотреть на руки. Когда закрывал глаза, то ощущал, что руки увеличиваются. При выполнении пробы на координацию ощущал смазанность в движениях». Один из летчиков, который первый раз пилотировал самолет по параболе Кеплера, рассказывал: «Через 8-10 секунд в невесомости почувствовал, что будто голова начинает распухать и увеличиваться в размерах. На 13-й секунде появилось впечатление медленного кручения тела в неопределенном направлении. Еще через 15 секунд стал терять пространственную ориентировку и поэтому вывел самолет из параболического режима». Аналогичные феномены имели место и во время космических полетов. Румынский космонавт Д. Прунарию свидетельствовал: «Мне на орбите сначала показалось, что голова резко увеличилась в размерах и отделилась от туловища. Это вызвало неприятные эмоциональные реакции (чувство страха) Потом все встало на свои места» Впервые нарушения «схемы тела» при изменении весомости описали Паркер и Шильдер (цит. по: 59), которые свои исследования проводили на скоростном лифте Они наблюдали, что при движении лифта вверх экстренная остановка вызывала у человека ощущение, будто тело, продолжая подниматься, внезапно стало легче, вышло из самого себя и стало двойным. Испытуемым казалось, что одно тело, «действительное», поднимается вверх, а другое тело, пустое, почти неощутимое, останавливается. Аналогичное состояние («отделение души от тела») пережил А. Филипченко (174)при наступлении невесомости в момент выхода корабля на орбиту. И. М. Сеченов в работе «Элементы мысли» (147) показал, что в сумме органических ощущений, образующих «нижний пласт» самосознания личности (самочувствие, соматовосприятие «Я»), большой удельный вес имеет афферентация от мышц, называемая проприо-цепцией («ощущение самого себя»). На основании клинических наблюдений психиатр В. А. Гиляровский (50) пришел к выводу, что представление человека о том, в каком положении находятся его туловище, голова и конечности, возникает на основе ощущений, идущих от всех периферических частей двигательного анализатора (от мышц, сухожилий и суставных поверхностей). Большое значение для формирования «образа тела» имеют ощущения ребенка при прикосновении руками к собственному телу. Эта познавательная деятельность часто наблюдается у маленьких детей, является первым зачатком осознания причины и следствия. В формировании «образа тела» с самого раннего возраста значительную роль играет зеркало. Таким образом, «вживание в собственное тело» происходит в процессе развития ребенка в послеутробном периоде. Аналогично образованию функциональной системы, отражающей пространство, в процессе индивидуального развития образуется функциональная психосоматическая система, отражающая собственное тело человека. В условиях невесомости в результате резко измененной аффе-рентации со стороны ряда рецепторов происходит рассогласование 167 отражающей тело функциональной системы, что приводит к нарушению самосознания. Синдром деперсонализации в форме нарушения «схемы тела» возникает не только в невесомости, но и в условиях сенсорной депривации (от лат. Sensus - ощущение и анг. Deprivation - лишение), острого дефицита сенсорных ощущений. У спелеолога А. Сенни при 130-дневном пребывании в пещере нарушение самосознания проявилось в том, что он стал воспринимать себя чрезвычайно маленьким - «не более мухи». Больной Д. с менингиальным синдромом туберкулезной этиологии, лежа на кровати, начал ощущать двух двойников. Один лежал над ним, а другой под кроватью в таком же положении, как и он Больной утверждал о их значительной достоверности. Указанные феномены появились при повышении температуры тела. Аналогичные деперсонализационные расстройства наблюдались в экспериментах по сенсорной депривации зарубежными исследователями. Ряд испытуемых переживали при этом трудно передаваемые физические ощущения «как будто у них два тела, частично совпадающие и вместе с тем лежащие сбоку от них, которые занимали некоторое пространство внутри помещения»; другие ощущали перемещение частей тела, изменение их объема и длины, их «обособление», «чуждость» и «телесную необычность». По данным Хоти, у одного из испытуемых в имитаторе космического корабля появилось чувство, что его руки и ноги увеличились до таких огромных размеров, что он стал испытывать физические затруднения при управлении аппаратурой тренажера. Как показали наши исследования по переносимости невесомости люди делятся на три группы. Приведем несколько отчетов испытуемых из первой группы: «В условиях невесомости испытываешь поразительную легкость всего тела. Мышцы были полностью расслаблены. Возникло чувство приятного отдыха». «При восприятии невесомости все тело наполнилось какой-то непомерной и в то же время приятной легкостью. Я пробовал брать различные предметы и «класть» их в пространство: положил карандаш - он свободно плавал в воздухе кабины». Небезынтересны наблюдения Р. И. Меерович за больными, когда один из симптомов их заболевания состоит в чувстве потери собственного тела. У больной Б-й «часто появляется чувство невесомости - ей кажется, что она движется по воздуху». Больная С. «ночью просыпается с чувством, что висит в воздухе». Подобные же наблюдения имеются и у А. А. Меграбяна. Больной Ш. сообщает: «Вот я не чувствую ни себя, ни своего тела. Точно плыву по воздуху». Больная В. говорит, что «иногда ее тело становится легким, как пух, невесомым», что она ходит «как бы по воздуху» и т. д. Больной Б.(психическая травма), 16 лет, рассказывает, что ему иногда кажется, что если он спрыгнет со второго этажа в сад, то с ним ничего не случится, так как он медленно, плавно спуститься в низ. Он не ощущал своего веса во время ходьбы, ему казалось, что он плывет в воздухе. Если мы обратимся к истории, то там найдем повествования о левитации йогов, а также святых в различных религиях. Это состояние возникало, как правило, в экстазе, когда мистик «общается» с духами. При внезапном появлении ощущения легкости им начинает казаться, что тело приподнимается над землей и парит в воздухе. В. П. Осипов в руководстве по психиатрии приводит следующее наблюдение. «Послушник одного монастыря, заявивший о своей необычайной легкости и способности к летанию, выскочил из окна своей келью для полета; по его словам он испытывал не только легкость своих членов, но и ощущение воздуха, скользящего по его кожной поверхности. (129). Этнографы, изучающие народности Горного Алтая, свидетельствуют, что камлание шаманов приводит иногда к трагическому финалу. Во время экстаза шаманы, уверовав, что они могут летать, забирались на высокий кедр или скалу, прыгали оттуда и разбивались на смерть. А. А. Меграбян пишет: «Одним из нелепых верований спиритов, а также сектантов, именно хлыстов, скопцов, малеванцев, которые утверждают, что тела их во время религиозных упражнений становятся легкими, воздушными, лишенными веса, и они чувствуют себя отделенными от земли» (111). Как показывают исследования, люди в эпоху средневековья, причислявшие себя к ведьмам, приготавливали зелья и мази из так называемых «трав дьявола» Употребление их вызывало не только галлюцинации, но и иллюзии утраты веса, полета. Картину такого полета описал А. С. Пушкин в стихотворении «Гусар»: ...Всю склянку выпил; верь не верть - Но кверху вдруг взвился я пухом. Стремглав лечу, лечу, лечу, Куда не помню и не знаю; Лишь встречным звездочкам кричу: Правей!., и назем упадаю... 169 Для подтверждения воздействия на психическое состояние «трав дьявола» психиатры в конце XIX века исследовали зелья и мази «ведьм». Оказалось, что в их состав входили такие растения, как паслен, конопля, мандрагара и другие травы, содержащие наркотики. И. А Сикорский, в целях эксперимента опробировал эти «зелья» и пережил своеобразное состояние, сопровождающееся ощущением потери веса и подъема ввысь. Состояние утраты веса («невесомости») при длительном нахождении в наземных тренажерах испытывали некоторые испытуемые. Так одному из астронавтов, по данным Хоти, в отдельные моменты казалось, будто он парит в воздухе в состоянии невесомости. Видимо, в приводимых наблюдениях мы сталкиваемся с блокадой афферентации по различным причинам, которая в обычных условиях отражает (на земле или в воде) ощущение веса тела или с нарушениями в структурах головного мозга. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |