|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Весь мир - театр
В нем женщины, мужчины - все актеры, У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль... В. Шекспир. Любое развитое общество, как система, представляет собой сложную сеть взаимосвязанных и взаимопроникающих подсистем. Один и тот же человек одновременно участвует во многих из них, выполняя различные социальные функции, которые в настоящее время принято называть ролевыми. Приведем пример, в котором просили исследуемых составить автопортрет из 20 слов: «Я девушка, студентка, комсомолка, оптимистка, блондинка, застенчивая, правдивая, лентяйка, мечтательница, больше всего на свете люблю солнце, «анархистка», меланхолик-холерик, люблю путешествовать, не люблю, когда ругают, фантазерка, незлопамятна, ненавижу ложь и лицемерие, вспыльчива, отходчива, иногда упряма». В этом автопортрете опрашиваемая, наряду с биологическими свойствами и характерологическими особенностями, перечисляет также социальные функции или ролевые ипостаси (студентка, комсомолка). Здесь следует сказать, что ролевая функция возникает только тогда, когда есть с кем, перед кем и с какой целью ее играть. Невозможна роль матери без детей, преподавателя без учеников, офицера без подчиненных, короля без подданных и т. д. С возрастом, полученным образованием, инициативностью у личности увеличивается количество ролевых функций, что отчетливо видно из следующего автопортрета: «Я человек, женщина, мать, жена, педагог, классный руководитель, инженер-механик, люблю турпоходы люблю море, эгоистка, сварлива, шатенка, весела, нервная, уступчивая, люблю музыку, люблю в одежде спокойные тона, не люблю фальши, требовательна, люблю детей». Если в первом примере указывается только 2 социальные роли, то во втором - 5. Представляет интерес воспоминание психолога А. В. Петровского: «Будучи первоклассником, еще не зная, разумеется, что такое «роль»... я был потрясен, увидев мою учительницу в магазине. Мне казалось невероятным, что сама Елизавета Алексеевна, как все дру- гие покупатели, стоит в очереди, что-то укладывает в авоську...Она осмысливалась мною лишь в одной единственной роли: поучающей, объясняющей, карающей «десницы». Роли «учительницы» и «покупательницы», совмещенные в одном человеке, казались противоестественным сочетанием» Исторически понятие личности и роли начали складываться в античном мире. Первоначально термин «персона» обозначал маску (в русском языке «личина»), которую актер надевал в древнегреческом театре. Слово «роль» (лат. «rotula»), во французском языке превратилось в «role», обозначающее деревянный цилиндр (ролик, свиток). На этот ролик наматывался пергамент, на котором было написано, что должен делать и говорить актер во время представления. Античный театр ничего не выдумал о масках и роля, а только в образной форме, освободив от второстепенных деталей, отразил систему отношений и типы людей, занимающих то или другое положение в рабовладельческом обществе. Г. Гейне утверждал, что театр -«это особый мир, отделенный от нас так же: как сцена от партера. Между театром и действительностью находится оркестр, музыка и тянется огненная полоса рампы. Действительность, миновав область звуков и переступив знаменательные огни рампы, является нам на сцене, преображенная поэзией». Вот почему понятие роль и личность, воспринятые общественным сознанием, довольно быстро сошли со сцены и шагнули в жизнь. Античный философ Платон говорил о «трагедии и комедии жизни», в которой люди играют роли, предуготовленные им богами или судьбой. Однако люди являются не только актерами, но и сценаристами всемирно-исторической драмы. В отличие от театральной - на исторической «сцене» звучит не отрепетированный, а подлинный смех, льются настоящие слезы и кровь, раздаются неподдельные вопли, люди веселятся или страдают, стонут, умирают и уже не поднимаются, чтобы выйти на авансцену под аплодисменты зрителей. «Что такое творчество актера в узком техническом понимании его? Есть ли выбор в системе?» - спрашивал артист Певцов и отвечал: «Это так субъективно, что я не могу вывести никакого правила или закона. Очень часто и очень много пишут об этом не актеры, а театроведы и критики. Их мысли скользят около этого вопроса. Актеры же приблизительно сходятся один с другим в главных мыслях. 9* 243 Но говори об этот очень мало, не только потому, что они не обладают достаточной литературной культурой, не умеют писать, но и в силу того, что творческая практика знакомит их с такими огромными пластами и пространствами в этой области, что они не могут все это охватить и глубоко проанализировать. Да к тому же мы орудуем с такими областями человека в связи с общим ростом человеческих знаний, которые не вполне еще изучены. Но надо думать, что в связи с общим ростом человеческих знаний, открытиям науки мы сумеем открыть способы точного управления своим психическим аппаратом» Если говорит о конце XIX и начале XX огромный вклад в становление и развитие этого вида искусства внесли такие крупные деятели театра, Как Михаил Щепкин, Коклен старший, Томазо Сальвини, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Федор Шаляпин, Алексей Попов, Жан Вилар, Михаил Чехов, Алексей Дикий и, конечно же, Константин Сергеевич Станиславский. Говоря о Станиславском следует сказать, что разрабатывая свой «метод физических действий», он использовал ряд положений из трудов И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Мимо Павлова не прошел и В. Э. Мейерхольд В 1933 г. артист А. Э. Ашанин (Шидловский) при Всероссийском театральном обществе организовал лабораторию по изучению творчества актера, которую возглавили ученики Павлова Н. А. Подкопа-ев и В. И. Павлов. В разное время интерес к сценическому искусству проявляли физиологи Л. А. Орбели, П. К. Анохин, Ю. П. Фролов, Э. Ш. Арапе-тян, П. В. Симонов, психологи В. С. Выгодский, А. Р. Лурия, П. М. Якобсон, режиссеры В. О. Топорков, А. Д. Дикой, Ю. А. Завадский, П. М. Ершов, Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов и другие. В последнее время запросы практики к проблемам ролевой игры привлекла внимание к себе не только артистов, режиссеров, физиологов и психологов, но и многих специалистов различных сфер дельности (педагогику, медицину, управленческую психологию, военное искусство, политологию, СМИ и т. д.). В этом разделе мы рассмотрим психологию ролевой игры в ряде перечисленных сфер деятельности, на сцене и в эксперименте, акцентуируя внимание на интуиции. 244 Глава XV. РОЛИ, КОТОРЫЕ МЫ ИГРАЕМ. Люди - прирожденные актеры. Ролевые игры - это осязаемое проявление деятельности. Ролевые игры могут принимать различные формы, не ограниченные пространством, временем и целью. Д. Киппер Эта глава посвящена ролевой игре не в театре, а в различных формах деятельности человека. 1. РОЛЬ Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое - своим. М. Монтенъ. Приняв на себя определенную роль, человек начинает действовать по заданной программе. Эта «заданность» в зависимости от структуры системы или подсистемы может быть зафиксирована в должностных инструкциях, уставах, семейных, сословных, национальных, классовых и других традициях. Иллюстрацией может служить герой романа «Анна Каренина» Вронский, который руководствовался неписаными правилами «света». «Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, -что обманывать нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений, и можно оскорблять и т. д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Идя на работу мы одеваем соответственно своей социальной роли одежду, которая в ряде государственных институтов и профессий жестко регламентирована (форма военнослужащего, железнодорожника, милиционера и т. д.; одеяние судьи, священника и др.). В ряде случаев одежда определяется общественным эталоном. Например, вряд ли учительница на уроке появится в мини-юбке. Мало этого, мы не только экипируемся, бреемся, накладываем макияж, но и в соответствии с ролью «одеваем» нервно-мускульный «грим», придаем осанку своему телу, а также настраиваем голос на определенную интонацию. А. С. Макаренко считал, что не может быть хорошим воспитателем и руководителем тот, кто не владеет мимикой, 245 кто не может придать своему лицу, интонации голоса необходимое для ситуации выражение: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голо-са»(104). Врачебная профессия имеет много общего с театральным искусством. Драматический конфликт «врач - болезнь» всегда примерно одинаков по сути. Обязанности драматурга делят между собой сама жизнь, создавшая конкретную ситуацию, и врач, ведущий диалог с больным. Именно от врача зависит придать этому диалогу ту или иную форму, определить его построение, подобрать единственно важные, необходимые в каждой данной ситуации слова и тон. В «Записках врача» у В. В. Вересаева находим: «Везде, на каждом шагу, приходится быть актером; особенно это необходимо потому, что болезнь излечивается не только лекарствами и назначениями, но и дущой самого больного; его бодрая и верящая душа - громадная сила... Больной страшно нуждается в этой вере и чутко ловит в голосе врача всякую ноту колебания и сомнения. И я стал привыкать держаться при больном самоуверенно, делать назначения самым докторальным и безапелляционным тоном, хотя в душе в это время поднимались тысячи сомнений» (31). Если кто-либо из читателей возьмет в руки руководство по психиатрии, то найдет заболевание, которое носит название «ятрогения» (от греч. iatros - врач genno - порождаю). Слово врача может исцелить больного. Но неосторожно сказанное, не понятое больным или неуместная шутка, оно может усугубить болезнь и даже убить Обычно лекцию об ятрогении для медиков я начинаю со следующего случая. И. И. Панаев вспоминает, как личный врач Пушкина доктор Спасский словом убил больного! «Доктор возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он приехал... произнес: «Скажите мне, есть какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» «Никакой, - ответил Спасский. - Да что ж такое? Все умрем батюшка! Вот и Пушкин умирает. Слышите ли? Так уж нам с вами можно умереть!» Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в один деть и почти в один час с Пушкиным. В этом случае доктор, потеряв самообладание, нарушил врачебную заповедь: поп посеге! (не повреди!)» (5). В своей книге «Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания» Р. А. Лурия приводит большое количество аналогичных случаев. Приведем только одно наблюдение. У Больной Г. была обнаружена недостаточность сердечных клапанов. С таким заболеванием люди доживают до глубокой старости. Профессор X., найдя что сердечная деятельность не внушает никаких опасений, шутя сказал: «Вы можете вообще не беспокоиться о своем сердце - раньше меня не умрете, а если умрем то вместе». На другой день консультант скоропостижно скончался. Врач М., вызванный к больной нашел ее в возбужденном состоянии. На все утешения врача больная отвечала: «знаю, что должна умереть, слова X. должны сбыться» На следующий день случился инсульт и ночью она умерла» (100). Не подлежит сомнению, что внезапная смерть была результатом не только психической травмы (смерть врача), но и теми словами, которые шутя произнес знаменитый профессор, которому безусловно и целиком доверяла эта женщина. Американский врач Л. Досси приводит пример актерской игры. Пациент Д. был помещен в больницу с подозрением на рак. За шесть месяцев он потерял 50 фунтов. Он исхудал, ослаб, и по выражению Досси, на нем лежала печать смерти. Но врачей больше всего угнетало другое: обследования, производившиеся постоянно, не показывали признаков рака. Все анализы были абсолютно нормальными. Д. умирал, а врачи не имели понятия почему. Наконец Д. признался, что знает причину своего состояния. «Доктор, - сказал он, на мне порча». И рассказал, что некий его враг нанял шамана, тот украл прядь его волос и навел порчу. Шаман объявил, что теперь Д. обречен на смерть. Когда Д. узнал о наведенной на него порче и поверил в это, он перестал есть. В больницу он пришел умирать. Лечащий врач, видя, что никакое обычное лечение не помогает, решил испытать последнее средство: обряд снятия порчи, хотя он не был мистиком. Ровно в полночь он срезал у пациента с головы прядь волос и сжег ее. Пока волосы горели, врач произнес. «Как горят в огне эти волосы, так сгорает порча в твоем теле. Но если ты хоть кому-нибудь расскажешь об этом, порча вернется к тебе!» Д. взирал на церемонию с благовейным страхом. А самое главное, он в нее поверил. На следующее утро он потребовал на завтрак тройную порцию на обед и ужин - вдвойне. Через несколько дней он покинул больницу здоровым человеком» (4). Случаи внушенный смерти врачами, колдунами, шаманами, экстрасенсами - не единичны. Так же не единичны случаи, когда исцеляющая вера возвращала к жизни больных. Одной из особенностей лжи является то, что человеку необходимо затормаживать истинные мысли, которые уже зафиксировались в «корковых» моделях, и параллельно сформировать «обманные», которые высказываются вслух. Что бы разоблачить преступника во время допросов от следователя требуется искусство вести игру при проведении допросов, отслеживая эмоциональные реакции подозреваемых. Совсем не случайно на допросе свет направлен на лицо допрашиваемого. В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевский очень ярко демонстрирует артистическую игру следователя Порфирия Петровича во время диалогов с Раскольниковым. Все реплики и вопросы, подхватывание и трактовка Порфирием слов Родион, да и само поведение его (смеется ли он или, напротив, становится серьезным, садится ли он рядом с подозреваемым или ходит по комнате взад и вперед, обсуждает ли идеи статьи бывшего студента и т.д.) - все это игра, причем, с перевоплощением: «Эй, послушайте старика, серьезно говорю, Родион Романович (говоря это, едва ли тридцатипятилетний Порфирий Петрович действительно как будто вдруг весь состарился: даже голос его изменился, и как-то весь он скрючился), -к тому же я человек откровенный-с». О своих артистических способностях, об умении притворяться Порфирий Петрович признается при первом же допросе: «- В самом деле вы такой притворщик? - спросил небрежно Раскольников. - А вы думали, нет? Подождите, я вас проведу - ха-ха-ха!» Произнося двусмысленные слова, следователь ведет себя при этом казалось бы совершенно добродушно, что не дает возможности Раскольникову до конца понять скрытый смысл его слов. Он постоянно держит подследственного в эмоциональном напряжении в результате того, что тот до конца не уверен: предупреждает ли его он, что «западня захлопнулась» или же это безобидные «отеческие» поучения: «Мысли кружились как вихрь в голове Раскольникова..-Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью... А что, если мне так только кажется?.. Может быть, это все без намерения? Все слова их обыкновенные, но что-то в них есть...Почему он сказал прямо «у ней?» Подмигнул мне давеча Порфирий аль нет? Верно, вздор; для чего бы подмигивать... Или все мираж, или знают!..» Зорко отслеживая реакции Родиона, следователь как бы откровенно говорит, что его задача постоянно держать подозреваемого в состоянии информационной неопределенности: «Да оставь я иного-то господина совсем одного: не бери я его и не беспокой, но чтоб знал он каждый час и каждую минуту, или по крайней мере подозревал, что я все знаю, всю подноготную, и денно и нощно слежу за 248 ним, неусыпно сторожу, и будь он у меня сознательно под вечным подозрением и страхом, так ведь, ей-богу, закружиться, право-с, сам придет, да, пожалуй, еще и наделает чего-нибудь, что уже не дважды два походить будет, так сказать, математический вид будет иметь, -оно и приятно-с». Замечательный мастер своего дела, умный и тонкий аналитик человеческих душ, блестящий диалектик, артист, разгадавший тайну Раскольникова по самым незначительным, я бы сказал по психологическим уликам, шаг за шагом вынуждает убийцу к саморазоблачению, которое происходит в состоянии аффекта: «- Лжешь, ничего не будет! Зови людей! Ты знал, что я болен, и раздражить меня хотел, до бешенства, чтоб я себя выдал, вот твоя цель! Нет, ты фактов подавай! Я все понял! Нет у тебя фактов нет, у тебя одни только дрянные ничтожные догадки,.. Ты знал мой характер, до исступления меня довести хотел, а потом и огорошил вдруг, попами да депутатами... Ты их ждешь? А? Чего ждешь? Подавай». В работе «Достоевский как криминалист» известный русский юрист А. Ф. Кони писал: «Душевные переживания Раскольникова в связи с глубоко продуманными приемами судебного следователя Порфирия Петровича изображены Достоевским с такой поучительной реальностью, что Бернар де Глайо (председатель парижского апелляционного суда - В. Л.) в своей книге «Les passions criminelles» и известный французский криминалист-практик Атален постоянно ссылаются на них, а последний даже заключает свои лекции словами: «Surtout, messieurs, lisez Dostoyevski»(74). Исполнение роли зависит от занимаемой личностью позиции и ответственного отношения к налагаемыми обязанностями, от теоретической и практической подготовленности, способностей, то есть от индивидуальных особенностей. Отношение личности к своей роли может быть положительным, отрицательным или индифферентным. При положительном отношении человек воспринимает свою роль как личное призвание, как реализацию собственных интересов. В этом случае можно наблюдать максимальную активность и удовлетворенность своей деятельностью. Примером может служить сопоставления великого реформатора - Петра Первого и царя Федора. Федор, согласно историческим источникам, был умственно недоразвитым человеком. Этот дефект царя, по сану всесильного, находил свое отражение в нерешительности, боязливости, не способности предвидеть развитие событий, внушаемости, что обусловило его зависимость от умного власто- 249 любивого шурина - Бориса Годунова. В сатирической «Истории Государства Российского» у А. К. Толстого находим меткую характеристику: Затем царить стал Федор, Отцу живой контраст, Был разумом не бодр, Трезвонить был горазд. К людям, хорошо выполняющим свои ролевые функции, социальное окружение относится одобрительно. Их хвалят, награждают и т. д. Нередко именно стремление «оправдать надежды», «не обмануть ожидания», заслужить одобрение становится сильным внутренним мотивом, помогающим человеку успешно выполнять возложенные на него обязанности. Причем в качестве контролеров, следящих за выполнением роли в соответствии с традициями или должностными инструкциями, являются руководители, партнеры по совместной работе, общественной деятельности, совместной жизни. Если поведение человека расходится с представлениями социального окружения, если он плохо выполняет социальную роль, к нему применяются санкции (насмешка, порицание и наказание). Возвращаясь к роману Л. Н Толстого, можно увидеть, что счастливая жизнь Вронского и Анны закончилась после того, как они нарушили светские правила игры. К самоубийству же общественное мнение толкнуло героиню тогда, когда она вообще вышла из «роли» жены высокопоставленного чиновника. Заметим, что когда пишется характеристика, то на первом месте указывается как человек выполняет социальные роли (хороший инженер, семьянин, уделяет внимание общественной работе и т. д.). На втором - психологические особенности, а биологические -, как правило, не указываются. Рождаясь, ребенок попадает в определенную социальную среду, где люди находятся в определенных связях, в основе которых лежат семейные, групповые и экономические отношения. Освоение социальных функций детьми начинается с того момента, когда они начинают играть в игрушки, а затем в ролевые игры. «Присмотритесь и прислушайтесь, - писал в 1867 г. К. Д. Ушинс-кий, - как обращается девочка со своими куклами, мальчик со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действий, окружающей его жизни отражение, часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но тем поражающее достоверностью своих потреб 250 ностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки «получали чины и брали взятки» Вот одно из любопытных наблюдений: «Раннее утро. В садик пришли пока двое: Дима и Галя. - Дима, -обращаясь к Гале,- давай играть. Ты будешь мама, а я папа - Давай, - соглашается девочка. - Ты обед готовишь, а я как будто пьяный пришел. Смотри, вот так иду и брякаюсь на кровать... - Нет, - тянет девочка, - так не бывает. Надо разуться у порога, я же иолы помыла. - Ничего не надо, ты сама с меня туфли стащишь, а потом пойдешь и заплачешь...» За этой, казалось бы, забавной картинкой, стоит система отношений родителей в различных семьях. А. С. Макаренко считал, что игра обязательно должна присутствовать в любом детском коллективе. Он бы убежден, что детский коллектив не играющий не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает и по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то лишь ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного изображает, о чем-то более высоким себя чувствует, играя. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. «Природа берет свое» - нередко можно услышать от взрослых, когда они наблюдают играющих с куклой маленькую девочку или мальчика, забивающего молотком гвозди. Так ли, что достаточно родиться мальчиком или девочкой и само собой появится мужской или женский тип поведения? Этнограф М. Мид обнаружил на одном из островов Тихого океана племя туземцев, жившее совершенно изолированно от остального мира. Быт этого племени оказался весьма своеобразным: например, ни дети ни взрослые не знали кукол. Привезенные этнографе?*! и розданные ребятам куклы в равной степени заинтересовали и девочек и мальчиков. Они начали с ними играть так же, как играют в куклы девочки всех народов мира. Логично было бы подумать, что в девочках заговорил биологический инстинкт материнства, а мальчики временно увлеклись иг- рой в куклы из подражания девочкам. Действительно у половины детей увлечение куклами было временным, и вскоре они перестали играть. У другой половины интерес не проходил, а напротив усиливался, и дети придумывали все новые и новые игры с куклами. Но вопреки, казалось бы, логике быстро охладели к куклам... девочки, в то время как мальчики продолжали играть с ними. Своеобразие быта этих островитян состояло, между прочим, и в том, что главная забота по уходу за детьми и их воспитание обычаем возлагалось на более свободных мужчин, в то время как женщины всегда были заняты добыванием и приготовлением пищи. Бывают случаи, когда при рождении в силу некоторых незначительных анатомических аномалий путают пол ребенка. Мальчика, например, нарекают Машей. Но вот в переходном возрасте у «Маши» появляется бас и начинают расти усы и борода. В результате небольшой хирургической операции удается, как говориться» «все поставить на свое место». Человек реабилитирован в своей принадлежности к «сильному полу». Но вот что удивительно. Человек, рожденный мужчиной, но воспитанный как женщина, настолько сросся с моделью женского поведения, что овладеть мужским типом ему не всегда удается полностью. Наблюдения за детьми с ошибочно воспринятой принадлежностью к полу говорят о том, что биологически человек рождается бисексуальным, а психологически - нейтральным. Только в процессе воспитания ребенок овладевает одной из двух моделью поведения. Не осознавая воспитательного воздействия, родители для своих детей покупают «мальчишечьи» и «девчоношные» игрушки. «Не реви, ты не девчонка!», «дерутся только мальчишки!» - вот нередко употребляемые фразы, которые затормаживают у детей отклонения в сторону от модели мужского или женского поведения. В этом случае проявилась общая, но не всегда так отчетливо видимая закономерность. Общественные условия более существенно определяют интересы, чувства и деятельность человека, чем его биологические особенности. В последние годы неуклонно нарастает количество разводов. Одной из причин оказались конфликты, вызванные неоднозначным пониманием ролевых функций мужа и жены в начале супружеской жизни (первый кризисный период брака). Как выяснилось, для многих конфликтующих эталоном служили родители. Опрос 150 ребят в возрасте 5-7 лет в Германии дал следующие результаты: 86% опрошенных ответили, что приготовление пищи - 252 дело матери, а чтение книг, по мнению 82% ребят - это привилегия отца. Делать покупки 83% относят к обязанностям матери, а читать газеты 82% считают делом отца. Сложилось убеждение у 100% детей, что стирка белья^ - дело матери. Пить пиво и курить дело отца -так полают 80% малышей. В одном исследовании было опрошено 100 разведенных и 100 пар, сохранивших супружеские отношения. Разница между оценкой совпадения представлений о ролевых функциях супругов у разведенных пар в четыре раза превосходила разницу между оценками пар состоящих в браке. Те, кому удалось сохранить супружеские узы, имели не только большое сходство в представления о взаимоотношениях в браке, но и умели находить компромиссы при возникновении расхождений во взглядах В любом классовом обществе, как считал К. Маркс, производственные отношения носят безличный характер. Это не отношения одного индивида к другому, а отношения рабочего к работодателю, крестьянина к земельному собственнику и т. д. Они находят отражение в идеологии, культуре, воплощаются в нравственных оценках и правовых нормах. Ни отдельный человек, ни конкретное поколение как таковое, не создает этой сложной системы, а застают как нечто данное. И возможность стать человеку рабочим, банкиром, рантье и т. д. часто не зависит от него. Вот почему общественные науки (политическая экономия, социология и др.) абстрагируются от индивидуальных особенностей людей, а последние выступают лишь как носитель определенных классовых отношений. Из этого не следует, что рантье или капиталист перестают быть личностями. Маркс подчеркивал, что их личность обусловлена и определена вполне конкретными классовыми отношениями, и данное различие выступает лишь в их противоположности к другому классу, а для них самих обнаруживается лишь тогда, когда они обанкротились. Из этого рассуждения следует, что свойства человека как личности не исчерпываются ролевой функцией, но последняя является их существенной детерминантой. Мы можем наблюдать, особенно на мелких предприятиях, когда система отношений между рабочим и работодателем носит дружеский характер. Однако, какие бы иллюзии не питали они, их отношения находятся в зависимости от классовых отношений. Иллюстрацией может служить наблюдение психиатра Дж. Фурста Речь идет о владельце небольшой фабрики, который хорошо знал каждого своего рабочего. Он дружил с ними и каждому давал при- 253 личный заработок. В период депрессии, оказавшись перед фактом уменьшения прибыли, он был вынужден уволить некоторых рабочих, хотя знал, что им будет нелегко найти новую работу. Затем он уменьшил оклады у оставшихся друзей. В результате этих действий он был вовлечен в конфликт с бывшими друзьями, которые объявили забастовку. Чтобы сохранить свое положение в деловом мире, поддержать уровень жизни семьи и сохранить фабрику, в которой были сосредоточены его многолетние усилия и интересы, он был вынужден вступить в непримиримую борьбу и сорвать забастовку. В конечном итоге он ожесточился к людям, которые нравились ему раньше (176). Из всего сказанного нетрудно увидеть, что социальная роль - это не что иное, как заданная программа действий человека, занявшего определенное место в структуре группы (коллектива), входящей в тот или другой слой общества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |