|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КЛЮЧ, ПРИОТКРЫВШИЙ ТАЙНУ СНА
Сон - узурпатор душ таинственный - в свой круг берет властно наш ум, а в своих глубинах с ним делает все, что хочет - враг и друг. Без чувства -чувствуют, глядит смеженным взором! Д. Байрон. Открытие биоэлектрической активности мозга было сделано в 1875 г. Ричардом Катоном. С помощью гальванометра на скальпе между двумя точками он обнаружил разность электропотенциалов в несколько тысячных вольта. Особый вклад в 20-е годы XX столетия в изучение биоэлектрической активности мозга внес немецкий врач Ганс Бергер. К стрелке гальванометра он прикрепил зеркальце, которое отбрасывало «зайчик» луча на движущуюся ленту фотобумаги. Прикрепив к голове два электрода, соединенные с гальваномет- 115 ром, он зарегистрировал у спокойно бодрствующего человека волны частотой 8-12 циклов в секунды. Так был открыт знаменитый «альфа-ритм». В 1937 - 1938 гг. Английские ученые Лумус, Хорвей и Девис на более чувствительной аппаратуре записали большое количество ЭЭГ. В результате систематизации их, они выделили пять основных стадий развития сна, которые, в какой-то степени, соответствуют гипнотическим фазам, открытым Павловым. Во время стадии «А» на ЭЭГ виден альфа-ритм. Вторая стадия «В» (дремота) характеризуется исчезновением альфа-ритма и появлением нерегулярных быстрых низкочастотных тета- и бета-ритмов, (через 15 лет последних 2 стадии объединили) Наступает стадия «С». Это уже поверхностный сон. На ЭЭГ появляются «сонные веретена» (группы волн с частотой 13-14 герц). Быстрые бета-ритмы пропадают, но взамен им появляются низко амплитудные колебания в дельта-диапазоне. В стадиях «Д» и «Е» сначала на фоне сонных веретен, а потом уже без них нарастает количество дельта-волн с частотой 0,5 - 4 герца и с относительно большой амплитудой. Стадия «Д» - сон средней глубины, тогда как стадия «Е» является самым глубоким сном. Стадии, как ступеньки, пронумеровали римскими цифрами от I до IV. По этим четырем «ступенькам» человек каждый вечер «спускается» в мир сна и по ним же возвращается в мир бодрствования. В дальнейшем ЭЭГ стали записывать с помощью вживленных электродов прямо с глубинных структур мозга животных. Исследования показали, что Во время бодрствования половина клеток (нейронов) у животных была в состоянии бодрствования, а половина -заторможена. Во время сна количественное соотношение не изменялось, а изменялось лишь расположение возбужденных и заторможенных нейронов. В дальнейших исследования обнаружилось, что во сне многие нейроны даже усиливают свою спонтанную активность, а возбудимость нейронных систем в проекционных зонах коры полушарий (анализаторах) возрастает. Все это дало возможность швейцарскому специалисту в области сна А. Борбели утверждать, что «когда мы спим, то наш мозг не спит, а продолжает свою деятельность». Однако, само понятие - «торможение» не было отброшено физиологами. Под торможением, как и Павлов, в настоящее время понимается активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих орга- ром, он зарегистрировал у спокойно бодрствующего человека волны частотой 8-12 циклов в секунды. Так был открыт знаменитый «альфа-ритм». В 1937 - 1938 гг. Английские ученые Лумус, Хорвей и Девис на более чувствительной аппаратуре записали большое количество ЭЭГ. В результате систематизации их, они выделили пять основных стадий развития сна, которые, в какой-то степени, соответствуют гипнотическим фазам, открытым Павловым. Во время стадии «А» на ЭЭГ виден альфа-ритм. Вторая стадия «В» (дремота) характеризуется исчезновением альфа-ритма и появлением нерегулярных быстрых низкочастотных тета- и бета-ритмов, (через 15 лет последних 2 стадии объединили) Наступает стадия «С». Это уже поверхностный сон. На ЭЭГ появляются «сонные веретена» (группы волн с частотой 13-14 герц). Быстрые бета-ритмы пропадают, но взамен им появляются низко амплитудные колебания в дельта-диапазоне. В стадиях «Д» и «Е» сначала на фоне сонных веретен, а потом уже без них нарастает количество дельта-волн с частотой 0,5 - 4 герца и с относительно большой амплитудой. Стадия «Д» - сон средней глубины, тогда как стадия «Е» является самым глубоким сном. Стадии, как ступеньки, пронумеровали римскими цифрами от I до IV. По этим четырем «ступенькам» человек каждый вечер «спускается» в мир сна и по ним же возвращается в мир бодрствования. В дальнейшем ЭЭГ стали записывать с помощью вживленных электродов прямо с глубинных структур мозга животных. Исследования показали, что Во время бодрствования половина клеток (нейронов) у животных была в состоянии бодрствования, а половина -заторможена. Во время сна количественное соотношение не изменялось, а изменялось лишь расположение возбужденных и заторможенных нейронов. В дальнейших исследования обнаружилось, что во сне многие нейроны даже усиливают свою спонтанную активность, а возбудимость нейронных систем в проекционных зонах коры полушарий (анализаторах) возрастает. Все это дало возможность швейцарскому специалисту в области сна А. Борбели утверждать, что «когда мы спим, то наш мозг не спит, а продолжает свою деятельность». Однако, само понятие - «торможение» не было отброшено физиологами. Под торможением, как и Павлов, в настоящее время понимается активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих орга- нов. электроэнцефалографии. Сон, как считает А. М. Венй (32), выполняет несколько физиологических и психологических функций, которые до конца еще не ясны. Профессор Чикагского университета Н. Клейтмана в 1952 году заинтересовался движениями глаз, которые обычно возникают вначале сна Он поручил аспиранту Ю. Азеринскому более тщательно изучить это явление. Мы уже говорили о «ступеньках» вхождения в глубокий сон, характеризующийся на (ЭЭГ) медленным ритмом колебаний биопотенциалов («медленный сон»), и выхода из него. Азеринский в течение ночи непрерывно вел запись не только ЭЭГ, но и движения глаз - электроокулограммы (ЭОГ), а также напряжение мышечного тонуса скелетной мускулатуры - электромиограммы (ЭМГ). Он обнаружил, что во время глубокого сна через определенные периоды времени появляются внезапные вспышки очень быстрых движений глаз при опущенных веках, сопровождающиеся на ЭЭГ быстрыми низкочастотными ритмами, которые свойственны для дремотного состояния или бодрствования. Отсюда появилось понятие «быстрый сон». До того считалось, что быстрые движения глаз могут возникать только в бодрствовании, когда человек меняет направление своего взгляда. Более того при проведении судебномедицинской экспертизы движения глазных яблок считалось признаком симуляции сна. Эти результаты для Клейтмана настолько были неожиданными, что к изучению этого феномена он подключил второго аспиранта -В. Демента. При изучении «быстрого сна» выяснилось, что, хотя по своей электроэнцефалографической картине он может быть определен как поверхностный, пробудить в этот момент спящего труднее, чем при «медленном». Оказалось, что мышечный тонус при «быстром сне» резко снижен, т. е. мышцы расслаблены, что не дает возможности в этом состоянии двигаться. Именно это обстоятельство послужило называть это состояние не только как «быстрый», но и как «парадоксальный сон». Периоды быстрого сна регистрируются 4-5 раз за ночь продолжительностью от 10 до 30 минут. Многие люди утверждают, что они не видят снов. Однако оказалось, что если человека разбудить в момент быстрого сна или сразу же по исчезновении его, он вам расскажет о том или другом сновидении. Была высказана гипотеза, что движение глаз во время быстрого сна обуславливается «осмотром образов». Для подтверждения ее был проведен следующий эксперимент. В состоянии гипнотического сна испытуемым внушались образы различного содержания. Например, спящей женщине вначале внушалось, что она играет в пинг-понг. При этом на ЭОГ отмечалось активное движение глаз. Затем говорилось, что маска покрывает ее лицо. Движение глаз сразу прекращалось. После пробуждения она рассказала, что играла в пинг-понг и следила за мячом. Затем словно прикрыли маской и она уже ничего не видела. В ходе экспериментов исследователи по ЭЭГ научились предугадывать каким было сновидение - активным или пассивным. Французский профессор М. Жуве обнаружил у кошек центр «парадоксального сна» в продолговатом мозге. Разрушение клеток в этом центре не приводит к снижению мышечного тонуса при «быстром сне», что сказывалось на поведении животных. В момент возникновения быстрого сна кошки поднимали голову, а затем прослеживали и даже нападали на несуществующие объекты (возможно, мышей), либо с поднятой шерстью и шипя пятились в страхе от невидимого существа (возможно, собаки). Отсутствие расслабления мышечного напряжения в парадоксальном сне позволило как бы демонстрировать животным свои сновидения. Открытие быстрого сна сразу же отвергло существование представления, что сон - это полное торможение полушарий. Швейцарский поэт К. Шпиттелер утверждал: «Сновидения нельзя пересказать; они улетучиваются, когда рациональный разум пытается облечь их в слова». Конечно, полностью согласиться с этим утверждением нельзя, но поэт прав в том, что не всегда удается удовлетворительно передать словами увиденное. Часто по утрам еще помнится, что снился сон, но уже через некоторое время невозможно вспомнить содержание сновидения. Американские исследователи Холлон, Ван де Кастел и Снайдер задались вопросом: что снится обычному «человеку с улицы»? Они проанализировали отчеты о сновидениях у тысячи человек. Помимо этого Снайдер изучил отчеты 650 человек, которых будили в стадии быстрого сна в лаборатории. Анализ результатов исследования показал, что только небольшой процент содержат странные и фантастические элементы, которые обычно ассоциируются со сновидениями. Обычно они то и запоминаются, тогда как остальные забываются. Любопытно, что у многих опрошенных имеется хотя бы один член семьи, который в сновидениях фигурирует довольно часто. Персонажи сновидений или сам спящий в одной трети активны: разговаривают, слушают, смотрят. В другой трети персонажи передвигаются, что-то делают. Содержание сновидений скорее негативное, чем позитивное. Поражения и неудачи чаще случаются в сновидениях, чем победы и успех. Столкновения с жестокостью и агрессивностью так же встречается чаще по сравнению с проявлением дружеских чувств. Во время сна эмоции, как правило, не интенсивны, «притушены» и не соответствуют драматизму ситуации. В более одной трети отчетов о сновидениях опрашиваемые отмечают эмоцию страха, тогда как положительные переживания отмечают единицы. М. М. Манасеина, которая еще в 1892 году в своей книге, посвященной сну, утверждала, что интересные и содержательные сновидения сняться людям творческого труда: литераторам и поэтам, натурам артистичным, отличающимся живым воображением и страстным темпераментом. Для иллюстрации приведем самонаблюдения писателя В. А. Пессе, который в книге «Пережитое и продуманное» о снотворческой способности пишет: «Чем старше я становлюсь, тем больше я вижу снов и тем сложнее они становятся. Это целые повести и даже романы, у которых наряду со мной принимают участие и те, которых я видел и знал, и совершенно незнакомые, нередко исторические личности прежних времен. Все мы живя, т. е. любя, страдая, ненавидя, произнося длинные речи, участвуем в революционных события и т. д. Эта сонная жизнь несравненно богаче жизни действительной, но она очень утомительна. После сложных слов я просыпаюсь разбитым». Наблюдения М. М. Манасеины подтвердили и современные исследователи сна, которые пришли к выводам, что у лиц художественного типа сновидения более яркие, красочные и динамичные. В большинстве же случаев у обычных людей сны оказались банальными и неинтересными В литературе о сне и сновидениях, относящихся к XIX и началу XX века, сообщалось, что сновидения якобы продолжаются всего несколько секунд. Так, например, французский психолог А. Мори поведал следующую историю. Он был болен, лежал в своей постели и ему снилось, что он попал в эпоху якобинского террора. Он стал очевидцем множества страшных сцек убийств, и в конце концов оказался перед лицом революционного трибунала. Там он увидел Робеспьера и Марата других исторических лиц. Они допрашивали его, и после множества злоключений, он был признан виновным и отведен к месту казни. Когда палач откинул стопорное устройство, нож гильотины упал и он почувствовал, как его голова отделилась от тела. Он проснулся в страшном волнении и обнаружил, что украшение изголовья кровати упало и стукнуло его по шее как раз в том месте, где он ощутил нож гильотины. По мнению Мори сновидение было вызвано ударом украшения спинки кровати. От момента удара и пробуждения прошло не более 2-3 секунд. За это время, по мнению Мори, развернулись целые сцены трибунала и самой казни. В. В. Васильев (29) рассказывает об одном драматурге, который явившись на представление своей пьесы, заснул. Во сне он видел действие пьесы от начала до конца, следя за развитием действия, как принимает его произведение публика. Наконец, занавес опускается под аплодисменты, драматург просыпается и, к своему удивлению, слышит, что на сцене произносятся еще только первые реплики пьесы. Русский профессор Н. Я. Гротов усомнился о приводимых многими западноевропейскими авторами примерах поразительной скорости течения сновидений. Еще в 1887 г. он писал: «В действительности ведь не события следовали с такой скоростью, а только живые картины и представления, для развертывания которых требуется врем». После открытия быстрого сна Демент и Вольперт задались тем же вопросом: могут ли сновидения протекать как в «ускоренном кино»? В одной серии опытов они будили испытуемых сразу же после начала парадоксального сна, в других же - спустя некоторое время от начала появления быстрых волн. В первом случае испытуемые рассказывали об очень коротеньком сновидении, тогда как после длительных эпизодов парадоксального сна (30 - 50 мин) сновидения были длинными во времени. Был сделан вывод, что субъективная длительность сновидения соответствует объективной длительности разворачивания действий в реальности. В дальнейшей серии экспериментов они брызгали водой на спящих испытуемых, чтобы зафиксировать момент внешнего воздействия и сопоставить с динамикой сновидения. У ряда испытуемых воздействие воды включалось в канву сновидений. Так, например, одному актеру снилось, что он участвует в пьесе: «Я шел за главной героиней, когда она внезапно упала и по ней потекла вода. Я подбежал к ней, и вода потекла также и по моей спине и голове. Крыша протекла. Я был в недоумении, отчего же актриса упала, и решил, что на нее свалилась штукатурка. Я поглядел на верх и увидел дырку в потолке. Я оттащил девушку в угол сцены и стал закрывать занавес. Сразу проснулся». Время от начала обрызгивания и пробуждения составило,30 секунд. Исследователи «проиграли» увиденное во сне в реальных действиях. Результаты вновь подтвердили, что насыщенность сновидений событиями приблизительно соответствует реальным действиям. Ну а как же тогда отнестись к сообщению Мори и рассказу драматурга? Трудно заподозрить этих людей в недобросовестности. Можно предположить, что Мори, будучи больным, не сразу проснулся, а через 20 - 30 минут. В случае с драматургом мы, видимо, имеем дело с бессознательными фантазиями, а не со сновидениями в чистом виде. Вначале исследователи связывали сновидения только с быстрым сном. При выведении из медленного сна испытуемые вроде бы не видели сновидений. Американский исследователь Д. Фулкес немного изменил форму вопроса, с которым обычно обращались до него к испытуемым. Он сформулировал его так: «Что-нибудь проносилось у вас в голове?» И этот, казалось бы пустяк, привел к неожиданному результату. Оказалось, что в этом случае испытуемые указывали на своеобразную форму сновидной психической деятельности во время медленного сна. При быстром сне сновидения бывают образные, яркие, более сложные, в ряде случаев фантастические и эмоционально окрашенные. В медленном же сне идут, как бы «голые мысли», о которых можно составить представление из дневниковых записей писателя Р. Мюзиля: «Мысли во сне. Я вновь переживаю их ранним утром. К сожалению, по большей части они забываются. Это наполовину сновидения, наполовину мысли... Мне снится что-то про никотин. Я проснулся, и какое-то физическое ощущение заставило меня задуматься о том, чтобы меньше курить... Эти сновидения больше напоминают мышление в бодрствующем состоянии с абстрактными схемами и понятиями». Любопытно, что исследователи сна, которым не говорят, в какой стадии получены отчеты у испытуемых, безошибочно определяют сновидения быстрого и медленного сна. Как нельзя бодрствование противопоставлять сну, так и нельзя утверждать, что быстрый и медленный сон какие-то антагонисты. Это единый сновидный психический процесс, который таит в себе еще много загадок. Так же с уверенностью можно утверждать, что сновидная психическая деятельность, наитеснейшим образом связаны с периодом бодрствования. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |