|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОТВОРЕНИЕ СОБЕСЕДНИКА
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери. В одиночестве, люди нередко начинают персонифицировать неодушевленные предметы. «Маленькая куколка,- пишет Бомбар,- которую мне подарили друзья превратилась для меня почти в живое существо. Я смотрю на нее и уже заговариваю с ней, сначала односложно, а потом во весь голос, рассказывая ей обо всем, что собираюсь делать. Ответа я не жду: пока еще это не диалог. Отвечать она мне начнет позднее» (19). К. Риттер в условиях полярной ночи на Шпицбергене разговаривала вслух с луной: «кормила», «поила ее», «укладывала спать». В Луне она нашла партнера, с которым делилась 190 своими мыслями и реализовывала присущие женщинам благородную потребность заботиться о ближнем. Наиболее часто персонифицируются живые существа. «Мое одиночество вдруг было нарушено, - рассказывает Сифр.-У меня нашелся приятель - маленький паучок. И я начал с ним разговаривать - странный это был диалог. Мы двое были единственными живыми существами в мертвом подземном царстве. Я говорил с паучком, беспокоился за его судьбу». Мишель привязался к этому существу. «К несчастью, - пишет он, - мне взбрело в голову покормить паучка, и через два дня он умер. Это было для меня ударом. Я искренне горевал... Он был единственным моим товарищем по заключению» (149). Во время трансатлантического плавания Э. Бишопа чилиец Хуа-нито, исполнявший на плоту обязанности кока, оказался в условиях социальной изоляции. Его «другом» стал поросенок, с которым он начал делиться своими переживаниями. Когда продукты закончились, он оказал яростное сопротивление членам экипажа, не позволив зарезать поросенка. А. П. Чехов с глубокой психологической проникновенностью в повести «Тоска» рассказывает об извозчике, у которого умер сын. Не имея друзей среди окружающих его людей в городе, он делиться своим горем с лошадью. В условиях одиночества люди очень часто силой воображения создают партнеров и ведут с ними диалоги, задавая вопросы и отвечая на них. Иллюстрацией может служить испытуемый Д.: «- Ну, что же ты сейчас будешь делать?.. Не нарисовать ли мне нашу Нину (лаборантку)? Она все время стоит перед глазами. А если портрет плохо получиться?.. Она на меня может обидеться. - Брось! Все обойдется... - Вставай! Вставая, лентяй! Принимайся за работу! - Ну ладно, так и быть, уговорил, речистый...». Мы наблюдали своеобразное общение испытуемого с собой, когда он называл себя по фамилии, а отвечал «партнеру», называя его по имени и отчеству. Диалогическая речь имеет место не только в условиях камерной, но географической изоляции. Переплывая Атлантический океан в одиночку, Вэл Хаулз очень часто разговаривал вслух, с воображаемыми партнерами: «- Эй, на носу! Нагрузить топенант. Да повеселей! - На лебедку его боцман, переднюю шкоторну добрать. - Есть, сэр...». Довольно часто объектом «общения» становятся фотографии. «Кажется я захандрил, - признается в своем дневнике Кутузов. - Вынуты все фотографии. Глядишь и вспоминаешь каждого. Я раньше не думал, что фотографии действительно нужны. Не прибыл бы сюда в Антарктиду, может, так и не узнал бы о том, что общение с фотографиями приносит эмоциональную разрядку». Общение с фотографией не требует такого психического напряжения, какое возникает при общении с воображаемым партнером. Иными словами, фотография «материализует» конкретного человека и помогает «общению» с ним. Мы наблюдали и испытуемых, которые длительное время находились в задумчивой позе, молчали, но по их мимике и динамике вегетативных функций можно было догадаться об имеющихся у них смене противоречивых мыслей. Эти догадки подтверждались после эксперимента при расспросах. Борьба мыслей в сознании у них порой принимала драматический характер. Это, как правило, происходило тогда, когда человек, запутавшись в противоречиях, не в состоянии был принять твердое решение, так как. в каждом из его вариантов имеется столько же «за», сколько и «против». Некоторые из «молчаливых» отражали свои мысли и споры в дневниках. Многие их записи носят интимный характер. Здесь в качестве примера приведем по сути аналогичный отрывок из дневника не испытуемого, а участника Французского Сопротивления Бориса Вильде, русского по национальности, находящегося в одиночном заключении в застенках гестапо (казнен 23 февраля 1942 г.). Большие цитаты оправданы тем, что передают настроение человека ожидающего смертную казнь: «24 октября 1941 г. 1 - Итак, дорогой друг, нужно серьезно учесть возможность смертного приговора. 2- Нет, нет, я не хочу этого. Все мое существо этому против. Я хочу жить. Будем бороться, будем защищаться, попробуем бежать. Все, только не смерть! 1- Послушай, не может быть, чтобы ты говорил серьезно. Разве ты придаешь жизни такую ценность? 2- А ты? Совершенно искренно? 192 1- Инстинкт силен, но я умею рассуждать и заставлю повиноваться мое животное начало... 2- Животное начало? С каких пор ты относишься к этому началу с таким презрением? Разве, например, хороший обед не доставил бы те удовольствие? Представь себе: дюжина жирных устриц, свежая форель, горячий росбифт или жареный цыпленок... все это с хорошим старинным вином, которое может дать только Франция...-Все это способно перенести тебя в светлый мир радости жизни и даже высокой поэзии. Не так ли?.. 28 октября 1- А твоя жена? 2- Вот этот удар в самое сердце. Я знаю, что мне невозможно от нее оторваться. Но ты же не думаешь, что эта любовь исчезнет вместе с жизнью? Если это было так, жить бы не стоило. Ну, успокойся, любовь есть единственная реальность, которую мы здесь постигаем, более реальная, чем смерть, более реальная чем жизнь или смерть. 1 - Признаюсь у тебя нет недостатков в ответах и искусных дово 1- А даже, если бы это было правда? Нужно уметь переносить удел, как носят корону. Но разуверься. Теперь мой черед переходить в наступление. Я хочу вернуть тебя к самому себе. Выслушай меня хорошенько. Если бы я был христианином и имел бы веру... но это было бы слишком легко. Я ничего не знаю о потустороннем. У меня только сомнения - жизнь вечная, однако, существует или это страх перед небытием заставляет меня веровать в вечность? Но небытия не существует? Что ты об этом думаешь? 2- Я знаю одно, я люблю жизнь. 1- Следовательно, существует любовь. Остальное неважно. Раз 2 ноября 2- Ты все же несколько парадоксален. Зачем было тогда убеж 193 том, что я привязался к жизни? Или же ты все не хочешь облегчить мне смерть? 1- О, об этом я не беспокоюсь. Если ты меня послушаешь и охотно примешь смерть, тогда протестовать буду я. Ведь в конце концов, Я - это ты; А ты - это Я. Чем больше основания я нахожу для смерти, тем более привязываюсь к жизни, моя гордость находит в этом удовольствие и я снова стремлюсь к смерти» (36). Дневники велись и в условиях групповой изоляции. «Чувствую, что дневник становится отрадой, хочется писать. Наверное, действует ограничение общения...» (врач-испытатель Е. И. Гавриков). Испытатель Божко (годичный эксперимент): «В таких условиях, когда нет возможности излить душу, дневник становится единственным молчаливым другом и всегда верным союзником». Благотворное влияние дневниковых записей на психическое состояние людей, находящихся в экстремальных условиях отмечают многие космонавты и полярники. «В эти дневники, - пишет Севастьянов, - мы заносили только свои мысли, размышления... Это необходимое состояние, когда человек уходит от повседневных и общих мыслей и забот». «Я думаю, - отмечает исследователь Арктики Д. Скотт, - эти записи являлись выражением единственного стремления поделиться своими переживаниями с кем-нибудь одним... с той, кого он любит... когда мы писали дневники, они носили глубоко личный характер». Несомненно, что для многих писателей, испытывающих затруднения в общении с реальными людьми, обращение к воображаемым читателями снимало у них эмоциональную напряженность. О роли творчества в случаях, когда у писателя или поэта эмоциональная напряженность доходила до крайнего предела, французский поэт Ла-мартин писал: «Пусть будет благословен тот, кто выдумал письменность, этот разговор со своей собственной мыслью, это средстве снятия бремени с души. Он предотвратил не одно самоубийство» Болгарский писатель П. Яворов рассказывает: «Из моей души все гда исчезало страдание, если я находил слово высказать его. Смел< могу скачать, что или я, или мой герой должны были покончить са моубийством. Но так как герой кончил самоубийством, я могу жит: за его счет». Рассмотрим психологический механизм реакций личности в ус ловиях одиночества. Л. С. Выготский писал: «Всякая высшая пси хическая функция была внешней потому, что она была социально раньше, чем стала внутренней, собственно психологической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Средство воздействия на себя первоначально является средством воздействия на других или средством воздействия на личность» (38). Речевое общение, по данным А. Н. Леонтьева, на определенном этапе исторического развития приводит к тому, что речевые действия те только служат общению, но направлены на теоретические цели, что делает внешнюю форму речи не обязательной. Поэтому в дальнейшем речевые действия приобретают характер чисто внутренних процессов. «То, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга» - замечает Л. С. Выготский. И так, если человек остается наедине с собой, то и тогда он в своей голове имеет «других людей», с которыми в своем воображении может вступать во взаимоотношения. Таким образом, в самой структуре личности заключена система взаимоотношений актуального «Я» с «другими». Например, в процессе мышления, происходящем на основе речи, человек очень часто как бы ведет разговор с воображаемым партнером. Эта возможность представляет искать истину не только в спорах с другими, но и оставшись наедине с собой. Решение может касаться как повседневных задач, так и предельно абстрактных проблем, как, например, есть ли бог. Таким образом, противопоставление актуального «Я» условным оппонентам является важнейшим механизмом человеческого сознания. Однако если у здорового человека в обычных условиях эти взаимоотношения протекают в умственном плане при сохранении актуального «Я», то в условиях одиночества человек ведет разговор с условными оппонентами в плане внешней, а не внутренней речи, персонифицируя различные объекты, создавая силой воображения партнеров по общению. Разговаривая, он не просто говорит но и «актерствует»: разыгрывает сцены с персонажами сознания, из коих один с меткой «актуального я» («Я в собственной роли»), другой с меткой не «я» («Я в чужой роли»). Поскольку привычные формы социального общения (советы, рекомендации, одобрение, порицание, утешение, подбадривание, напоминание и т. д.) исключаются из социально-психологической структуры деятельности, человек оказывается вынужденным в процессе переадаптации к измененным условиям вырабатывать новые социально-психологические механизмы регулирования своего по- 195 ведения. К этим механизмам в условиях одиночества мы относим персонификацию различных объектов, создание силой воображения партнеров, с которыми ведется диалог в форме устной или письменной речи. Для того чтобы раскрыть механизмы перечисленных компенсаторных, защитных реакций, необходимо понять, почему человек в условиях одиночества не только персонифицирует различные объекты и создает силой воображения «партнеров», но и почему он общается с ними не в форме внутренней речи, как обычно, а в форме речи внешней. Хотя эти аспекты экстериоризационных (вынесенных из психики во вне) реакций теснейшим образом связаны межу собой, рассмотрим их в отдельности. Начнем с речи. Выготский показал, каким образом переход к орудийной, трудовой деятельности преобразовал психическую деятельность человека Вслед за превращением приспособительной деятельности в трудовую, орудийную, опосредованную становятся опосредованными и психические процессы. Роль промежуточного, опосредующего звена начинают выполнять мнемотехнические, главным образом, речевые знаки. Согласно Выготскому, находящийся вне организма знак (звуковой, письменный и т. д.), как орудие, отделен от личности и является, по существу, общественным или социальным средством. При этом речь, выполняя функцию регулирования поведения другого человека, интериоризируясь (погружаясь в психологическое поле), становится командой для себя, что приводит личность к овладению регуляцией собственного поведения. Однако в условиях одиночества, как показывают наблюдения, речь в умственном плане не может полностью обеспечить саморегуляцию, и человек здесь вынужден прибегать к экстериоризационным реакциям. Более эффективное стимулирующее воздействие таких реакций (подбадривание, поддержка, разрешение сомнений и т. д.) обуславливается, по нашему мнению, тем, что мысль, облеченная во внешнюю словесную форму, в отличие от мысли, не произнесенной вслух или не выраженной на бумаге, сразу же получает отчужденный характер, становясь чем-то в значительной мере посторонним индивиду. В этих условиях высказанное вслух или написанное слово часто приобретает такое же значение, какое оно имело бы, будучи высказано другим лицом, хорошо знакомым с переживаниями человека. Мышление вслух у здоровых людей наблюдается не только в условиях изоляции, но и в моменты преодоления трудностей и опасностей как форма подбадривания самого себя. В этом проявляется потребность человека иметь поддержку извне. Тенденция к мышлению вслух у здоровых людей в форме подбадривания не ускользнула от тонкой наблюдательности писателей. Так, гоголевский Чичиков, будучи особенно доволен всем своим предприятием по скупке «мертвых душ», сидя один в комнате перед зеркалом, не смог удержаться от того, чтобы не похлопать себя по щеке, произнеся при этом: «Ах ты, мордашка этакой». Мы также не раз наблюдали, как в наших экспериментах испытуемые разговаривали со своим отражением в зеркале. Наши наблюдения показали, что у тех испытуемых, которые не вели диалогов вслух с персонифицированными объектами, воображаемыми партнерами или не вели дневниковых записей, значительно чаще развивались необычные психические состояния, лежащие на грани между нормой и психопатологией. У одного из наших «молчаливых» испытуемых развился реактивный психоз с бредом воздействия. Наши выводы подтверждается наблюдениями английского врача Коричера, который в докладе на симпозиуме психиатров в Монреале в 1979 г. показал, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой. Из всего сказанного следует, что персонификация неодушевленных предметов и животных в условиях одиночества обуславливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. В известном смысле, исходя из теоретических представлений Выготского, можно утверждать, что персонифицированный объект превращается в некий «знак», «символ», приобретающий стимулирующее, регулирующее воздействие на личность. Таким образом, в персонификации объектов и создании силовой воображения «собеседника», с которым человек в одиночестве начинает общаться, отчетливо проявляется психологический механизм экстериоризации. Он основан на присущей всем людям способности проецировать вовне усвоенные в процессе индивидуального развития социальные взаимоотношения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |