АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Читайте также:
  1. СОТВОРЕНИЕ
  2. Сотворение Адама
  3. Сотворение Евы
  4. Сотворение мира (мемфисское сказание)
  5. СОТВОРЕНИЕ СОБЕСЕДНИКА
  6. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Первая часть книг Моисеевых (Торы) - Бытие - является своеобразным

вступлением к Ветхому завету. Здесь нарисована грандиозная картина

сотворения мира. Рассказывается, как из начального древнего хаоса был

создан упорядоченный мир, небо и земля, космос (Быт. 1:1 - 2:3).

Созидательная, творческая деятельность бога (Эло-хим) показана в

рамках шести дней творения.

В первый день бог сотворил свет и отделил его от тьмы, во второй день

сотворил твердь небесную и отделил воды над твердью от вод под твердью, в

третий день отделил сушу от морей, а также сотворил растительность. В

четвертый день бог начал украшать, заселять землю, ставшую пригодной для

жилья. Он сотворил светила (солнце, луну, звезды) для освещения земли,

знамений и для отделения времени и дней и годов. В пятый день он заселил

воды, а также создал птиц, летающих по воздуху, в шестой день сотворил

животных (скотов и гадов, зверей земных), а также человека. Проделав эту

громадную работу, бог увидел, что это хорошо, назначил человека владыкой

над всем, что создал, сделав его "своим заместителем". Завершив труд, он

отдал седьмой день отдыху, благословил и освятил его.

Даже беглое знакомство с повествованием о шести днях творения

свидетельствует о поэтичности и художественности его структуры. Шесть дней

делятся на два периода по три дня, описание которых заканчивается словами:

"И был вечер, и было утро: день первый... день второй... день третий...

день четвертый и т. д. Рассказ о каждом дне обрамлен художественными

рамками, выраженными словами: 1. "И сказал бог: да будет...", 2. "И

стал..." 3. "И увидел бог... что он хорош". Эти рамки повторяются восемь

раз: каждый день имеет свои рамки, а третий и шестой дни обрамляются

дважды.

Какова цель такого деления? Вполне допустимо, что автор хотел

увеличить авторитет уже ставшего праздником седьмого дня: сам бог примерно

трудится шесть дней, а седьмой день благословляет и освящает для отдыха.

Заметно и еще одно намерение автора: показать, что мир свят и хорош,

поскольку является творением бога. Сами числа фигурируют в Библии в

качестве символов. Числа "три" и "семь" выражают совершенство и

божественность. И когда автор делит шесть дней на 2x3 и к этому добавляет

седьмой день, то пытается отразить в символике чисел убеждение в том, что

мир - не бог, а творение бога.

Древние восточные мифы связывают сотворение мира с рождением богов. В

первобытном хаосе, который во многих мифах являет собой смесь соленых и

сладких вод, существуют божества женского и мужского рода, от которых

рождаются остальные боги и небесные тела. Для того чтобы в наведенном

порядке мира снова не наступил хаос, необходимо присутствие повелителя,

хранителя порядка. Обычно эта роль отводится какому-либо молодому божеству,

победившему древних богов.

Совершенно очевидно, что автор библейского повествования выступает

против этой мифологической трактовки сотворения мира, перекраивает древние

представления в духе монотеизма, верования в единого бога. Это

свидетельствует о том, что, хотя сказание о сотворении мира занимает первые

страницы Библии, оно не является древнейшей частью Ветхого завета и было

создано в те времена, когда в иудейской религии укрепился монотеизм, более

того, стал ее неотъемлемой чертой. Именно тогда появилась необходимость

утвердить абсолютное господство и исключительность единого бога. Эта работа

была проделана жрецами в период вавилонского плена (VI в. до н. э.). Им и

принадлежат страницы, рассказывающие о сотворении мира и открывающие

Библию.

Остается под вопросом, удалось ли автору (или авторам) выполнить

поставленную задачу, был ли он способен полностью перелицевать прежние

представления о сотворении мира. Кажется, он сделал все возможное, но не

смог до конца искоренить следы древних или принадлежащих другим, соседним

народам мифов.

Многие видят следы древнего политеизма уже в самом упоминании имени

бога - Элохим. То, что процесс сотворения мира начинается с хаоса, также

указывает на заимствования из древней мифологии. Первые фразы показывают,

что представлял собой мир до начала его сотворения: "Земля же была безвидна

и пуста, и тьма над бездною". Употребляемое здесь еврейское выражение

"техом" (бездна) означает поток, с которым мы можем встретиться в поэме

"Энума Элиш", где Тиамат олицетворяет поток воды. Этот хаос находится в

постоянном движении, подгоняется ветром. "Дух больший (по-еврейски "ветер".

- Г. Г.) носился над водою", "как... орел носится над птенцами своими"

(Втор. 32:11), он всегда готов сразиться с хаосом, разверзнуть моря и тем

самым начать процесс отделения, то есть наведения порядка. Действительно, с

этого начинается отделение света от тьмы, вод над твердью от вод под

твердью, морей от суши.

И хотя автор, следуя духу веры в единого бога, вычеркнул из

повествования все моменты, рассказывающие о борьбе богов, в других местах

Библии, особенно в поэтических главах, Яхве зачастую вынужден сражаться с

древними морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном), прежде чем

приступить к сотворению мира. "Ты расторг силою твоею море, ты сокрушил

головы змиев в воде; ты сокрушил голову левиафана... Ты иссек источник и

поток... твой день и твоя ночь: ты уготовал светила и солнце; ты установил

все пределы земли, лето и зиму ты учредил" (Пс. 74:12 - 17).

Все это свидетельствует о том, что представления древних евреев о

начале мира были почерпнуты из мифологии окружавших их народов. Однако

несомненно также и то, что в библейском повествовании о сотворении мира эти

мифы были интерпретированы так, чтобы соответствовать сложившемуся у иудеев

монотеизму.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)