|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ
Библейская история учит, что бог сотворил одно добро. Но повседневный опыт показывает, что в мире существует и зло. Откуда же оно взялось? На это стремится дать ответ автор третьей главы книги Бытие. Зло происходит не от бога, а от его противника, которому удалось заманить человека в свои сети. Он сумел отвратить человека от бога и тем самым наводнить мир злом. В Эдеме, саду божьем, росли два удивительных дерева: дерево жизни и дерево добра и зла. Бог приказал человеку не есть плодов с дерева добра и зла: "от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:9 - 17). Что касается дерева жизни, то бог о нем умалчивает. Рассказ об этих двух деревьях отражает две древнейшие и совершенно противоположные традиции. Согласно одной из них, считалось, что человек первоначально был бессмертен, но стал смертным, вкусив плоды запретного дерева. Другая традиция основывалась на том, что человек создан смертным (в отличие от богов, которые рождаются бессмертными). Он хотел стать бессмертным, и такая возможность была, но он не воспользовался ею или случайно упустил эту возможность, как это произошло с месопотам-ским Адапой, отказавшимся вкусить пищу и напиток жизни, предложенные богом Ану, или не выдержал испытания, как, например, Гильгамеш, или, наконец, допустил, чтобы траву вечной жизни унес змей, что случилось с тем же Гильгамешем. По мнению автора этого библейского текста, если бы человек выполнил приказ бога и не отведал запретного плода с дерева познания добра и зла (который по традиции считается яблоком, хотя в самой Библии об этом не говорится), то он смог бы стать бессмертным. В более позднее время в текст как весьма чуждый элемент вкралось представление о том, что человеку, родившемуся смертным, представилась возможность отведать плоды жизни и стать бессмертным, однако бог помешал ему отведать плоды жизни: "...как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт. 3:22). Змей соблазнил человека отведать запретные плоды с дерева познания добра и зла. Змей - чудовище, которое в древневосточной мифологии является носителем зла и противником бога. Описание соблазна свидетельствует о тонком психологическом анализе автора: "Подлинно ли сказал бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" - вопрошает змей и отрицает какие-либо последствия нарушения запрета: "Нет, не умрете". Потом пробуждает у первых людей честолюбие и чувство, что здесь пахнет обманом: "...знает бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги..." Наконец, он показывает, как хороши плоды, как приятны они для глаза и вожделенны. Жена ест плоды дерева познания добра и зла и дает их своему мужу. После грехопадения супружеская пара скрылась в саду, а бог, призвав их к себе, узнает правду. Муж обвиняет в подстрекательстве жену, жена сваливает вину на змея. Бог, выяснив виновность каждого, строго наказывает их за непослушание: сначала он проклинает змея. Змей, который, по народному верованию, когда-то имел ноги, должен ходить на своем чреве и есть прах. Хождение на чреве является выражением глубочайшего уничижения, полнейшего поражения. Наказание женщины выражается в том, что в болезни будет она рожать детей и терпеть господство мужа над собой. Мужчина должен в поте лица добывать хлеб насущный. Бог изгнал супружескую пару из рая, во вратах которого поставил херувима, чтобы не допустить возвращения людей (в месопотамской мифологии херувимы охраняют врата жилища богов, врата храмов). В библейском повествовании, посвященном грехопадению и изгнанию людей из рая, сохраняются следы древнейших мифов, да и само описание строится на основе этих мифов, согласно которым было время, когда в мире царил идеальный порядок, существовала гармония между богом и человеком, человеком и природой, человеком и человеком. Настоящее видится автору злом. Он считает, что идеальное, "райское" блаженство, "золотой век" в прошлом. В том, что его окружает, все вывернуто наизнанку, перевернуто с ног на голову, а человек стал врагом человека. Когда, как и почему это произошло? Во всем, оказывается, виновен сам человек, который своим непослушанием нарушил порядок и гармонию в природе. Это представление является резкой критикой того времени, в котором жили авторы Библии. В нем нашло отражение убеждение в том, что выхода из этого несправедливого и греховного мира нет, врата рая раз и навсегда закрылись перед человеком. Однако на страницах Библии многократно повторяется мысль о том, что людям остается уповать лишь на бога, который выведет избранный народ в "землю обетованную", столь похожую на рай, в землю, "где течет молоко и мед, в землю Хананеев" (Исх. 3:8), или в счастливое царство мессии, где будут судить бедных по правде, где волк будет жить вместе с ягненком (Ис. 11:3 - 9).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |