АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕТИ ИАКОВА

Читайте также:
  1. Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея

 

У Иакова от Лии и Рахили, а также от двух наложниц-служанок - Баллы и

Зелфы, родились двенадцать сыновей и одна дочь. Лия подарила ему шесть

сыновей (Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона) и дочь Дину.

Рахиль родила двух сыновей - Иосифа и Вениамина, причем последний послужил

причиной смерти матери. Сыновья Баллы - Дан и Неффалим, а сыновья Зелфы -

Гад и Асир. В Библии мало говорится о сыновьях Иакова, исключением является

Иосиф. Лишь иногда упоминаются другие дети, вернее, эпизоды из их жизни.

Имена жен и детей Иакова связаны с животным миром (Лия - буйволица, Рахиль

- овца, Иуда - рычащий, как лев, Иссахар - мослатый осел, Дан - змей,

Неффалим - быстроногий лось, Вениамин - хищный волк). Не исключено, что

мифические предки двенадцати израильских племен носили имена тотемов

(животных или растений) отдельных племен.

Иаков поселился с семьей в окрестностях Сихема. Однажды его

единственная дочь Дина пошла навестить подружек. Ее увидел сын князя этой

земли Сихем, похитил и изнасиловал. Сихем полюбил Дину и послал отца

просить ее себе в жены. Сыновья Иакова были возмущены случившимся и

согласились выдать сестру замуж при условии, что все сихемские мужчины

подвергнутся обрезанию; сихемцы приняли это условие.

Сыновья Иакова словно ждали этого момента. На третий день после

обрезания братья Дины под предводительством Симеона и Левия напали на

город, устроили резню, а затем, разграбив город, покинули его, взяв с собой

сестру.

Иаков боялся кровной мести, поэтому вместе с семьей отправился в

Вефиль, где ему снова явился бог и благословил его, дал ему имя Израиль

(выше уже упоминалось, что рассказ об Иакове строится по меньшей мере на

двух различных источниках).

В этом повествовании нашла отражение вражда, существовавшая между

кочевыми пастушескими еврейскими племенами и теми городами-царствами, где

жители занимались земледелием, возделывая плодородную почву Ханаана.

Кочевники нападали на земледельцев, чтобы захватить добычу. Сказание о Дине

объясняет, почему Симеон и Левий потеряли благоволение отца. Скорее всего

это свидетельствует о том, что нападение на Сихем завершилось неудачей или

не было поддержано общественным мнением того времени (Быт. 34:1 - 35:15).

Сын Иакова Иуда взял в жены ханаанеянку, которая родила ему трех

сыновей: Ира, Онана и Шела. Когда Ир возмужал, он женился на Фамари. Не

успев заиметь детей, он умер, поскольку был неугоден богу. Тогда Иуда

приказал сыну Онану взять в жены Фамарь, чтобы восстановить "семя брата".

Это приказание - и вообще все сказание - становится понятным, если

учесть, что израильтяне с древних времен придерживались обычая выдавать

вдову умершего старшего брата за младшего брата, если старший умер, не

оставив наследника. Тем самым исключалась возможность перехода имущества во

владение другого рода или племени и прекращение рода. Такой брак называется

левиратом. Рожденные в нем дети рассматривались как наследники старшего

брата.

Таким образом, становится вполне понятным, почему Онан должен был

взять в жены Фамарь, вдову старшего брата. Онан, зная, что рожденные в этом

браке дети будут считаться не его детьми, а детьми умершего брата, не

желал, чтобы Фамарь зачала от него. Богу не понравилось непослушание Онана,

и он умертвил его.

Иуда должен был выдать Фамарь за своего третьего сына Шелу, но,

испугавшись, что и Шела может умереть от проклятия, лежавшего на Фамари,

отослал вдову в дом ее отца. Фамарь поняла, что ее хотят обмануть и лишить

права на замужество с младшим братом умершего мужа, и прибегла к уловке.

Она сняла с себя вдовье покрывало, надела платье блудницы, соблазнила Иуду

и зачала от него. Затем в залог, пока не получила плату, попросила у Иуды

перстень с печатью, трость и перевязь. Позднее Иуде не удалось выкупить

залог, так как "блудница" исчезла. Он узнал также, что невестка впала в

блуд и забеременела. Иуда приказал сжечь блудницу. Фамарь отправила свекру

перстень, трость и перевязь, чтобы доказать, что она не впала в блуд, а

лишь использовала свое право, которому воспрепятствовал сам Иуда. Когда

пришло время родов, Фамарь произвела на свет близнецов (Быт. 38: 1-30).

Сказание об Иуде поясняет события более поздних времен, когда племя

Иуды отошло от других племен и было вынуждено заключить союзы с

ханаанеянами. Авторы словно говорят: ведь даже их праотец Иуда был вынужден

взять в жены ханаанеянку, преодолев суровые законы семьи в племенном союзе.

Перед смертью Иаков благословил своих сыновей и предсказал их будущее.

Пророчество Иакова, заключенное в поэтические строки, отражает положение

отдельных племен, сложившееся позднее (Быт. 49:1 - 28).

Именно этим объясняется тот факт, что, хотя Рувим являлся первенцем

Иакова, ему не предсказывается главенствующее положение. Он потерял

благоволение отца, когда "вошел" к его наложнице Балле и осквернил ложе

отца. Главенствующая роль перешла к колену Иуды. Строфы, посвященные Иуде,

самые пространные, в них ему обещается власть, авторитет, богатство и

скипетр. Все это свидетельствует о том, что они были созданы не ранее

правления царя Давида, когда "скипетр" действительно оказался у племени

Иуды. Однако нельзя исключить и возможность их более позднего возникновения

(или обработки), поскольку после падения династии Давида в центре внимания

авторов Библии оказалась идея пришествия мессии - нового иудейского царя из

племени Давида.

Состояние общества после завоевания евреями Палестины отражено в

строфах, посвященных Симеону и Ле-вию: их потомки должны были рассеяться по

всему Израилю из-за той резни, которую братья устроили в Сихеме. Колено

Симеона наконец воссоединилось с могущественным племенем Иуды, колену Левия

не нашлось места на уже завоеванной земле, и оно получало десятину за

религиозные службы. Все повествования о племенах в известной мере отражают

положение в Израиле в X в. до н. э.

Строфам, в которых Иаков благословляет своих сыновей, предшествует

благословение, которое было дано им сыновьям Иосифа Ефрему и Манассии.

Манассия был первенцем Иосифа, он поставил его под правую руку отца, а

Ефрема - под левую. (Правой рукой давалось большее благословение.) Затем,

скрестив руки, он положил правую на голову Ефрема, а левую - на голову

Манассии. Это благословение обеспечивало племенам Ефрема и Манассии те же

права, что и племенам сыновей Иакова, причем преимущество отдавалось

племени Ефрема.

В повествовании запечатлено положение в израильском племенном союзе.

Вероятно, племена Ефрема и Манассии были ядром племенного союза, прибывшего

в Ханаан с юга, к нему первым присоединилось колено Вениамина (Вениамин был

сыном любимой младшей жены Иакова - Рахили). Прибывшие ранее с востока

племена происходили от старшей жены Иакова - Лии. Позже в союз вошли

племена, которые вели свою родословную от наложниц Иакова.

Ведущую роль в первой группе племен играло колено Ефрема, во второй -

Иуды. После того как племя Иуды во время царствования Давида получило

первенство, племя Ефрема начало борьбу против него. Соперничество племен

привело к расколу страны: в северных землях правило колено Ефрема, а в

южной - колено Иуды. Вернувшиеся из вавилонского плена евреи считали себя

потомками Иуды. Иуду стали отождествлять с предтечей мессии из дома царя

Давида.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)