АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КНИГА ЕККЛЕСИАСТА, ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА

Читайте также:
  1. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ РЕФОРМАТСКИЙ И ЕГО КНИГА
  2. Анонимные Алкоголики, Ал-Анон и Большая книга
  3. Библия – священная книга христиан.
  4. ВОСЬМАЯ КНИГА
  5. ВТОРАЯ КНИГА
  6. Главная книга
  7. ДЕВЯТАЯ КНИГА
  8. И наконец, твоя книга почти готова к выпуску или ты бы хотел еще дополнить ее интересной информацией? Спасибо большое за то, что уделил время.
  9. КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ЭТА КНИГА
  10. Как родилась эта книга
  11. Касова книга за 12 січня 200-р лист №1
  12. КНИГА 1

 

"Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под

солнцем?" (Еккл. 1:3). В чем смысл жизни человека? Каким образом человек

должен прожить свою жизнь на земле, чтобы быть довольным и счастливым? Эти

важнейшие мировоззренческие вопросы находятся в центре внимания автора

Книги Проповедника, которая была написана в III в. до н. э. Ответ на них

весьма пессимистичен.

До XVII в., исходя из начальных слов книги "Слова Екклесиаста, сына

Давидова, царя в Иерусалиме" (Еккл. 1:1), считали, что автором книги был

Соломон. Неизвестный автор, однако, не хотел отождествлять себя с

Соломоном, а лишь вложил свои слова в уста мудрого царя, чтобы укрепить

авторитет и достоверность книги.

Автор не создает систематического учения, а свои взгляды о смысле или

бессмысленности жизни высказывает в небольших главах, которые не связаны

друг с другом логической нитью.

Рассматривая происходящее на земле, проповедник приходит к выводу, что

это "суета сует... суета сует, - все суета!" (Еккл. 1:2). Ничто не может

осчастливить человека. Напрасно он стремится к мудрости, судьба его не

отличается от судьбы глупца, обоих ждет смерть, "потому что мудрого не

будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы!

мудрый умирает наравне с глупым" (Еккл. 2:16).

И если человек получит богатство, то тем самым лишь увеличатся его

заботы, каждый день он будет охвачен страхом потерять свое состояние, в

конечном итоге отдаст нажитое тому, кто не приложил к этому никаких усилий:

"И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что

должен оставить его человеку, который будет после меня... потому что иной

человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку,

не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!"

(Еккл. 2:18, 21).

Не получает достаточно денег тот, кто любит их, но и богач не унесет в

могилу свое состояние: "Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и

отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он

понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит.

Какая же польза ему, что он трудился на ветер?" (Еккл. 5:14 - 15).

Тщетны попытки людей овладеть знанием, ведь суть вещей непостигаема.

"...Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько

бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и

если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого"

(Еккл. 8:17).

Напрасно предается человек веселью и наслаждениям, они не приносят

удовлетворения и пользы: "Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя

весельем, и насладись добром"; но и это - суета! О смехе сказал я:

"глупость!", а о веселье: "что оно делает?" (Еккл. 2:1 - 2). Что касается

женщин, то лучше избегать их: "И нашел я, что горче смерти женщина, потому

что она сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы" (Еккл. 7:26).

Бессмысленность жизни отягчена социальной несправедливостью: "И

обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот

слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а

утешителя у них нет" (Еккл. 4:1).

Разочарование охватывает проповедника, который видит, что добро не

всегда вознаграждается добром, нечестивые живут в довольстве, а праведные

страдают. То есть на земле нет места божьей справедливости и суд

запаздывает: "Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в

праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем" (Еккл. 7:15).

Проповедник считает бессмысленной не только жизнь, которая столь

быстротечна и заканчивается печальной старостью, он не видит спасения и в

смерти, не верит в возможность существования после смерти, не разделяет

религиозных убеждений о грядущей справедливости! "Всему и всем - одно -

одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому,

приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и

грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы" (Еккл. 9:2).

Автор книги подвергает сомнению не только справедливость суда после

смерти, но и сам факт потустороннего существования: "Потому что участь

сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так

умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед

скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из

праха и все возвратится в прах" (Еккл. 3:19 - 20).

Если жизнь человека столь безнадежна, то, пожалуй, не стоит и

рождаться: "И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые

живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не

видал злых дел, какие делаются под солнцем" (Еккл. 4:2 - 3).

Но тот, кто был рожден, должен смириться с судьбой, принять жизнь

такой, какая она есть, создав, таким образом, определенный покой во

внутреннем мире: "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья

размышляй: то и другое соделал бог для того, чтобы человек ничего не мог

сказать против него" (Еккл. 7:14).

Поскольку очевидно, что ни в одном из миров правда и добродетель не

будут вознаграждены, то не стоит и прилагать усилий для достижения добра:

"Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе

губить себя?" (Еккл. 7:16). Но поскольку вполне допустимо, что грешник

будет наказан, нельзя увлекаться злом. "Не предавайся греху, и не будь

безумен: зачем тебе умирать не в свое время?" (Еккл. 7:17). То есть золотая

середина способна дать человеку внутреннее равновесие и покой.

У человека нет никакой надежды. Он может быть праведным и нечестивым,

добрым и злым, чистым и нечистым, судьба одна - неизбежная смерть, после

которой даже имя человека предается забвению. Но живущий имеет какую-то

надежду. Ведь "псу живому лучше, нежели мертвому льву" (Еккл. 9:4). Поэтому

нельзя упускать ни одну из радостей жизни. "Вот еще, что я нашел доброго и

приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими

кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему бог;

потому что это"его доля" (Еккл. 5:17). "Итак иди, ешь с весельем хлеб твой,

и пей в радости сердца вино твое, когда бог благоволит к делам твоим"

(Еккл. 9:7).

Пессимизм Книги Проповедника можно объяснить общественно-исторической

обстановкой, сложившейся в III в. до н. э. Иудея, как говорилось,

находилась под гнетом сначала Птолемеев, затем Селевкидов. Ее население не

видело надежды на улучшение своего положения. Пророческие высказывания не

осуществились, власть священников и точное выполнение заповедей также не

привели к ожидаемым результатам. Казалось, что нет возможности бороться с

социальной несправедливостью, с религиозным и политическим угнетением: "Что

было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового

под солнцем" (Еккл. 1:9).

Взгляды Проповедника заметно отличаются от традиционных религиозных

взглядов, кое-где приближаясь к материалистическим воззрениям. Каким же

образом эта книга попала в канон? Видимо, в силу того, что в ней

проповедуется отказ от суетности земной жизни. Христиане вычитали в книге и

следующее: если мир и жизнь сами по себе не имеют смысла, то не стоит ли

человеку поискать его в сверхъестественных силах, в боге?

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)