|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сотворение мира (мемфисское сказание)
Возникла в сердце (мысль) в образе Атума, возникла на языке (мысль) в образе Атума. Велик и огромен Птах, (унаследовавший с силу от) всех (богов) и их духов через это сердце..., в котором превратился в Птаха, через этот язык..., в котором Тот преврат в Птаха. Случилось, что сердце и язык получили власть над (всеми) член ибо они познали, что он (Птах) в каждом теле, в каждом рту всех богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими желает. Его Девятка богов пред ним в виде зубов и губ. Это - семя и руки Атума, ибо возникла Девятка в виде богов Атума через его семя и его пальцы, Девятка же богов (Птаха) - это зубы и губы в этих устах, называвших имена всех вещей которых вышли Шу и Тефнут. Девятка создала зрение, слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце. Ибо это именно оно выходить всякому знанию, а язык повторяет все задуманное сердцем. И были так созданы этим словом духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду... И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. И случилось, что было сказано о Птахе: "Тот, который создал Атума и произвел богов". Это Та-нен создал богов. Вышли из него все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов. И был Птах доволен после того, как он создал все вещи и все божьи слова. И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины, из всяких вещей, которые на нем росли и в которых они приняли свои образы. И собрались вокруг него все боги и их Ка. 22. осирис Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела[1]. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых. Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества. Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно. Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символджед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы. Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в видефеникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева. В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды.[2][3][4][5][6] Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса. До появления культа Осириса Анубис являлся главным божеством Запада. С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса. Анубис являлся богом Дуата, его правителем и судьёй душ умерших до конца Старого Царства. Позже функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Анубис же становится богом некрополей и погребальных мистерий. На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших. 24. Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н. э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты). Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты. Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного. Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации из серебром, бронзой и костью. В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш". В конце ІІ тыс. до н э шумеры ассимилировались из вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры. 25. Инанна (аккад. Иштар) — в шумерской мифологии и религии — центральное женское божество. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. При неизвестных нам обстоятельствам культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ану. Заняв место Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д. Инанна считалась дочерью бога Луны Нанна и богиниНингаль — то есть, внучкой Энлиля и правнучкой Ану (хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ану). Согласно мифам об Энмеркаре, первоначально Инанна была богиней Аратты, однако позднее её благосклонностью стал пользоваться соперничавший с Араттой Урук. По мнению И. М. Дьяконова, имя Инанна — не шумерского происхождения, а относится к «банановым языкам» — языкам дошумерского населения Месопотамии. Во 2-ом тысячелетии до н. э. культ аккадской Иштар широко распространилась среди хурритов, митаннийцев, финикийцев (соответствует финикийской Астарте). Главное место почитания — Урук, где находился главный храм Инанны — Э-Ана. Думузи (dDUMU.ZI шумер. «Истинный сын», от DUMU — «ребенок, сын» + ZI(D), «верно, истинно») — полулегендарный правительшумерского города Урука, правивший в XXVII веке до н. э. Из I династии Урука. Первоначально был рыбаком. Его родным городом был Кубари(или Шубари, поселение в окрестностях Эреду). Соответствует шумерскому богу Думузи (вавилонскому Таммузу). Думузи стал главным персонажем шумерского «обряда священного брака» и мифа об «умирающем боге», глубоко поразившим Древний мир. Действительно, женщины Иерусалима к ужасу пророка Иезикииля всё ещё оплакивали его смерть в VI веке до н. э.[1] Один из месяцев еврейского календаря носит его имя и по сей день, а пост и плач в его семнадцатый день, несомненно, являются отголоском шумерских времён в далёком прошлом. Почему шумерские теологии избрали Думузи главным героем именно этого обряда и мифа, остаётся неизвестным. Отчасти это должно объяснятся тем глубоким впечатлением, которое Думузи производил при жизни и как человек и как правитель, но пока нет исторических данных подтверждающих это мнение. Сохранился эпос «Нисхождение Инанны в нижний мир», в котором супруга Думузи — богиня Инанна, чтобы спастись самой, выдает его духам преисподней. Предполагают, что в этом мифе отразилась борьба между правителем Думузи и жречеством Инанны, в которой Думузи сначала одержал победу, но потом был изгнан жрецами из города. Согласно «Царскому списку» Думузи якобы правил 100 лет. Также возможна некоторая путаница в ранних шумерских композициях между этой фигурой урукского царя и «допотопного» царя города Бад-тибира носящего также имя Думузи (у шумерологов - Думузи-пастух) и якобы правившего, согласно «Царскому списку» 36 000 лет. Не совсем ясно кто из них послужил прообразом бога. Дело в том, что царь Урука назван в списке рыбаком, а царь Бад-тибиры, как и Думузи, муж Инанны в эпосе, назван пастухом. Однако, следует отметить, что в эпосе (например: «Нисхождение Инанны в нижний мир») местом проживания Думузи представлен, всё же Урук, а не Бад-тибира.
26. МИНО́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА, высокоразвитая культура бронзового века на острове Крит (3—2-е тысячелетие до н. э.), вариант Эгейской культуры. Открыта в конце 19 в. английским археологом А. Эвансом, который создал ее периодизацию, разделив на ранний, средний и поздний периоды. Большой вклад в изучение культуры внес греческий археолог С. Маринатос. Названа по имени легендарного царя Миноса, в мифе о котором сохранились некоторые исторические сведения о минойской цивилизации. Археологическими раскопками открыты дворцы (возможно города-государства) — Кносс, Фест, Маллия, Като-Закро, «царская вилла» в Агиа-Триада, поселения, святилища, порты, некрополи. Стены дворцов и некоторых частных домов были украшены фресками и рельефами. Найдены керамика, орудия труда и оружие из меди и бронзы, украшения из золота, драгоценных камней и фаянса, фигурки из камня, глины, бронзы, слоновой кости. Первыми обитателями Крита, которые оставили материальные свидетельства, были пользовавшиеся каменными орудиями земледельцы, появившиеся около 3000 до н. э. Неолитические поселенцы выращивали пшеницу, разводили коров, свиней, овец. С 2500 до н.э. появляется бронзовые орудия труда, признаки морской торговли; поселения этого времени находятся под влиянием кикладской культуры. С 2000 начинается строительство дворцов, с этого времени о. Крит начинает занимать доминирующее культурное (возможно, и политическое) положение как на островах Эгейского моря, так и на побережье материковой Греции и Малой Азии. Минойская культура достигла расцвета около 1700 до н. э. Население поддерживало тесные связи с Древним Египтом, Сирией, Кипром, Анатолией и Грецией. Известны первые иероглифические надписи (знаменитый Фестский диск, 1700), а с 1600 до н. э. – так называемое линейное письмо А. Около 1470 до н. э. все критские дворцы погибли, возможно, в результате землетрясения. В эпоху расцвета минойские флоты плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта. Представляется сомнительным, что обширная минойская «империя» управлялась из единого центра. Куда более правдоподобно предположение, что минойская держава была образована конфедерацией городов-государств, таких, как Кносс, Маллия и Фест. Большее значение имеют раскопки, которые проводятся на о. Тира (Санторин). В результате вулканического взрыва в середине II тысячелетия до н.э. середина острова исчезла, а остальная его часть оказалась засыпанной вулканическим пеплом, который похоронил существовавший здесь город и дворцовый комплекс, получивший название Акротири. Катастрофа, постигшая минойцев, сохранила в неприкосновенности значительные фрагменты их культуры.
23. Каждый человек состоял из физического тела, духовного двойника (Ка) и души (Ба). Только совместное их существование после смерти даровало египтянину бессмертие, поэтому так важно было уберечь тело от разложения. Ка – зримый образ человека – возникал при его рождении, сопровождал всю жизнь и сохранялся после смерти в памяти людей и на изображениях. Ба – жизненная энергия личности – садился на тело подобно птице. Был также дух (Ах), его изображали в виде хохлатого ибиса. Важную роль играло имя (Рен) – без имени не было и самого человека. По представлениям египтян, любая болезнь была вызвана проникновением в тело злых духов, поэтому в процессе лечения над пациентом произносили особые молитвы, обращенные к богам. Если лекарства не помогали, в поисках чудодейственных средств врачи обращались к религии и магии. Вот почему египетские врачеватели делились на три группы хирурги-целители, жрецы-врачи и маги. Хотя большинство египтян не умели читать и писать, жизнь египетского общества основывалась на учете; поэтому обученный грамоте мог сделать карьеру не только писца, но и чиновника. Доля писца была завидной, ведь он не работал под палящими лучами солнца и пользовался почетом и уважением Когда умирал знатный вельможа, его тело отвозили на западный берег Нила. Там тело подвергали очистительному ритуалу, затем мумифицировали, помещали в саркофаг (гроб) и относили в гробницу, где и хоронили через 70 дней. Для продолжения его земной жизни в гробницу клали специально приготовленные предметы – фигурки слуг и работников, еду, одежду и др. Для погребения нанимали профессиональных плакальщиц. Путешествие в загробную жизнь было для покойного и всех его душ долгим и опасным. Требовалось преодолеть Врата Дома Осириса, огненное озеро, чудовищ, злых духов и 14 холмов по пути к залу загробного суда. Там умерший отрекался от всех грехов: перечислял перед богами 42 греха и заверял их, что не виновен ни в одном. Анубис и Тот взвешивали его сердце на весах двух истин, на вторую чашу весов клали перо богини справедливости Маат. Если покойный вел праведную жизнь, его сердце было таким же легким, как перо, и он шел дальше для встречи с Осирисом и своими предками в загробном царстве. Если сердце было отягчено грехами, его съедало крокодилоголовое чудовище Аммат. Приговор записывал бог Тот. Гроб ставили у входа в усыпальницу, и жрецы совершали обряд «отверзания уст». Жезлом с наконечником в виде головы барана они касались рук, ступней, глаз, ушей, носа и губ, изображенных на саркофаге, возвращая усопшему его души, чтобы они могли действовать в потустороннем мире. После чего саркофаг помещали в гробницу, окружали едой, предметами обстановки и другими необходимыми вещами, а потом ее опечатывали. Во время ритуала «отверзания уст» жрецы касались мумии жезлами, имевшими символическое значение.
27. священный брак на Крите В греческой мифологии классическим примером иерогамии была церемония брака Зевса и Геры, отмечавшаяся в ходе Герайи (фестиваля Геры на Самосе, en:Heraion of Samos), а также, несомненно, её предшественники, нашедшие отражение в греческой архитектуре и культуре. (Впрочем, Вальтер Буркерт полагает, что Герайя (фестиваль Геры) — слишком сложная по своему составу, чтобы рассматривать её только как брак Геры" [4]). Большинство исследователей считают, что церемония проводилась, чтобы пропагандировать плодородие. Аналогичной была церемония союза Деметры с Ясионом, которую разыгрывали на борозде, которую полагалось вспахивать три раза, о чём пишет Гесиод:[5] эта церемония отмечалась на Крите, где возникли многие из греческих мифов. Ясион (Иасион) — древнее критское божество земледелия, сын Зевса и плеяды Электры, брат Дардана. За насилие над Деметрой был сражен молнией Зевса. Однако гибель Я. вызвала такую скорбь Деметры, что богиня отказалась давать земле урожай. Тогда боги разрешили Я. временно покидать Аид и возвращаться к Деметре на землю. Миф о горе Деметры (критский по своему происхождению) аналогичен мифу о похищении Персефоны. Скорбь Деметры и возвращение Ясиона символизировали смену времен года. По одному из вариантов мифа Я. — супруг Деметры, с которой он сочетался на трижды вспаханном поле. От этого союза родился Плутос — божество богатства и материального благополучия. В дар от Деметры Я. получил зерна пшеницы и научил людей земледелию. Вторично Я. женился на Кибеле, от которой имел сына Корибанта. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).
28. представления греков о человеке и судьбе Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры - это богини судьбы. Первоначально в представлении древних греков судьба воплощалась в каком-либо неодушевленном предмете - фетише, являвшемся носителем жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра - одного из участников знаменитого похода аргонавтов - была заключена его матерью в головне, оставшейся от жертвенного костра: мать, чтобы погубить своего сына, вынула головню и бросила её в огонь, где она сгорела, вызвав, соответственно, мучительную смерть самого Мелеагра. Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко. Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры были дочерьми Никты - богини ночи, породившей также смерть (Танатос), сон (Гипнос), возмездие и отмщение (Немезида), легкокрылую радугу (Эрида) и вечера (Геспериды). Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами - разрыв нити означал смерть. По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено. Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото. При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряланить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека. Атропос - мойра будущего. Это она перерезаланожницами нить человеческой жизни, обрывая её. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой. В этом случае он рассматривался как Мойрагет - «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка. Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали». Люди и Боги одной природы. Одно драматическое различие – Боги не вечны, но бессмертны (бессмертный дух). Людей, подобно Богам, земля родила. По древне-греческому приданию первое поколение людей произошло от титанов – дети титанов, второго поколения Богов (дети Прометея). По другому приданию Прометей создал людей из земли (землеродные). Эти творения кратковременны, люди бессмертны. Боги презирают людей, они считают их низшим сословием. Наказывают людей, если они не совершают жертвоприношения и заставляют служить себе.
29. культ героев в Греции Чрезвычайно распространены в Греции были культы многочисленных героев — полубогов, легендарных полководцев, основателей городов, их считали посредниками между богами и людьми. Некоторые из них в древности сами были богами. Греки верили, что герои, часто несли в себе черты сказочности, влияли даже на долю людей, защищали и спасали их от злых сил — жестоких разбойников, прожорливых чудовищ. Так, Тесей убивает Перифет, Скирона, Синиса, Керкиона, Прокруста-разбойника, Минотавра в Лабиринте, а герой Персей, уничтожив морское чудовище, спасает красавицу Андромеду. Считалось, что отсутствие уважения к героям со стороны жителей какого-то города или невидправлення соответствующего культа могли вызвать их гнев и месть, последствия которых трудно предсказать. Выдающимся героем Греции был Геракл, сын Зевса и земной женщины Алкмены, что совершил двенадцать знаменитых подвигов. Он уничтожил февраля немейского льва, ужасную Лернейскую гидру, стимфалийских птиц с медными когтями и клювами, отравленным пером-стрелами, подстрелил Еримантського вепря, Киринейцев золоторогая лань, одолел Критского быка, получил пояс царицы амазонок Ипполиты, очистил авгиевы конюшни, победил царя Диомеда и похитил Герионових коров, а потом золотые яблоки нимф Гесперид и, наконец, осуществил самое свой подвиг — победил и вывел на поверхность адского пса Кербера. После смерти стал олимпийским божеством. Популярными героями были упоминавшиеся Тесей, легендарный афинский царь Персей, сын Зевса и аргосским женщины Данаи, который совершил ряд подвигов. О путешествии героя Ясона с товарищами к берегам далекой Колхиды за золотым руном со многими приключениями повествует большой мифологический цикл о аргонавтов. Однако самым значительным таким циклом, в котором действует огромное количество прославленных героев — Ахилл, Диомед, Одиссей, Гектор, Менелай, Аякс, Агамемнон, Парис и др.., — Стал Троянский цикл мифов. Он составляет рассказ не только о Троянской войне, но и о событиях, ей предшествовавших. Кроме этих двух, по-настоящему героических циклов, существовал еще Фиванский мифологический цикл, рассказывающий о трагической судьбе несчастного и многострадального героя Эдипа и четырех его детей — Антигону и Исмену, Полиника и Этеокла. И хотя процесс мифотворчества давно завершился, а сами легенды и мифы набрали устойчивой формы, некоторые изменения в них все же состоялись. «Виновными» в этом стали трагические поэты, которые, согласно своих творческих замыслов, смело шли на смену отдельных эпизодов того или иного мифа или, возможно, использовали малоизвестные какие-то варианты, которые появлялись в других районах Греции. Итак, мифы приобретали новых признаков и нюансов, а герои мифов вторично рождались в произведениях античных писателей, меняя по воле автора свои черты и качества. Нет сомнения, что титан Прометей (бог старшего поколения) так и остался бы одним из малоизвестных богов-гигантов, если бы не гений Эсхила, который предоставил ему совсем другие черты, сделал идейным борцом против Зевса деспотии, носителем всего светлого и прогрессивного (Прометей прикованный»), и если слава Прометея дошла до наших дней и воплотилась во многих посвященных ему произведениях (как не вспомнить здесь шевченковского Прометея!), то этим мы обязаны только Эсхилу. Именно он переосмыслил мифологический образ и, наполнив его новыми качествами, сделал символом тираноборстве, гуманизма и безграничной преданности своей идее. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |