|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозная вераВыделяют три основных взаимосвязанных элемента религии: религиозное сознание (религиозная вера, религиозные идеи, представления, настроения, чувства), религиозный культ (религиозные действия: богослужения, обряды, ритуалы, посты, молитвы, праздники и т. д.), религиозные организации, связывающие служителей культа и верующих (религиозные учреждения, объединения, общины, секты, церкви и др.). Какой из этих элементов является главным, фундаментальным, определяющим своеобразие религии как целостного явления культуры? Это, конечно, религиозное сознание, и в нем следует искать «минимум» религии. Но что отличает религиозное сознание от других форм духовности? Во-первых, убежденность в раздвоенности единого бытия на две реальности: мир земной и мир высший, потусторонний.
Во-вторых, вера в первозначность высшего мира и его приоритетную роль по отношению к земному миру. В-третьих, признание возможности взаимосвязи, взаимодействия, взаимообщения двух миров. Эти три основополагающие аксиомы представляют собой отличительную «опорную» точку религиозного сознания. Его своеобразие заключается в том, что мир сверхъестественного с его специфическими представлениями (духами, бестелесными существами, богами и т. д.) воспринимается верующими не просто как абстракции — вымыслы, а как живая реальность, существующая и действующая. Она не противостоит человеку, но невидимыми связями пронизывает его плоть, дух, волю, чувства, эмоции, живет внутри человеческого «Я» в качестве его необходимой реальности, гораздо более важной и значимой, нежели вся другая действительность. Мир высший, потусторонний по-своему ощущается и переживается человеком, потому и называется сверхъестественным миром. Он сверхъестествен в том смысле, что не подчиняется законам физического мира, находится за пределами эмпирического, основанного на опыте, земного бытия и не доступен пониманию обычными чувственно-рациональными способами. Чем же было обусловлено «прорастание» религиозных представлений в глубинные пласты сознания, почему они получили такую яркую чувственно-эмоциональную окраску? Суть тут в особенностях религиозной веры. Часто веру в сверхъестественное называют отличительной характеристикой религии. Действительно, религиозная вера отличает ее от всех других духовных явлений. Не случайно понятия «религиозный» и «верующий», «вера» и «религия» употребляются как взаимозаменяемые. Вера как особое интеллектуальное чувство и определенное психологическое отношение к миру не является исключительной принадлежностью религии. Она свойственна всем без исключения людям, как религиозным, так и нерелигиозным. Люди верят в науку, разум, прогресс, коммунизм, верят в счастье, любовь, справедливость, в бессмертие, верят гаданиям, пророчествам и т. п. Так в чем же заключается своеобразие религиозной веры? Прежде всего религиозная вера отличается от всякой иной тем, что ее объектом выступают представления (мысли-образы, понятия-фантазии) о потустороннем, природа которого коренится в сфере священного, таинственного, недоступного для постижения разумом обычного человека. Во-вторых, религиозная вера — это вера в реальное существование сверхъестественного мира и в возможность двусторонних отношений с ним. В-третьих, вера в реальность сверхъестественного проявляется в сознании в качестве личностно-психологической убежденности в абсолютной и безоговорочной истинности религиозных представлений. Таким образом, религиозная вера имеет дело со своеобразным знанием, не требующим дополнительных рассудочных
доказательств. Во многом по этой причине она так непоколебима, стойка и прочна. На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций и т. д. Здесь присутствуют и рационально-чувственные элементы религиозной веры, но приоритетная роль принадлежит эмоционально-чувственному элементу. На теоретическом уровне религиозное сознание представлено в форме систематического вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библия, Коран и др.), утверждается религиозными организациями в виде канонизированных формул (догматов). Содержание вероучения развивается в специальной отрасли религиозного знания — богословии, или теологии, которая включает апологетику, догматику. Вероучительные формулы и документы являются результатом переработки содержания обыденного сознания, но они, в свою очередь, оказывают сильное влияние на повседневные религиозные предствления, формулируя его в заданном религиозными организациями направлении. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |