|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»Я скажу, что при каких-то обстоятельствах нашел доказательство какой-то теоремы; эта теорема получит какое-то варварское название которое многие из вас не поймут, но это не важно: для психолога важна не теорема, а обстоятельства. А. Пуанкаре В психологии термин «внутренняя речь» обычно означает беззвучную, мысленную речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припоминаем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. Два основных и противоречивых взгляда чаще всего высказываются и поддерживаются в этой области. Первый - мышление и речь тождественны (мышление есть беззвучная речь, «речь минус звук»), второй - мышление и речь лишь внешне связаны друг с другом (речь есть наружная оболочка мышления, средство выражения готовых мыслей, возникающих вне формы слова и чувственных образов). Мы еще, конечно очень далеки от знания конкретной нейронной организации неосознаваемых форм высшей нервной деятельности и психики. Вот почему до настоящего времени во многих случаях мы не можем пренебрегать самонаблюдениями лиц творческого труда. Психологи различают два вида мысли. Есть «свободная» мысль, когда мы предоставляем нашим мыслям возможность блуждать, не направляя их к определенной цели; и есть мысль «контролируемая», когда направление задано. Мышление становится более направленным и концентрированным, когда решается какая-либо проблема, сложная ситуация. Создающаяся доминанта может удерживать, как мы уже говорили, концентрацию мышления на длительный период времени, поглощая всю умственную деятельность человека. Математик Ж. Адамар не только вел интенсивную работу в области математики, но так же отдал много времени исследованию психологических процессов математиков в процессе творчества. Наряду с собственными самонаблюдения, он анкетировал таких выдающихся математиков и физиков как Г. Биргоф, Н. Винер, Д. Дуглас, Д. Пойа, А. Эйнштейн и др. Эти исследования в какой то степени вводят нас в «творческую лабораторию» ученых: «Я хотел понять, - рассказывает Адамар, - что же происходит в моем уме, когда я начинаю строить или понимать математическое рассуждения. Я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю, и что я полностью отождествил бы свой случай и случай Гальтона, в том смысле, что когда я услышу или прочитаю вопрос, все слова исчезают точно в тот момент, когда я начинаю думать; слова появляются в моем сознании только после того, как я окончу или заброшу исследование, точно также как и у Гальтона, и я полностью соглашаюсь с Шопенгауэром, когда он пишет: «Мысли умирают в тот момент когда они воплощены в слова...» Я думаю, что существенно также подчеркнуть, что я веду себя так не только по отношению к словам, но и по отношению к алгеб- раическим знакам. Я их использую, когда я делаю простые вычисления; но каждый раз, когда вопрос кажется более трудным, они становятся для меня слишком тяжелым багажом: я использую в таком случае конкретные представления, но они совершенно другой природы» (2). Математик Эдлер представлял общие идеи кругами. Если он должен был думать о двух категориях вещей А и В так, что каждая вещь А есть В, он представлял себе круг А внутри круга В. Если, напротив, никакой элемент А не В он представлял себе круг А целиком вне круга В; если же, наконец, некоторые элементы А суть В, то два круга должны пересекаться. Адамар говорит, что если он должен думать о каком-нибудь силлогизме, он о нем думает не словами. Математик считает, что слова ему не позволили бы понять правилен ли силлогизм или ложен, а с помощью интерпретации аналогичной Эйлера, пользуется, однако не кругами, а какими-то пятнами неопределенной формы. Чтобы представить себе эти пятна находящимися одно внутри или вне другого, он не должен их видеть имеющими строго определенную форму. Это положение Адамар иллюстрирует последовательными этапами доказательства теоремы, записывая рядом с каждым из них соответствующий образ возникающий в его мозгу. Например, нужно доказать, что существует простое число, больше 11. Под цифрой I - этапы логического доказательства; под цифрой II - образы, возникающие в воображении ученого: 1-Я рассматриваю все простые числа от 2 до 11,т. е. 2, 3,5,7, 11. II - Я вижу неопределенную массу. 1-Я образую их произведение 2x3x5 х7х 11 =N. II - Так как N - число достаточно большое, я представляю себе точку, достаточно далеко удаленную от этой массы. 1-Я прибавляю к этому произведению 1 и получаю N+1. II - Я вижу вторую точку, недалеко от первой. I - Это число, если не является простым, должно иметь простой II - Я вижу некоторое место, расположенное между неопреде Можно задаться вопросом: какая может быть польза от такого странного и неопределенного представления? Адамар отвечает: «Оно, конечно, не используется здесь для того, чтобы напомнить мне какое-нибудь свойство делимости, так как всякая информация, данная таким образом, могла бы оказаться неточной и сбить меня с пути, поставленному выше». Согласно анализа анкет, которые заполнили математики Америки, они избегают не только мысленного употребления слов, но так же употребления точных алгебраических или других знаков. Мыслительные образы математиков, от которых были получены ответы, чаще всего бывают зрительными, а также двигательными, слуховыми. Г. Биркоф сообщал, что он визуализировал алгебраические знаки. Н. Винер отметил, что ему случается думать и со словами и без слов Д. Дуглас подчеркивал значение не столько слов самих по себе, сколько их ритм их произнесения, с выделением отдельных слогов в них наподобие азбуки Морзе. Д. Пойа характеризовал свое мышление как словесное: «Я думаю, что основная идея, которая приводит к решению проблемы является в виде хорошо вращаемого (well-turnet) слова. Слово или предложение освещает ситуацию, придает мысли как бы физиономию». Один из профессоров Колумбийского университета написал, что у него математические раздумья сопровождаются обычно визуальными изображениями и почти никогда никакими словами, кроме тех, которые вызывают удивление, раздражение, экзальтацию и т. д. Профессора Купман сообщил, что образы возникают у него в полном сознании, тогда как соответствующие рассуждениям временно остаются в «прихожей». Уатт отмечал, что образы и их значение должны быть частично связаны и в то же время независимы Профессор Р. Якобсон, занимающийся лингвистикой и психологическими вопросами, считает, что знаки - необходимая поддержка для мысли. Для мысли, обращенной к обществу (стадия сообщения), и для мысли, находящейся в процессе подготовки к этому (стадия формулировки), наиболее обычной системой знаков является собственная речь; но внутренняя мысль, особенно когда эта мысль творческая, охотно использует другие системы знаков, более гибкие и менее стандартизированные, чем речь, и которые оставляют больше свободы, подвижности творческой мысли. Среди этих знаков и символов, по его взглядам, надо различать, с одной стороны, условные общепринятые знаки и знаки индивидуальные, которые, в свою очередь, могут подразделяться на постоянные знаки, употребляемые обычно, и знаки эпизодические, созданные ad hoc и участвующие лишь в одном созидательном акте. Б. М. Теплов, на основании деятельности выдающихся полководцев, считает, что интуиция не является по своему существу чем-то совершенно иным, чем логическое мышление, она протекает по тем же законам, но ее психологический механизм иной. Он пишет: «С точки зрения логики или теории познания интуиция не есть особый путь познания, стоящий наряду с ощущением и мышлением. Но с точки зрения психологической интуиции есть качественно своеобразный процесс, отличающийся от развернутых процессов логического мышления не только скоростью протекания. Пусть с точки зрения логики интуиция есть «быстро сделанный расчет». Но в том-то и дело, что при известной скорости протекания мыслительный процесс становится уже другим, приобретает новое качество, осуществляется иным психическим механизмом» (163). Эта точка зрения находит свое подтверждение в самонаблюдении Ф. М. Достоевскогого: «Известно, что целые рассуждения проходят в наших головах мгновенно, в виде каких-то ощущений, без перевода на человеческий язык, тем более на литературный... Потому, что вещи многие из ощущений наших, в переводе на обыкновенный язык, покажутся совершенно неправдоподобными» (Цит. по: 107). Особенно интересны ответы на вопросы анкеты Эйнштейна: «Слова, написанные или произнесенные, не играют видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно порождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями. Стремление в конечном счете прийти к ряду логически связанных одно с другим понятий служит эмоциональным базисом достаточно неопределенной игры с вышеупомянутыми элементами мышления. Психологически эта комбинационная игра является существенной стороной продуктивного мышления. Ее значение основано прежде всего на некоторой связи между комбинированными образами и логическими конструкциями, которые можно представить с помощью слов или символов и таким образом получить возможность сообщить их другим людям». На тот же вопрос, но применительно к обычному мышлению, он ответил, что «и в этом случае его образы - зрительные и моторные, а слова, когда они полностью вступают в действие «чисто слуховые». Из этих ответов ясно, что желание достигнуть в конце концов логически связанных концепций является эмоциональной базой этой достаточно неопределенной игры в элементы, о которых говорит 4 Зак. 837 Эйнштейн. Но с психологической точки зрения эта комбинационная игра, по его мнению, «видимо является основной характеристикой творческой мысли - до перехода к логическому построению в словах или знаках другого типа», с помощью которых эту мысль можно будет сообщать другим людям. На вопрос анкеты: «Какие внутренние или умственные образы или какого вида «внутреннее слово» используют математики - моторные, слуховые, зрительные или смешанные? А. Эйнштейн сообщил: «У меня вышеупомянутые элементы мышления - зрительные и некоторого мышечного типа. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию воспроизведена. Как уж сказано, игра с первоначальными элементами мышления нацелена на достижение соответствия с логической связью понятий». Приведенные высказывания А. Эйнштейна о механизмах его мышления, как считает А. Н. Соколов (153), являются очень интересными, свидетельствующими об исключительно большом значении образов в процессе творческого мышления. Главное для него на первой стадии решения задачи - «комбинационная игра с образами», направляемая стремлением достичь логически связанных понятий, словесное оформление которых происходит после ассоциа-ционной игры, на второй ступени мышления, «когда полностью вступают слова» и мыслитель их внутренне слышит То, что слова «полностью» вступают лишь на второй стадии мышления у многих людей в процессе математического творчества, убедительно показал Адамар и другие исследователи. Однако, зададимся вопросом: но полностью ли слова отсутствуют на первой стадии (в момент ассоциационной игры)? Этот вопрос остается неясным до настоящих дней: Во всяком случае, вопросы задачи должны как-то осознаваться и удерживаться в уме и на первой стадии решения, иначе комбинационная игра делается бессмысленной и не может привести к решению задачи. Но тогда, строго говоря, уже нельзя считать и эту первую стадию решения вполне бессловесной и бессознательной. В «Творческой биографии» А. Эйнштейна содержаться интересные психологические замечания в отношении формирования бессловесных, или наглядно образных понятий, возникающих в результате привычных восприятий привычно-следственных связей и отношений. Действие этих понятий особенно обнаруживается, если мы в наших восприятиях встречаемся с чем-то не соответствующим уже сложившимся наглядным понятиям, и тогда, как описывает Эйнштейн, у нас возникает чувство удивления или «чуда». В качестве примера такого «чуда» он приводит эпизод, когда ему, 4 - 5«-летнему ребенку, отец впервые показал компас: малыш был очень удивлен тем, что стрелка компаса действует без прикосновения к ней. Эйнштейн вспоминает, что удивление произошло потому, что в его «неосознанном мире понятий» действие связывалось всегда с прикосновением, а в случае с компасом этого не было. Это и вызвало удивление и потрясение его чувства, о котором он говорит как о важном стимуле умственного развития человека. Первичные или низшие формы обобщения до появления слов на образном уровне описал еще Т. Рибо, назвавший их «родовыми» образами. И. П. Павлов, наблюдая подобные обобщения при выработке условных рефлексов на «отношение раздражителей, видел в них аналоги наших понятий у животных и говорил, что это есть «форма конкретного мышления, животного мышления без слов» (130). Очень много примеров таких понятий может дать детская психология. Но гораздо сложнее, как считает Соколов, обстоит дело с их образованием у взрослых людей, владеющих речью и умеющих словесно обозначать объекты своих восприятий. Трудно представить себе, чтобы в этом случае могли образовываться чисто моторные или чисто зрительные обобщения без участи в них речевой сигнализации. Исследования целого ряда психологов убедительно показывают, как только ребенок овладевает речью и накапливается словесный запас, у него параллельно с этими процессами появляются, развиваются и усложняются словесные обобщения. Исходя из сказанного, можно утверждать что существует совершенно отчетливая разница между наглядными обобщениями и словесными логическими понятиями, делающая невозможным их терминологическое обобщение, и в этом смысле применение термина «понятия» к наглядно-образным и моторным обобщениям может привести лишь к путанице. И психологически, и логические последние гораздо точнее было бы назвать не понятиями, а наглядными или образными обобщениями, или предпонятиями, а собственно понятиями называть только словесные формы обобщений. Долгое время для изучения психических процессов и состояний существовал единственный метод - самонаблюдение, получивший название «интроспекция» (лат. Introspectare - смотреть внутрь). Самонаблюдение и самоанализ - это неотъемлемое свойство развитой 4* личности. Мы все время анализируем свои действия и чувства, оцениваем свое отношение к другим людям и их отношение к себе и т. д. Без этого метода трудно обойтись в исследованиях психики человека, но он является не самодостаточным. Поэтому он требует дополнительных исследований, основанных на экспериментальных методиках. Это в полной мере относится к рассматриваемой проблеме, поскольку одни лишь самонаблюдения не смогли внести полную ясность о взаимодействии языка и мышления исследователей в период «инкубации». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |