|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава VII СООТНОШЕНИЕ ЯЗЫКА С МЫШЛЕНИЕМЯзык та же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми К. Маркс. У античного философ Геракла «логос»: слово, рассуждение, разум, соотношение или более обобщенно - закон взаимопроникновения противоположностей, и вместе с тем - понимание этого закона, которым управляет космос: «Этот космос один и тот же для всего существующего не создавал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Логос Геракла отражал диалектику мира и сам был диалектикой его познания: все преходяще, все нахо- 92 дится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, абсолютны только борьба и движение. Совершенно противоположной была трактовка «логоса» у Платона. Для него «логос» - слово пли понятие - означал мистическую «чистую идею», а внешний мир был лишь видимостью идей, их отблеском. Реально, где-то в заоблачном мире, существуют первообразы всех вещей, их архитипы. Познание заключается в припоминании бессмертной душой этого мира идей, в котором она пребывала до своего вселения в тело. Припоминание идей осуществляется посредством мышления или рассуждения. Рассуждая и разговаривая сама с собой, душа вспоминает связанные со словами идеи и таким образом вновь приобщается к их познанию. Эти проблемы древнейших в редуцированных формах все еще остаются остро дискуссионными не только в различных философских школах, но и в психологии, логике и лингвистике. В этом плане представляет интерес доклад А. Эйнштейна, посвященный «общему языку и науки», в котором он говорил: «В чем выражается внутренняя связь между языком и мышлением? Нельзя ли мыслить без помощи языка, т. е. в понятиях и комбинациях понятий? Нужно ли нам всегда бороться за слова, хотя связь между «вещами» уже ясна? Мы склонны приписывать акту мышления полную независимость от языка, если индивидуум образован или в состоянии образовывать свои понятия без вербального руководства со стороны окружения...» (Цит. по: 153). Поскольку многие поэты и представители точных наук (математики, физики), в различных дискуссиях и публикациях высказывают мнение, что их творческое мышление протекает без слов и что они оперируют с «чистыми» идеями, нам представляется необходимым прояснить эту проблему. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |