|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава VIII. НЕСЛУЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИВсе, о чем я размышлял или читал, было непосредственно связано с тем, что я видел или ожидал увидеть, и такой режим работы продолжался в течение всех пяти лет путешествия на «Бигле». Я уверен, что именно приобретенные таким образом навыки позволили мне осуществить все то, что мне удалось сделать в науке. Ч. Дарвин. Всем известны рассказы о том, например, что закон всемирного тяготения Ньютону внушило падающее яблоко, а идею паровой машины Уатт усмотрел в прыгающей крышке кипящего чайника. Однако распространенность этих версий не прибавляет им достоверности. Эти и множество других подобных рассказов на поверку оказываются легендами. Но в то же время есть много достоверных фактов, говорящих, что в процессе творчества решению проблем на стадии «инкубации» нередко помогают различные «подсказки». 107 1. «ЭВРИКА!» Воображение - это синоним к открытию. Воображать, открывать, нести наш слабый свет в живой сумрак, где скрыты все бесконечные возможности, все формы и ритмы. Воображение выхватывает и проясняет фрагменты невидимой реальности, в которой движется человек. Ф. Г. Лорка. Впервые история такой подсказки, которая стала хрестоматийной легендой, является воскликнутое Архимедом слово «эврика!» Об этом эпизоде много рассказывается как он пришел к открытию, но не акцентуируется внимание на главном, что явилось подсказкой в открытии. Ученый заметил, что вода из ванны не только уходит в той мере, в какой его тело погружается. Но самым существенным в явилось то, что он почувствовал увеличение плавучести тела. В старой книге Смайлса «Самодеятельность» приводится случай имевший место с инженером-мостовиком Броуном. Над проектом моста через горную реку Твид, протекающую в глубоком ущелье, Броун работал длительное время. Проект никак не получался. В отчаянии он оставил однажды чертежную доску и вышел прогуляться в сад. Было «бабье» лето. Он прилег и увидел, что паук сплел паутину между двумя кустами. Он вскочил от неожиданности. Он вдруг увидел нужный ему чертеж, ясно вычерченный серебристыми нитями на фоне голубого неба. Это была не просто паутина, а маленький ажурный мост между ветвями. Ветер раскачивал ветви, но паутина не рвалась. И в воображении Броуна уже не хрупкие ветви растягивали паутину, а серые скалы держали на цепях легкий мост над ущельем. Он сразу же засел за чертежи и вскоре создал новую конструкцию - висячий мост без дорогих и сложных устоев. Увиденная им паутина послужила своеобразной подсказкой в решении проблемы. Несомненно, что он много раз прежде видел серебристые нити паутины. Тем не менее это не помогло ему сразу создать нужную конструкцию. Необходимо было вначале потрудится над проблемой и лишь после этого паутина приобрела в воображении вид висячего моста в миниатюре. При этом ему казалось, что он нашел решение как бы без рассуждений, сразу увидел его воочию. То и было проявлением интуиции: ведь по-латыни данное слово буквально означает «созерцание», «усмотрение», «видение». Теперь Броун знал, с чего ему начать, к чему стремиться. Он опять засел за чертежи и расчеты и вскоре сделал изобретение: он стал 108 строить так называемые висячие мосты, без дорогих и сложных в постройке устоев, подпирающих мост снизу. Профессор физики университета Глазго Андерсон в 1765 г. попросил механика Джемса Уатта починить модель водоотливной машины Ньюкомена. Найдя причину неисправности, им овладела мысль, как уменьшить расход пара при работе машины? Чтобы получить совершенную паровую машину, необходимо чтобы цилиндр был так же горяч, как и входящий в него пар. Однако конденсация пара для образования вакуума должна происходить при температуре не менее 30 градусов Но как можно держать цилиндр всегда горячим и в то же время конденсировать в нем пар? Уатт ломает голову над этой проблемой, но безуспешно. «Во время прогулки я миновал старый дом с прачечной (из которой шел пар В. Л.), - рассказывал он. - В это время мысли мои были заняты машиной, и уже дошел до хижины пастуха, когда мне пришло в голову, что пар, будучи упругим телом, мог бы ринуться в пустое пространство и при сообщении между цилиндром и резервуаром хлынул бы в резервуар и сгустился без охлаждения цилиндра.» Приведем для иллюстрации из множества еще один пример. Длительное время при переломах костей накладывались гипсовые повязки, которые имели ряд недостатков: сковывали движения, ухудшали кровообращение, вызывали атрофию мышц, кожные раздражения, что, в свою очередь, замедляло сращивание костей. Молодой сельский врач Г Илизаров в течение многих лет в своих экспериментах пытался ввести нечто новое в несовершенства традиционного консервативного способа лечения. Решение пришло совершенно неожиданно. Илизаров ехал в телеге и в пути обратил внимание на то, как крепится оглобли к хомуту, обхватывающему шею лошади. И вдруг его озарило: вместо хомута - металлические кольца, вместо оглобель -металлические стержни, идущие параллельно сломанной кости. Стержни крепятся к двум кольцам («хомутам»), одетыми на конечность выше и ниже перелома. Через отверстия в кольцах спицы крестообразно прошивают обломки кости. Вся эта конструкция надежно соединяет сломанную конечность, беря на себя всю нагрузку, которую выдерживала кость. Это позволяет больному с операционного стола самостоятельно уйти в палату. Илизаров и до этого видел тысячи раза запряженных лошадей, но раньше его не осеняло. Но только после длительной работы и экспериментов «подсказка», что называется, «сработала». Б. Мариотт сравнивает человеческий разум со шкатулкой. Во время напряженных раздумий человек как бы раскачивает ее, пока что-нибудь оттуда не выпадет. И если выпадет подходящее, цепь замыкается, открытие совершается. А. Д. Пойа проводит аналогии с ситом. Оно наполнено огромным количеством информации, перебрать всю ее невозможно, но когда вы размышляете, то словно бы трясете сито, а сквозь него сыплются разные «предметы». В тот момент, когда они проходят мимо вашего настороженного внимания, мозг «подхватывает» те из них, которые кажутся относящимся к делу. Ситуация воздействие «подсказки» в творчестве была смоделирована в ряде экспериментов Ю. Б. Гиппенрейтера и Я. А. Пономарева. От испытуемых в одной серии опытов требовалось построит из шести спичек четыре равнобедренных треугольника. Большинство пыталось решить задачу, раскладывая спички на плоскости. А на плоскости решить ее нельзя: нужно выйти в пространство и построит треугольную пирамиду. Творчество именно в том и состоит, что открывается новый принцип. Когда было видно, что у испытуемых ничего не получается, им давали более легкую вспомогательную задачу, для решения которой тоже требовалось выйти в пространство. Нужно было разместить на заданной плоскости несколько высоких коробок одинаковой толщены, но с разными основаниями. Коробки не размещались, но это испытуемых не обескураживало: они быстро догадывались, что коробки можно поставить на ребро. Вспомогательную задачу предлагали на разных этапах решения основной. И здесь была выявлена следующая закономерность. Если задачу с коробками давали до того, как испытуемый принимался размышлять над спичками, на ход этих размышлений она не влияла. Если же испытуемый уже помучился над основной задачей и лишь тогда ему предлагали переключиться на коробки, он, разместив коробки, быстро стравлялся и со спичками. На том же принципе Пономарев создал методику «четыре точки». На плоскости они расположены так, что если их соединить четырьмя линиями, то получится квадрат. Но от испытуемого требовалось соединить эти точки не четырьмя, а тремя линиями. И сделать это нужно, не отрывая карандаша от бумаги, да так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку. На решение задачи давалось 10 минут. Испытуемые начинали чертить незавершенный квадрат, затем букву «зет», потом треугольник и т. д., но все равно одна точка оста Затем Пономарев испытуемым давал панель с гвоздиками, вбитыми в углах воображаемого квадрата. Кроме того дается три планки, по длине, превышающими расстояние между гвоздиками. В планках проделаны 4 отверстия и с одной стороны начерчены кривые линии. Нужно надеть планки на гвоздики так, чтобы концы нарисованных кривых линий совпали и образовали овал. Составить овал из трех кривых - дело минутное. И перед испытуемым возникало сразу две фигуры: овал, составленный из трех нарисованных кривых, и треугольник из планок, повешенный на четыре гвоздика. Овал испытуемым осознается. Он задан экспериментатором. А треугольнике не осознается. Это «побочный продукт» деятельности, фон для овала. Он остается за порогом сознания. Когда испытуемый возвращается к решению основной задачи, треугольник, образованный из трех планок, становится «ключом» для решения поставленной задачи. Теперь соединяя четыре точки квадрата испытуемый выходит за пределы воображаемого квадрата, из которого до того не мог никак выбраться. Опыт с четырьмя точками показал: во-первых, без подсказки никто задачу за десять минут решить не может и, во-вторых, что если подсказка дается до основной задачи, то ее решает только каждый второй. Попытки соединить четыре точки без подсказки были необходимы: они создавали у испытуемого особое эмоциональное состояние, которое Пономарев называет поисковой динамикой. Без этого состояния невозможно решить никакую серьезную задачу. Вот тут-то и важно уловить благоприятный момент, когда неправильные приемы уже исчерпаны, а доминанта еще не угасла - испытуемый еще не утратил интереса к задаче. Перенося эти экспериментальные исследования в условия подлинного творчества, можно придти к выводу, что успех интуитивного решения задачи завит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и, вместе с тем, сохранить увлеченность проблемой. Пономарев подчеркивает, что результаты его опытов раскрывают лишь один из механизмов интуиции, одну его сторону. Подсказка -это та же ассоциация по сходству, играющая огромную роль в узнавании. Но узнать можно то, что знаешь. «На случай наталкиваются те, кто его заслуживает, -говорил математик Лагранж. В своей стать- ей «Луи Пастер» Тимирязев приводит аналогичные слова биографа Пастера: «Это была одна из тех случайностей, на которые наталкиваются именно те ученые, которые делают все, чтобы на них натолкнуться». Из всего сказанного в этом разделе предположительно можно заключить, что звенья рассуждения существуют в сознании, в то время как соответствующие представления вырабатываются в подсознании на различных уровнях нейрофизиологической деятельности. Можно заключить, что мышление способно принять форму стройного рассуждения от общего к частному или от частного к общему. В интуитивном же мышлении нет определенных этапов. Во всяком случае их во многих случаях не видно. Если у него и есть логика, то это логика аналитического рассуждения. Она признак интуитивного мышления - свернутое восприятие всей проблемы сразу. И человек не знает того процесса, который привел его к ответу. Даже материал задачи отражается неосознанно. Сам же процесс мышления осуществляется в виде скачков, отдельные звенья его выпадают. Из опытов Пономарева понятно, что интуиция тесно связана с бессознательны. И мы уже видели это бессознательное: в нем пребывали треугольники и коробки вспомогательных задач, позволявшие испытуемым внезапно усматривать решение. С бессознательным связана и модель проблемной ситуации, в которой отражаются и элементы задач и процесс ее решения. Интуиция проявляет себя в различных обстоятельствах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |