|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИЗРАКИ - «НЕВИДИМКИ»
Патологические проявления душевной деятельности представляют собой, в сущности, не что иное, как отклонения и видоизменения нормальных проявлений душевной деятельности, подчиняющейся тем же основным законам, как и последние. В. М. Бехтерев. В 1956 г. океанская субмарина, на которой я служил, вышла в Атлантический океан на полную автономность. Чем ближе мы подходила к югу Атлантики, тем выше поднималась температура воды, достигнув 33-х градусов. На дизельных лодках кондиционеров предусмотрено не было. Сразу после остановки дизелей температура в 5-м отсеке доходила до 55-60-и градусов. Единственно, что можно было сделать, так это произвести перемешивание воздуха между отсеками с помощью вдувной и вытяжной вентиляции. Эта процедура особого облегчения не приносила. Основная форма одежды моряков была - трусы, тапочки и полотенце на шее. Из-за экономии пресной воды о принятии душа речи быть не могло. Можно было позволить только обтереть тело тампоном, смоченным спиртом. Единственное, что спасало, так это сухое вино и возможность, когда лодка шла в надводном положении, выходить на ходовой мостик по очереди. В подводном положении ко всему прочему, температу- 8 Зак. 837 209 ру в отсеках поднимали «печки» (регенерационные установки, в которые помещаются пластины, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород). Из-за экономии регенерационных «патронов» содержание углекислоты нередко превышало допустимые нормы. К физическому и психологическому стрессу дополнительную нагрузку создавали американские корабли противолодочной обороны, которые постоянно следили за нами. Ко мне обратился гидроакустик С. Огнев, который нес вахту в гидроакустической рубке в полнейшей тишине и одиночестве при мерцающем свете аппаратуры, работающей в режиме шумопелен-гования. Вот что он рассказал: «На душе было тревожно. Внезапно почувствовал, что у меня за спиной кто-то появился и пристально наблюдает за моими действиями. Я его чувствую, но не вижу. Мне стало страшно. Я быстро встал, повернулся - мираж исчез. Через несколько дней, при аналогичных обстоятельствах «невидимка», а я не могу иначе сказать, вновь появился, и в течение 15-20 минут я чувствовал в рубке постороннего человека, пока не встал с кресла. В общем, мистика какая-то. Я понимаю, что все это глупости. Но как объяснить то, что со мной происходит?» Нарастание тревожности и страха при появлении «невидимки» в последующих дежурствах послужили основой освобождения его от несения вахт на несколько дней и назначение лекарственных препаратов. Состояние «присутствия кого-то», не воспринимаемого ни зрением, ни слухом, мистики давно используют для доказательства бытия «святого духа». Так, американский психолог-идеалист У. Джеймс в фундаментальной работе «Многообразие религиозного опыта» в главе «Реальность невидимого» приводит самонаблюдения людей, испытавших чувство «духообщения». Вот одно из них: «Однажды ночью... стараясь заснуть, я ощутил чье-то присутствие в комнате. И странная вещь, я как будто знал, что это не только было живое лицо, а скорее дух... Я не могу лучше определить мое ощущение, как название его чувством чьего-то духовного присутствия. Я испытал в то время сильный суеверный страх, как если бы должно произойти нечто страшное и наводящее ужас». Из приведенного самонаблюдения видно, что «присутствие кого-то» в комнате религиозный человек интерпретирует как посещение его «духом». В этой же работе Джеймс приводит самонаблюдение своего товарища, который интересовался психологическими проблемами, но стоял на материалистических позициях: «Я уже был в по- стели... и вдруг почувствовал, как что-то вошло в мою комнату и остановилось у постели. Я познал это без помощи моих обычных чувств; вместе с тем я был потрясен особым ощущением, невыносимо гнетущего характера... Несомненно, нечто было возле меня, и в его присутствии я меньше сомневался, чем в существовании людей, состоящих из плоти и крови... Не взирая на то, что оно казалось мне чем-то схожим со мной, т. е. заключенным в какие-то границы, оно мне казалось ни индивидуальным существом, ни личностью». В комментарии, сделанном Джеймсом по поводу этого самонаблюдение, говорится: «Как ни странно, но мой друг не истолковал это переживание как свидетельство о присутствии божьим, хотя было бы совершенно естественно усмотреть здесь откровение бытия Бо-жия». Как бы ни интересны были приведенные самонаблюдения, они не дают полной информации для объяснения механизмов возникновения этих необычных психических состояний. Попробуем подойти к этой проблеме с экспериментальных позиций. В условиях сурдокамеры испытуемый Тонких сообщил, что на десятые сутки у него появилось странное и непонятное для него ощущение «присутствия постороннего в камере», находящегося позади его кресла и не имеющего определенной формы. Тонких логически не мог объяснить причину возникновения особого психического состояния и ответить на вопросы: кто это был - мужчина или женщина, старик или ребенок. Его ложное восприятие не опиралось на зрительные или слуховые ощущения. В то же время испытуемый отмечал, что в тот день он был подавлен. У него возникло тревожное состояние, которое переросло в чувство немотивированного страха. В часы, отведенные для активного отдыха, не мог найти себе занятия, и поэтому просто сидел в кресле. С одной стороны, он знал, что постороннего человека нет в сурдокамере, с другой - не мог отделаться от неприятных ощущений. Его сообщение об эмоциональной напряженности объективно подтверждалось наблюдением за ним, а также показателями электрофизиологической аппаратуры (пульс, дыхание, КГР и др.). На ЭЭГ отмечался сдвиг частоты биопотенциалов в сторону медленных волн, говорящих о развитии гипнотических фаз. Аналогичное переживание возникло у Сифра во время пребывания в пещере. В конце эксперимента он стал ощущать, что помимо него кто-то незримый присутствует в пещере и постоянно преследует его. Сифр заметил, что «преследователь» появился в тот мо- 8* мент, когда у него развился немотивированный страх («Часто я цепенею от ужаса, ощущая за спиной чье-то присутствие»). Он так же, как и Тонких, был убежден, что в пещере никого нет, но он так же не мог отделаться от неприятного, тягостного чувства. Если мы проанализируем самонаблюдения Огнева и наблюдения, заимствованные нами из работы Джеймса, то увидим, что «духи», «невидимки» появились так же, как у Тонких и Сифра, при развитии немотивированной тревожности и страха. Павлов утверждал, что «всякая жизнь (новорожденного) начинается с совершенно закономерного физиологического страха». С помощью вживленных электродов удалось выяснить, что при раздражении определенных подкорковых структур мозга возникает это чувство. В процессе развития в нормальных условиях у животных страх затормаживается. Согласно же взглядам Павлова, при появлении гипнотических фаз в коре полушарий в ряде случаев тревожность, как подкорковая эмоция, может высвобождаться и появляться на «авансцене» казалось бы без всяких видимых причин. При обследовании членов экипажа ПЛ в конце похода почти у всех была выявлена астенизация нервной системы в той или другой степени. Сенсорная депривация, в которой находились Тонких и Сифр, также приводит к астенизации. Записи ЭЭГ, как мы уже говорили, показывают, что в этих условиях у испытуемых происходит сдвиг частот в сторону медленных волн, что свидетельствует о развитии гипнотических состояний. Если мы обратимся к анализу самонаблюдений, приведенных Джеймсом, то увидим, что «невидимки», «духи» и «нечто» возникли ночью. Учитывая законы биоритмов смены бодрствования и сна в строго определенные периоды суток, можно с большой долей вероятности утверждать, что у этих людей в коре мозга также развивались гипнотические фазы. Философ Томас Гоббс еще в ХУП веке писал, что «постоянный страх, сопровождающий человечество, пребывающее как бы во мраке благодаря незнанию первопричин, должен иметь что либо в виде объекта, и когда человек не видит ничего, чему бы он мог приписать свое счастье или несчастье, он приписывает их невидимым силам». То, что «немотивированный» страх, тревожность обнаруживают стойкую тенденцию к объективизации, в последствии было подтверждено в многочисленных экспериментах и наблюдениях за больными. Сифр в своем дневнике записал: «В пропасти я один, мне нечего бояться встречи с человеком или каким-нибудь зверем. Тем не ме- 212 нее необъяснимый, дикий страх порой охватывает меня. Он подобен живому существу, и я невольно его одухотворяю... Страх как бы обрел плоть»(149). Это объяснение не расходится с представлениями психиатров о том, что немотивированный страх ищет себе содержание, находит его и проецируется вовне. Объективизации, одухотворению тревожности в «невидимок», «преследователей», «посторонних» и «духов» способствует развитие ультрапарадоксальной фазы. «В пропасти (сурдокамере) я один, и что-то вызывает тревогу. Представление «Я один» сразу же индицирует по ассоциации противоположное представление - «какой-то человек проник в рубку, пропасть, сурдокамеру, находится в ней и наблюдает за мной». Возникает вопрос, почему при эмоциональном напряжении и развитии гипнотических фаз у некоторых людей формируются представления о бестелесных существах (»духах», «невидимках» и др.), а у других - образные галлюцинации? Можно предположить, переживание «невидимки» возникают тогда, когда гипнотические фазы преимущественно развиваются во 2-й сигнальной системе, в которой не имеется конкретно-чувственных атрибутов человека, а только абстрактное понятие о нем. Это обстоятельство и не позволяет оформиться представлению «другого», «постороннего» в четко воспринимаемый образный галлюцинаторный образ, а только дает возможность на тревожном эмоцио нальном фоне абстрактно переживать присутствие кого-то. В то же время сохранность логического мышления и отсутствие чувственно воспринимаемых образов создает двойную ориентировку. Поэтому в наших наблюдениях и экспериментах люди, с одной стороны, знали, что посторонних рядом с ними нет, с другой - они не могли отделаться от эмоционально тягостных переживаний. К. Ясперс описанные переживания относит не к истинным галлюцинациям, а к обманам осознавания. В литературе нам удалось найти только одни случай, когда испытуемый потерял критическое отношение к аналогичному переживанию. Так в экспериментах Н. А. Маслова по длительной гипокинезии один из испытуемых стал держаться замкнуто, обособлено. В дальнейшем у него появился непреодолимый страх, он прятал ноги под одело - ему казалось, что кто-то, не воспринимаемый им телесно (»невидимка»), собирается колоть его иглой. Эксперимент досрочно пришлось прекратить. Все выше сказанное позволяет «призраки-невидимки» отнести к обманам осознавания. 213 3. «ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ»* В очень в подавленном состоянии я ехал верхом. Вдруг меня охватило чрезвычайно странное предчувствие, и я внезапно увидел самого себя, едущим также верхом навстречу мне; мой двойник был одет в светло-серое, украшенное золотом платье, какого я сам никогда не носил. И. Гете. В литературе не так уж часто можно встретиться с аутоскопичес-кми галлюцинациями. Термин «аутоскопия» предложил в 1891 г. М. Фери для описания галлюцинаций, при которой человек «видит» свой собственный образ как-бы отраженным в зеркале. Приведем несколько иллюстраций. Больная С. рассказывает: «Чувствую свою личность и тело удвоенными. Я как будто не настоящая. Лежу на кровати, и кажется, что настоящее мое «Я» где-то наверху, напротив меня. Голос мой исходит от нее. Я как будто вижу свое второе «Я», и, странно, кажется, не я смотрю на нее, а она смотрит на меня» (Наблюдение Меграбяна) В своей книге «Жизнь после смерти» Р. Моуди для доказательства существования потустороннего мира приводит многочисленные свидетельства, переживших клиническую смерть и рассказывающих о своих необычных переживаниях. Среди них и феномены аутоскопических галлюцинаций, что видно из рассказа человека, пережившего клиническую смерть: «Неожиданно я почувствовал, что я вне своего тела, я видел свое тело с высоты трех или четырех футов выныривающее и погружающееся в воду. Я видел свое тело со спины и слегка справа. Я ощущал, что я чувствую свое тело, хотя я находился вне его». Этот редкий психпатологическй феномен привлек внимание и в вызвал публикацию многих книг, в которых делаются попытки доказать существование потустороннего мира и бессмертной души. Этот метод не нов. Историкам религии известно, что представление о загробной жизни души возникло на основе сновидений и рассказов людей, побывавших на грани между жизнью и смертью. На основе этих представлений в ранних христианских сектах было принято, во время крещения держать голову новообращенного под водой до тех нор, пока не появлялись признаки удушья. Только после этого его извлекали из воды. Это воспринималось как второе рождение, поскольку в тело новорожденного «вошла бессмертная душа». 214 P. Hoyc проанализировал переживания, возникающие во время реальной угрозы для жизни у 104 человек. 49% опрошенных воспринимали события не как участники, а как наблюдатели со стороны. В момент смертельной опасности у них была выявлена деперсонализация. При описании своих ощущений типичны были сравнения: «Словно я сидел в кресле кинотеатра и наблюдал происшествие на экране», «Я наблюдал со стороны, как я кувыркаюсь вместе с машиной». Дж. Мендельсон с соавт. описали яркие зрительные галлюцинации у больных полиомиелитом, по летальным показаниям помещенным в специальные аппараты искусственного дыхания. Нередко пациенты испытывали галлюцинации Одна из больных «наблюдала» собственную смерть, а затем собственные похороны. Эти галлюцинации носили яркий, чувственный характер. Временами у некоторых людей, страдающими мигренями, спонтанно возникает ощущение, что он вышел из своей физической оболочки и смотрит на свое физическое тело со стороны, чаще сверху. Эта галлюцинация раздвоенности обычно длится не больше нескольких секунд. Женщина 37 лет, страдающая мигренями, рассказывает: «Я находилась на кухне, сервируя завтрак для семьи. Внезапно появилось чувство словно я стою на наклонной плоскости, глядя с небольшой высоты как я готовлю завтрак. Это состояние длилось несколько секунд. У другой больной 48 лет, перед приступом мигрени ее психическое или «астральное тело» парило над физическим телом и казалось более реальным. У некоторых страдающих мигренями патологические явления наступали во время сна и заключались в том, что больные совершенно ясно, как бы в полном сознании, испытывали состояние «ясновидения» (ощущение одновременного пребывания в себе и вне себя). Больной 46 лет, с менингиальной геморрагией, переживал в течение 4-х дней галлюцинацию зеркального двойника. Двойник молчаливый. Первое появление повело к значительному страху с ощущением близости смерти Двойник следовал по пятам больного по всем помещениям, не произнося ни слова. Сам больной, культурный и интеллектуально развитый человек, несмотря на живость и яркость двойника, сохранил критику и связывал появлений этой галлюцинации с нарушением работы мозга. Особенностью «зеркальных» двойников является то, что страдающий этим видом расстройства, не только «видят» свой собствен- 215 ный образ (визуальное восприятие), но иногда «слышат» своего двойника своим умом (псевдо слуховое восприятие). Они также воспринимают позицию в пространстве и все движения двойника (кинестетическое восприятие). Кроме того, больные обычно «знают» о своем двойнике интеллектуально и эмоционально (эмоциональное восприятие). Важным критерием, по которому можно отдифференцировать аутоскопию от синдрома Капгра (Этот синдром характеризуется нарушениями узнавания, идентификацции людей. Больной не узнает родственников и знакомых, принимает их за двойников, близнецов или загримированных под них подставных лиц) - это чувство психологической связи с двойником, а не только зрительное восприятие собственного образа. Это можно отчетливо проследить в наблюдении К. К. Скворцова. Большой шизофренией идя по коридору, увидел чрезвычайно знакомого человека, узнал его. К удивлению, это оказался он сам. Одет был двойник в такой же халат, как и больной. Появившись он быстро растаял. Гуляя в садике клиники, больной вновь увидел двойника, но не смог увидеть его тени, хотя день был солнечным. Затем двойник стал появляться все чаще. По рассказу больного, он входит только в двери, у него свой ключ. Лишь один раз двойник стоял на окне аудитории, но это он шутил. Он не может влезть с улицы в окно второго этажа. В то же время больному трудно назвать двойника иначе как «Я», так как его движения не что иное, как движение его самого. Если двойник шел, то лежа в кровати больной ясно чувствовал, как идут его ноги и машут руки, как перемещается тело. Двойник имеет все привычки больного; делает ритуалы, открещивается, скоморошничает. Когда двойник молится и ударяется лбом об пол, больному больно. Ощущение сытости, жажды, желание спать могут исходить из тела двойника. Больной может видеть глазами двойника, всегда знает его мысли, разговаривает с ним. Большей частью двойник спорит с больным и говорит противоположное. Больной слышит, что слышит двойник Он пробовал ощупать себя и знает, что двойник ощущает эти ощупывания, так как двойник это и есть сам больной. Наряду с убеждением, что двойник есть сам больной, думается, что это отдельное лицо. Он представляет таинственное лицо, которое преследует его, испускает на него и иногда на других больных лучи фиолетового цвета, вследствие чего он и окружающие больные испытывают мертвенный страх. Двойник действует на него гипнозом, внушает ему галлюцинации, давая видеть, как его жена изме- няет ему. Двойник мешает играть на пианино. Он играет свою мелодию, диссонируя с реальной музыкой и вызывает муть в душе. Он забирается под стул и выглядывает оттуда, загораживая проход на узкой лестнице. Он смеется над больным, если он пассивен, кричит нецензурные слова. Когда больной активен, двойник ласков с ним. Больной не знает имя двойника и знать не хочет. Иногда идентификация с двойником настолько сильна, что больной не знает, он ли лежит в палате или двойник, быть может это он,» бывший «Я», а кто-то другой ушел домой». Больной звонит жене, что это обман, что ушел другой. Больной точно не знает, чего, в конце концов, хочет двойник. Верно ясно одно, что он хочет, чтобы больной оставался больным. Это дает возможность жить с его женой. Но больной думает запереть двойника в палате и уйти. Свое неприязненное чувство к двойнику переносит на свое зеркальное изображение. Негативен к своим фотографиям. Редко встречается, что видится не двойник, а умноженный собственный образ. Так известный физиолог И. Мюллер, вернувшись домой после длительного научного заседания, утомленный и голодный внезапно «увидел на некотором расстоянии самого себя в виде 12-15 лиц. Эти лица похожие друг на друга как две капли воды, гуляли в различных направлениях. Надо было очень сильно напрячь внимание и зрение, чтобы запомнить и осознать возникшую галлюцинацию, не потеряв к ней критичность. К. Девере и Дж. Пирсон описали пациента, у которого после ранения в височной доле мозга остался осколок. Этот пациент наряду с зеркальным образом себя обычного размера, иногда «видел» толпу крошечных фигур самого себя, раскрашенных во все цвета радуги. Двойники не всегда бывают зрительной галлюцинацией, а могут быть галлюцинацией «экстракампйной», т. е. когда галлюцинация находится вне поля зрения. Если больной и не видит двойника, то он с непоколебимой уверенностью «знает», что его двойник тут, поблизости. Генез некоторых видов аутоскопических переживаний у больных может быть объяснен из теории Ф. Д. Горбова (52, 53),согласно которого психическая деятельность человека постоянно идет в двух направлениях. Первое - отражение в сознании текущих событий окружающего мира; второе - создание внутренней модели внешнего мира. Эта внутренняя модель включает в себя и воспроизведение 217 собственного образа в окружающем мире. Для ориентировки в пространстве и времени необходим акт рефлексии: «Я» должно поставить себя в связь с системой пространственных и временных отношений. В здоровом состоянии человек может актом воли как бы выступить «из себя», «взглянуть на себя извне с некоторого расстояния и оказаться в мире, который он делит с другим и в котором он представляет ишь незначительную частицу. По К. Кондраду (73), такая возможность для здорового человека обозначается термином «выйти из себя». В соответствии с его концепцией, во время нарушения сознания по типу помрачения, человек теряет способность «вернуться к себе». Эволюционный подход к болезни, согласно теории И. В. Давиденкова и А. В. Снежневского, исходит из положения, что внешние факторы не могут ни породить в организме, ни вызвать в нем ничего сверх того, что у него уже имеется в виде исторически развившихся потенций. В определенных ситуациях, внутренняя модель окружающего мира, включает свой образ в него, приобретает чувственный характер, начинает выступать как более или менее независимое от личности образование. Р. Кенеди описал появление спонтанных аутоскопических галлюцинаций у преуспевающего 37 лет бизнесмена, занимающегося йогой. Однажды вечером он проводил серию упражнений дыхательной гимнастики йогов. Внезапно появилось чувство, что он раздвоился. Что он находится вне своего тела и смотрит на себя сверху. Напуганный этим он прекратил упражнения и необычное явление исчезло. На следующий день он вновь проделал те же упражнения и получил тот же результат. В последующие дни он вновь стал проводить дыхательные упражнения и каждый раз во время их появлялось чувство, что он «вышел» из своего тела и смотрит на себя со стороны. Занятия йогой были прекращены только после того, как необычные состояния стали появляться спонтанно и бесконтрольно. Временами у него стало появляться чувство, что он не реален, что окружение тоже нереально. После того он обратился к врачу. Утрата актуального «Я» нередко наблюдается у альпинистов, когда они находятся высокого в горах без кислородного снаряжения. Известный альпинист Нойс приводит самонаблюдение этого феномена: «Я нередко думаю, что и многие альпинисты также испытывают во время восхождения внезапную раздвоенность личности, особенно в одиночестве. Одна половина моего «Я» высматривает и критикует неуверенность и некомпетентность второй половины и сама устраняется о физического конфликта. Как я заметил, в 1945 году Пахунудри, эти шизофренические явления при высотных восхождениях когда наступает кислородное голодание становятся более резко выраженным. Я думаю, что подобное же состояние Смайса на Эвересте в 1933 году толкнуло на странный поступок, когда будучи на высоте 8540 метров, он отломил кусок кекса и повернулся, чтобы протянуть половину галлюцинаторному спутнику. На Контфорсе одна половина моего «Я» парила на крыльях над склоном, удивляясь, почему она привязана к этому замученному задыхающемуся существу. Когда мы повернули налево, к гребню, она даже восхитилась близким чудом - вершиной пирамиды Эвереста... Вторая полвина в этот момент мучительно трудилась, стонала и тяжело дышала, проклиная ужасную дыру, которую рюкзак просверлил, казалось, в моей пояснице; спорила со старшим партнером: «не могу, не могу идти быстрее! - и тем не менее испытывала трепет радости от того, что не шла медленнее». При «подъемах» в барокамере большого количества испытуемых на «высоту», превышающую 6000 м., мы только у одного испытуемого наблюдали аутоскопическую галлюцинацию. Появление их у альпинистов, видимо, обуславливается не только кислородным голоданием, но и самим подъемом, требующим физических усилий, и выраженных эмоциональных переживаний. Аутоскопические галлюцинации в ряде случаев появляются у вполне здоровых людей при переутомлении, напряженной работе и других обстоятельствах. В эпиграф из автобиографии Гете мы вынесли описание «зеркального» двойника поэта, который исчез при психическом напряжении «Зеркальные» двойники являлись не только Гете, но и другим писателям. Так, во время работы над одни из произведений в 1889 г. Мопассан при свечах сидел за письменным столом. Вдруг дверь кабинета отворилась, в комнату вошел его двойник, сел напротив и, опустив голову на руку, стал диктовать текст произведения. Мопассан писал под диктовку. Когда он закончил и поднялся, видение исчезло. В «Маленькой книжке о большой памяти» А. Р. Лурия рассказывает об удивительном мнемонисте Ш. Вспоминая свое детство, обладавший феноменальной памятью, Ш рассказывал следующее: «Вот утро... Мне надо идти в школу... Уже скоро восемь часов... Надо вставать, одеться, надеть пальто и шапку, галоши... Я не могу оставаться в кровати... и вот я начинаю злиться... Я ведь вижу, как я должен идти в школу... но почему «он» не идет в школу?.. Вот «он» поднимается, одевается... вот «он» берет пальто, шапку, надевает галоши... вот «он» уже пошел в школу... Ну теперь все в порядке... Я остаюсь, «он» пойдет. Вдруг входит отец: «Так поздно, а ты еще не ушел в школу» (102). Уже взрослым этот удивительный человек мог переносить удаление зуба без наркоза, «видя», что в кресле сидит другой Ш. и что тому, другому, а вовсе не ему вырывают зуб. У загипнотизированного пациента можно вызвать ощущение, что он «покидает» свое тело и отправляется в друге место. Такая способность в гипнотическом состоянии выключить себя из текущей ситуации носит название диссоциаци. Диссоциацию иногда используется для проведения анестезии при небольших операциях. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле стоматолога, гипнотизер говорит: «вы сейчас пойдете в кино и посмотрите комедию. И пациент не чувствует боли во время манипуляций стоматолога, т. к. он, «отделенный от тела» находится в кинозале и смотрит веселую комедию. Этот прием в некоторой модификации может использоваться в психотерапевтической практике при лечении ряда неврозов. Существует несколько классификаций аутоскопий. М. И. Ры-бальскй выделяет пять типов видения собственного двойника: а) «двойник эйдетический»; б) «двойник галлюцинаторный» - имеющий характер истинных в) «двойник псевдогаллюцинаторный» - с интропроекцией; г) «двойник бредово-галлюцинаторный» - бредовое ощущение д.); д) «бред двойника» (наличие бредовых убеждений в существо В заключение следует сказать, дисфункцию мозга с появлением галлюцинаторных образов могут вызывать достаточно большое количество причин; эндогенные (шизофрения, эпилепсия и др.) инфекционные заболевания, кислородное голодание, переутомление и др. *Раздел написан А. В. Лебедевым. 220 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |