|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБОРОТНИ»
Человек начал свои первые шаги в искусстве с изображения не растительного мира, не человека, а животных. С течением времени главным действующим лицом первобытных представлений становится человек. Л. Я. Штернберг. В фольклоре очень многих народов живут мифы, легенды и сказки о превращении животных в человека и человека в зверя путем снятия шкуры или надевания ее. Примером может служить сказка «О царевне лягушке». Согласно преданиям, существовавшим у индейцев чилькат и цим-шиан (по записям английского этнографа Эммонса), «первоначаль- 269 но люди и звери были только различными племенами, отличающимися между собой лишь тем, что последние одевали шкуры, служившие им накидками. По желанию шкуры сбрасывались, и звери вновь принимали человеческий образ». По этому поводу Л. Я. Штемберг пишет: «В фольклоре всех охотничьих народов находим рассказы о том, что тот или другой человек натолкнулся на население таких хозяев (речь идет о так называемых «хозяевах животных» - В. Л.), где на вешалках перед их жилищами висят шкуры тигров, или шкуры медведей и т.п., и вот эти-то шкуры они надевают на себя, когда являются человеку Гиляк говорит: «Медведь снял свою шубу и стал человеком» (186). По верованию чукчей, как указывает Богораз, «животные... суть человеческие существа в оболочке из шкуры, которую они могут скинут по своей воле. Человек, наоборот, может по своей воле превратиться в животное.., надев на себя шкуру... Затем, сбросив надетую маску, он снова становится прежним человеком» (13). Путешественника и писателя В. К. Арсеньева, поразило то, что его проводник гольд Дерсу Узала назвал кабанов людьми. На его вопрос по этому поводу Дерсу ответил так: «Его все равно люди, только рубашка другой». Приводимые этнографические примеры различны по характеру и по времени свидетельствуют, что первобытные охотники глубоко верили, что животные и люди по своей сути одно и тоже и могут из одного обличия превращаться в другое. Но что лежит в основе персонификации животных первобытными охотниками? На определенном этапе развития речи у первобытных людей появилась возможность в своем сознании относительно свободно оперировать понятиями. Возникновение понятий как категории абстрактного мышления имело, с одной стороны, громадное значение в познании окружающего мира. С другой - люди впустили в головы не только истины, но и заблуждения. Но как гласит индийская пословица: «Если бы были наглухо заперты двери перед всеми заблуждениями, то в сознание людей никогда не смогла бы войти истина». Одним из таких заблуждений и явилось приписывание обобщенных психических и физических свойств человека животным. Возникновению феномена персонификации (анкминизации) имели место следующие предпосылки. Охотничьи племена, для которых охота сделалась одной из постоянных отраслей труда, а животные главным источником существования, накопили в своей практике знания о психологии животных. В. Элленберг по этому поводу 270 пишет: «Поистине бушмены были созданы для охоты и жили охотой - отсюда их ловкость и удачливость. Будучи самым тесным образом связанными с природой и со всеми окружающими их живыми существами, бушмены, сами зачастую даже не подозревая того, становились блестящими знатоками психологии зверей и, вполне естественно, до малейших деталей знали природу и особые привычки каждого вида животных» (190). В процессе охоты люди убеждались, что у животных есть мышление. Охотники даже считали, что они могут «обхитрить» человека. И объясняя поведение животных, человек начинает приписывать ему свои психические качества. Персонификация, очеловечивание собак, кошек и других животных сохранилась у многих людей и до наших дней. Много сходства первобытный охотник находил в анатомическом строении человека и животных. Вот что говорил гиляк о медведе Л. Я. Штернбергу: «Если снять с медведя шкуру, он такой же белый, как человек, у него и руки, и ноги, и пять пальцев на руках и ногах». К убеждению, что одев шкуру можно превратиться в животное, а сняв - в человека, людей привели, несомненно, охотничьи пляски. Во время танца охотник одевал шкуру животного, а когда во время отдыха ему хотелось принять человеческий облик, ему достаточно было отбросить морду. Звериная морда в таком случае оставалась в качестве капюшона на макушке, а для того, чтобы снова стать животным, надо было только надвинуть его. В том, что таким способом можно «стать животным» охотника убеждала практика. Во время охоты в преображенном виде ему удавалось обманывать самых осторожных животных, поскольку те принимают охотника за подобное существо. Следуя логике, если охотник может превращаться в животное, то животное, сменив шкуру (шубу, рубашку), может превратиться в человека. Так реальная действительность нашла свое фантастическое отражение в сознании первобытных людей. Конечно, анимизм еще не мистика, а ошибочное, ложное представление. Прежде чем говорить о тотемизме, представляющем распространенную форму религиозных представлений у первобытных народов мира, мы дадим некоторые представления психики человека на этой стадии развития. Первобытный человек не осознавал себя как личность, которая могла бы противопоставить себя родовому коллективу. То есть человек в своем самосознании не вычленял себя из той родовой группы, к которой он принадлежал, не рассматривал себя в ней как особый центр интересов и действий, а сливался с ней. 271 Выделял себя и противопоставлял себя к окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а только род. Противопоставление шло не по линии «субъект и объект», а по линии «Мы» и «Они». Следует подчеркнуть, что «мы» воспринималось - это человек, люди. «Они» могли представляться как «нелюди», непонимающие «человеческой речи» («немые», «немцы»), несущие бедствия при «их» нападении. Это совсем не означало, что родовой человек не имел никакой индивидуальности или способности индивидуально относиться к конкретным людям. Но эта особенность была ограничена. Зачатки обожествления природных сил мы можем увидеть лишь в появлении тотемных животных. Тотем - слово, заимствованное у североамериканских индейцев и вошедшее в науку в конце XVIII века. Тотемизм - это мировоззрение, включающее в себя большой комплекс представлений о себе и об окружающем мире, ключевым представлением которого было какое-либо животное, якобы являющееся родоначальником рода. Наименование рода, выраженное в тотемической форме, служило сплочению рода и было призвано укреплять его. На вопрос? «Кто ты?» - член рода отвечал, называя наименование своего тотема. Например: «Я волк». Тотемические представления находили свое отражение не только в мифах, нормах, но и в обрядах, в изобразительном искусстве и плясках. Не вдаваясь в рассмотрение столь многогранного и обширного социально-психологического явления, мы остановимся только на аспекте ритуальных тотемических плясок. Мы показали, что первобытный охотник пришел к убеждению, что животное «все равно люди». А раз так, то нужно с ним договориться по-хорошему, чтобы оно согласилось убить себя охотнику, так как от него зависит существование рода. В благодарность за это охотники устроят в честь него церемонию, чтобы убитый мог вновь возвратиться к жизни. В эту церемонию, как элемент, входили тотемические пляски. Они чрезвычайно разнообразны. Для иллюстрации приводим то-темическую пляску, которую наблюдал Р. Паркинсон у жителей острова Новый Мекленбург: «В этих плясках сказывается, какой острой наблюдательностью отличается туземец, как хорошо понимает он и знает свою тотемную птицу, как хорошо изучил ее повадки. Примером может служит пляска птицы-носорога. Танцоры выстроились один за другим в два ряда, положив руки на плечи предыдущего; каждый держал во рту изображение птицы, вырезанное из дерева. Пти- 272 ца-носорог очень пуглива: она срывает фрукты, забравшись на самую верхушку дерева. Сидя там, она вертит головой во все стороны, чтобы убедиться, что ей не грозит никакая опасность. Заметив врага, она испускает характерный крик и улетает, громко шурша крыльями. Все это очень реалистично передавалось пляшущими. Они вертели головами налево и направо вперед и назад. Один глаз полузакрыт, другой зорко смотрит в определенное направление. Каждое движение предельно медленно, в полном покое, то ест так, как это проделывает птица-носорог в жизни. В заключение пляшущие издали крик и «улетели», подражая громкому хлопанью крыльев». Зададимся вопросом: что нового вносит тотемическая пляска по сравнению с охотничьей? Тотемическая пляска опосредуется новыми идеями о родстве охотника с тотемным животным. Животное здесь изображается не как объект охоты и не на охоте, а как тотем и все, что относится к этому образу. Его существование, деятельность, приключения, происходящие с ним. Кроме того, в образе тотема передаются такие особенности, которые являются характерными для всех животных данного вида. Иными словами, создается обобщенный образ. Так как в сюжетах сценария тотемических плясок использовались мифы, легенды, представляющие фольклорное творчество народа, то это обстоятельство также оказывало влияние на формирование образа и поведение животного. Если в охотничьих плясках применялись натуральные шкуры и головы животных, то в тотемных использовались маски, которые все более становились не просто копией животного, а его художественным отображением, т. е объемным произведением изобразительного искусства (скульптура). Наскальные рисунки и маски позволяют судить не только о мастерстве создателей их, но и о художественном и эстетическом восприятии действительности, творчески ими осмысленными и отображенными. Специфической особенностью театрального искусства является создание сценического образа, который возникает только тогда, когда актер (исполнитель) получив ту или иную роль с помощью своих психофизиологических данных преображается, перевоплощается в некое новое существо (роль + актер = сценический образ). И в этом новом качестве сценического образа, действуя от лица последнего, т. е. совершая определенные поступки, направленные к достижению определенной цели («действия в предлагаемых обстоятельствах»). Надев маску или шкуру тотемного животного, охотник преображается не только внешне, но и психологически. Он был убежден, что действительно стал изображаемым животным. 10 Зак. 837 Взаимодействие актера со зрителем является одним из существенных атрибутов театрального искусства. Наличие зрителей, способных наслаждаться красотой и понимающей искусство, эстетическая оценка публики игры эмоционально влияет на актера. Охотничьи пляски могли наблюдать только женщины и дети. Круг зрителей тотемных плясок резко расширяется. Это обуславливается тем, что фратрии (подразделения племени и рода) имели, как правило, различных животных в качестве тотема. Каждая из этих групп исполняла свою пляску. В пределах племени каждая флатрия приглашалась на пляски своих соплеменников, которые выступали в роли зрителей. Несомненно, что зрители оценивали выразительность танца, убедительность танцора, выступающего от лица тотема, эмоционально переживая при этом. Хотя тотемические пляски также связаны с трудовой деятельностью, так как они ставили целью обеспечить успешную охоту. Но в отличие от охотничьих, эта связь опосредована новыми идеями. В этой пляске охотник преображается не в животное, на которое охотятся, а в образ животного-тотема, разыгрывая мифические сцены из «жизни» его. Здесь можно увидеть не только зарождение театрального искусства, но и зрителей, способных наслаждаться красотой пляски. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |