АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ИНТУИТИВНЫЙ ТЕСТ

Читайте также:
  1. Аналитическая теория личности
  2. Антиномии пространства и времени
  3. Античной философии
  4. В науке
  5. Вопрос.Зарождение психологии как науки.
  6. Вопрос.Основные зарубежные психологические теории личности.
  7. Вопрос.Предмет, задачи, структура психологии на современном этапе. Проблема человека в психологии.
  8. Восток - Запад - Россия: цивилизационные
  9. Выберите правильный ответ
  10. Выбор дел государственным агентством
  11. Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры обществаК. Маркс
  12. Выражение граней бытия в художественном времени

В выражении лица запрограммированы законо­мерности душевных переживаний, внутренний мир человека. Не одни только отрицательные эмоции - стрессы - оставляют на лице свои следы, на вы­ражение лица, влияют также на положительные переживания - экскурсы, олицетворяющие глубо­кое чувство любви, радости творческих свершений, триумф заслуженных побед. По настроению че­ловека можно своевременно распознавать прибли­жение стрессового состояния, предупреждать его наступление.

В. В. Куприянов, Г. А. Стовичек.

Телесные и психические заболевания особенно отчетливо вы­зывают определенные мимические реакции, по которым в ряде слу­чаев можно судить о том или другом заболевании. Душевные состо­яния, интеллектуальный мир больного, его физическое состояние несложно читать на лице с большой степенью достоверности, так как болезнь создает определенную настройку подкорковых ядер, управляющих мимикой, подавляет привычные условно-рефлектор­ные мимические движения, что не дает возможности скрыть эмо­ции при целом ряде заболеваний.

Врачи были одними из первых, кто стремился не только проник­нуть в духовный мир человека, но и определить заболевание по вы­ражению лица. Анализируя выражение лица, основоположник науч­ной медицины Гиппократ точно ставил диагноз при ряде заболева­ний. В современные учебники по терапии прочно вошел симптом «лицо Гиппократа», характерное для воспаления брюшины - заост­ренные черты, запавшие глаза. В обиходной речи врачей нередко можно услышать термин «омега меланхолика», говорящий о пере­живаниях скорби: на лбу поперечная складка, внутренние концы бро­вей приподняты, углы рта опущены, в глазах безысходная тоска. В 1971 г. в помощь врачам В. В. Куприянов с соавторами издали атлас «Лицо больного» и 1988 г. книгу «Лицо человека», в которых пред­ставлены типичные выражения лица при большом количестве забо­леваний. Очень часто опытный врач по одному взгляду на лицо ста­вит довольно точный диагноз больному.

У акцентуированных личностей (в крайних проявлениях - у пси­хопатов и душевно больных) в связи с инертностью их психических

49


состояний характерологические особенности отражаются в экспрес­сии лица более ярко, чем у здоровых людей.

Швейцарский психиатр Л. Зонди сделал очень большое количе­ство фотопортретов больных эпилепсией, шизофренией и с двига­тельной заторможенностью (кататоническая форма), людей с мани­акальными, паранойяльными и депрессивными синдромами, а так­же лиц с истерическими, возбудимыми и конформными чертами ха­рактера.

Он фотографировал больных не в остром стационарном перио­де, а в состоянии временного ослабления болезни (ремиссии) и в обычной одежде. Эти фотографии он предъявлял экспертам и про­сил их называть характерологические особенности этих лиц. Из боль­шого количества фотографий было отобрано только 48, которые он разбил на 8 серий (по 6-и в каждой) - в соответствии с акцентуацией, свойственной заболеванию. Причем фотопортреты были подобра­ны так, что половина из шести в каждой категории была привлека­тельна для усредненного человека, а другая половина - отталкиваю­щая. За каждой категорией (группой) фотопортретов стояла опреде­ленная социально значимая программа поведения, в основном со­впадающая с общепринятыми в психиатрии характеристиками лич­ности, которые улавливались интуитивно.

Так, для маниакальных характерна веселость, общительность, быстрота реагирования, назойливость. Для депрессивных - тоскли­вость, медлительность, замкнутость, безынициативность. Для пара­нойяльных - одержимость идеей, целеустремленность, настойчи­вость, стеничность, властность. Для кататоников - замкнутость, эмо­циональная холодность, сдержанность. Для истериков - эгоцентрич-ность, лживость, демонстративность, капризность. Для эпилептиков - педантичность, мелочность, аккуратность, вязкость, в сочетании с льстивостью и взрывчатостью. Для конформных - уступчивость, доброжелательность, общительность, умение подстраиваться, а для возбудимых - взрывчатость, склонность к конфликтам, драке и на­силию.

Возможность такого использования фотографического портрета как стимульного материала была предвосхищена Ф. М. Достоевс­ким. («Стимульный материал» - фотографии, картины, пятна и т. д., которые у испытуемых активизируют воображение, мышление и дру­гие психические психические процессы, а также вызывают эмоцио­нальные переживания).

Техника фотографирования в середине XIX века не могла выя­вить все возможности фотопортретов вследствие статичности и дли-


тельной экспозиции. Но несмотря на это, Ф. М. Достоевский пока­зал возможности фотографии для создания психологического порт­рета личности в тех случаях, когда в редкие мгновения «человечес­кое лицо выражает главную черту, свою самую характерную мысль». Тому примером может служить интерпретация характерологических особенностей девушки по фотографии Достоевским в романе «Под­росток», которую можно отнести к кататонической группе женщин: «Это тоже была фотография... - лицо девушки, худое и чахоточное и, при всем том, прекрасное, задумчивое и в то же время до страннос­ти лишенное мысли. Черты правильные, выхоленного поколениями типа, но оставляющие болезненное впечатление: похоже было на то, что существом этим вдруг овладела какая-то неподвижная мысль, мучительная именно тем, что была ему не под силу».(61).

По оценка фотопортрета Ван-Гог предсказал, что у его сестры развивается психическое заболевание. Художник писал брату: «Возьми, к примеру, нашу сестру Вил. Она не пьет, не распутничает, а все-таки у нас есть одна ее фотография, на которой взгляд у нее, как у помешанной...» То есть в те моменты, когда личность, по Н. Д. Левитову (84), находится в характерологически показательных (ти­пичных для данного человека) состояниях.

На том основании, что на уровне подсознания интуитивно мож­но улавливать некоторые черты характера нами (О. Н. Кузнецов, А. В. Лебедев и В. И. Лебедев) был разработан «Социально-перцеп­тивный (лат. perceptio - восприятие) интуитивный тест» (СПИТ). При разработке этого теста нами был использован стимульный материал Зонди (фотографии акцентуированных личностей и душевноболь­ных людей).

В первой серии экспериментов мы предложили испытуемым (они же в данном случае - эксперты) слушателям высших военных учи­лищ определить характерологические особенности лиц, представ­ленных на портретах.

Только 30% испытуемых высказали предположение о психичес­ком заболевании изображенных на фотопортретах. Остальные отнес­лись к ним как к здоровым людям, имеющим определенные, в ряде случаев особо выраженные характерологические свойства.

Им же было предложено разделить все карточки на «быстрых» и «медленных». К быстрым были отнесены маниакальные, истерич­ные, агрессивные и конформные личности. К «медленным» - эпи­лептики, депрессивные и кататоники, что соответствовало особен­ностям психических процессов у этих групп лиц. Они также без боль-


ших затруднений выявили основные характерологические особен­ности, свойственные каждой группе, правда диапазон раскрытия лич­ностных особенностей колебался в достаточно широких пределах.

Во второй серии было проведено исследование с молодыми ар­тистами. Им было предложено из фотографий теста отобрать лиц, пригодных для артистической деятельности и по возможности рас­пределить их по амплуа с указанием ролей, которые для них наибо­лее бы подходили. В качестве артистов с широким диапазоном пе­ревоплощения отбирались преимущественно из группы истериков, для которых свойственно демонстративное поведение.

Для конкретных ролей предлагались фотографии и из других групп. Так, на роль Кабанихи из «Грозы» А. Н. Островского предла­галась больная эпилепсией. Для роли Катерины из этой же пьесы и Ларисы из «Бесприданницы» выделялись молодые депрессивные женщины. Хлестаков для «Ревизора» был найден среди фотографий маниакальных больных.

Фанатично религиозным людям фотографии теста было предло­жено разделить на верующих и неверующих. Эта задача показалась им вполне доступной. К верующим преимущественно были отнесе­ны паранойяльные, депрессивные, кататоннки и эпилептики. К не­верующим - маниакальные, агрессивные и конформные. Как артис­тами, так и верующими разделение ассортимента фотокарточек было сделано психологически достаточно оправдано и понятно.

В третьей серии 250 молодым людям, имеющим медицинское образование и прошедшим медицинское обследование с включе­нием психиатра, предлагалось выбрать лиц, с которыми они хотели, а также и не хотели бы общаться в условиях длительной групповой изоляции, т. е. предлагалось сделать положительный и отрицатель­ный выбор.

К предпочитаемым преимущественно были отнесены конформ­ные, паранойяльные и маниакальные больные. Отвергаются в пер­вую очередь истерики, агрессивные и кататоники. Отвергаемость эпилептиков наблюдалась неотчетливо, а отношение к депрессив­ным характеризовалось нейтральностью. Из результатов этого экс­перимента можно было заключить, что преимущественно предпо­читаются в партнерах по общению доброжелательность, общитель­ность, уступчивость, умение подстроиться, одержимость идеей, целеустремленность, стеничность, настойчивость, быстрота реаги­рования, жизнерадостность.

Преимущественно отвергаются эгоцентричность, лживость, де­монстративность, капризность, жестокость, агрессивность, взрыв-


чатость, злопамятность, холодность. Вместе с тем такие черты, как тоскливость, безынициативность, аккуратность, педантичность не имеют решающего значения для эмоционального выбора.

Затем испытуемым первоначально предлагалось выбрать сосе­дей по коммунальной квартире, а затем - сотрудников по совмест­ной работе. Исследование показало, что для совместной работы выделяются другие черты личности, чем для совместного прожива­ния. Это изменение выбора психологически было понятно.

Например, для конторской работы выбирались эпилептики. Вы­бор аргументировался усидчивостью, аккуратностью, пунктуально­стью этих лиц. Если для совместного проживания кататоники отри­цались как эмоционально холодные, то для совместной работы они часто вводились как содержательные, бесконфликтные лица. В ка­честве секретарей - машинисток довольно часто выбирались исте­ричные женщины, хотя для совместного проживания они явно от­вергались.

Затем было отобрано восемь групп акцентуированных личнос­тей, соответственно группам теста (истеричных, эпилептоидных, шизоидных и др.), которым также было предложено отобрать фото­графии, которые им нравятся и отвергаются. Эти лица отвергали все, что мешает общению акцентуированной личности и предпочитали то, что помогает, дополняет, решает возможности основной направ­ленности акцентуированного характера.

Эту закономерность хорошо уловил Ю. Трифонов: «Он не нра­вился мне потому, что я чуял в нем свое плохое. И ничего не мог поделать с собой. Мое плохое немедленно, как приемник, настро­енный на волну, откликался на его плохое... Это новое свидетель­ство похожести не примиряло, а еще больше разожгло соперниче­ство, о котором никто не догадывался, кроме нас. Впрочем, оно про­исходило скрыто и, может быть, бессознательно».

Проективные тесты основываются на психологической интерпре­тации результатов проекции. Например, интерпретация рисунка в соответствии со своими личностными особенностями и эмоцио­нальными состояниями, о которых мы еще будем говорить в даль­нейшем. В отличие от других проективных тестов стимульный ма­териал «СПИТ», как показали наши исследования, включает деятель­ность преимущественно эмоционально-интуитивного типа, практи­чески не затрагивая рационального, логического аспекта формиро­вания отношения. Выбор в этом тесте не требует словесного объяс­нения. В положительном или отрицательном отношении к фото-

графиям теста реализуется опыт общения личности, а также ее ин­дивидуальные особенности. Этот тест оправдал прогностичность на практике при подборе лиц для работы в условиях групповой изоля­ции (космический полет, подводное плавание, нахождение на заста­вах и гидрометеорологических станциях).

Первоначально разработанный для проведения психологическо­го отбора для длительного нахождения в условиях групповой изо­ляции СПИТ оказался универсальным. При необходимости (а такая необходимость имеется), он может применяться для отбора худож­ников, артистов, следователей, преподавателей, медицинских пси­хологов и других специалистов, работающих непосредственно с людьми, а также для диагностических целей в практике работы пе­дагогов и врачей. Он также может успешно применяться для изуче­ния супружеской совместимости.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)