АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАГАДОЧНЫЙ ЛАФАТЕР

Читайте также:
  1. A) Listen to the recording of Text Four and mark the stresses and tunes, b) Repeat the text in the intervals after the model.
  2. IV. Технологическая схема
  3. VIII. ВЛЮБЛЕННОСТЬ И ГИПНОЗ
  4. Автор: Маша Кузнецова
  5. АЛЕКСИТИМИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
  6. Б.И. Коновалов 4 страница
  7. Библиографический список
  8. Виды мировоззрения.
  9. ГЕРМАНСКАЯ ПСИХИАТРИЯ НАЧАЛА XIX ВЕКА
  10. Глава 13. Генри Слэйд и доктор Монк
  11. Глава 18. О некоторых недоразумениях
  12. ГЛАВА 19

В историю вошли имена людей, занимающихся физиогномикой, о которых рассказываются легенды. К числу их в первую очередь

38


нужно отнести швейцарского пастора И. Г. Лафатера (1741 - 1801), которому принадлежит десятитомное сочинение «Искусство позна­вать людей по их физиономиям», в которое вошли тысячи портрет­ных зарисовок. Обладая изумительной памятью на лица, Лафатер точно воспроизводил пропорции и особенности строения лица, не зная научной анатомии. Он поражал современников способностью правильно расшифровывать мимику наблюдаемых лиц. Он писал, что лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще кни­гам, разница лишь в том, что они прочитываются короткое время и меньше обманывают нас». При этом он предостерегал от слепого подражания, считая, что «физиогномическое чутье - это дар божий».

Великий Гете отдавал дань сочинениям Лафатера. Чарлз Дарвин в своей книге о мимике, вышедшей 1862 г., называет Лафатера в числе тех, чьи труды по выразительности эмоций заслуживают вни­мания.

На физиогномические сеансы к нему ездили многие аристокра­ты Европы. И хотя он порой ошибался, но в большинстве случаев довольно правильно определял некоторые характерологические осо­бенности.

Однажды, только что женившись, граф К. приехал к нему в Цю­рих показать свою избранницу. Он хотел услышать восторги не только по поводу ее внешности, но и убедиться, что она и духовно красива. Однако, взглянув на нее, физиогномист усомнился в ее нравствен­ности и ничего не хотел говорить. Но муж настаивал. Тогда Лафатер сказал все, что думал о его жене. Граф не поверил. Однако через два года был вынужден разойтись с этой женщиной из-за ее распутства.

В ряде случаев он даже предсказывал судьбу. Как-то в Цюрих приехал аббат с импозантной внешностью, изысканными манерами и, казалось, блистательным умом. Священник очаровал многих в городе. Лафатер увидел его и предрек, что он закончит жизнь на ви­селице. Через некоторое время аббат совершил убийство.

Из Парижа дама привезла дочь, при виде которой Лафатер взвол­новался и ничего не хотел говорить. Мать умоляла. Тогда он написал записку, вложил в конверт и взял клятву, что она вскроет его через полгода. За этот период девочка умерла. Вскрыв конверт, женщина прочла: «Я скорблю вместе с вами».

Лафатер считал, что умственная жизнь человека отражается в строении и очертаниях черепа, лба, моральная и эмоциональная жизнь - в строении лицевых мускулов, очертаниях носа и щек, а чув-


ственные, животные начала - в складках рта и линиях подбородка. Это мнение уходит своими корнями в античность.

Так, например, еще Аристотель считал, что кто имеет щетинис­тые, дыбом стоящие волосы, тот боязлив. У кого широкий рот, тот смел и храбр. «Нос толстый, как у быка, означает лень. Широкий с большими ноздрями, как у свиньи - глупость».

Подобные заблуждения бытуют и в наше время. Так, из 72 опро­шенных профессором А. А. Бодалевым, многие верили, что человек с квадратным подбородком обладает сильной волей; другая группа людей считала, что лица с большим лбом - умные; третьи полагали, что индивидуумы с жесткими волосами имеют непокорный харак­тер; четвертые считали, что полные люди обладают добродушным характером; пятые утверждали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности; шестые убеждали исследователя, что кра­сивые всегда глупы или большие себялюбцы и т. д.

Но если исходя из современных позиций в работах физиогноми-стов, в том числе и Лафатера, много фантастики, абсурда и даже че­пухи, то возникает естественный вопрос: какая же «мистическая» способность давала ему возможность с первого взгляда проникнуть в духовный склад личности?

С позиций психологии физиогномические способности находят следующее объяснение. В холе мышления происходят сложнейшие психофизиологические процессы:ю переработке накопленной (за­фиксированной памятью) и идущей от органов чувств информации, т. е. из внешнего мира, которая порой воспринимается на подпоро-говом уровне. Причем, процессы эти происходят как бы на двух уров­нях, для каждого из которых свойственны свои специфические осо­бенности.

Первый уровень - дискурсивное (рассудочное) мышление. Оно характеризуется тем, что как отдельные его этапы, так и их логичес­кая последовательность отчетливо осознаются думающим челове­ком. Иначе говоря, «попадают в самоотчет». Свои мысли он может выразить в речи, которая представляет собой связную цепь умозак­лючений.

Второй уровень - неосознанная психическая деятельность моз­га. Она протекает автоматически и нами не осознается, а поэтому нельзя четко выявить все звенья процессов мышления.

Ошибочность физиогномики как учения заключается в том, что она жестко связывает личностные особенности с врожденными осо­бенностями строения лица и черепа. Определение же характера по


внешнему облику можно расценить как искусство, в основе которо­го лежит большой жизненный опыт общения с людьми и развитая способность на подпороговым уровне улавливать слабые сигналы, идущие от воспринимаемого человека, интегрировать их и делать заключения. Несомненно, что Лафатер обладал высокоразвитой ин­туитивной способностью, по его выражению, «физиогномическим чутьем». Однако этой способности он дал ложную интерпретацию. Это произошло потому, что восприятие информации на подпорого-вом уровне и ее обработка, как уже говорилось, не осознается. Бо­лее глубоко понять этот процесс нам могут помочь самонаблюде­ния талантливых художников.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)