|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАДЕНИЯ «ХЛЫСТОВ»
У мистиков можно встретить мысли, относящиеся к различным учениям, концепциям теориям. При так называемых мистических состояниях сознания - экстазах, галлюцинациях, видениях, озарениях - в большинстве случаев человек мыслит ощущениями, образами, представлениями, противоречащими здравому смыслу. В. П. Осипов. Если автоматизированные психические процессы в норме совершаются при наличии доминирующей регуляции сознания, то в патологии они в различной степени лишаются этой высшей регуляции, что дает возможность говорить о бессознательном характере автоматизмов в патологии душевной жизни, когда человек утрачивает чувство собственного «Я» Больной К. (психогения) 24 лет, студент Жалуется на нереальный характер восприятий, неопределенность, расплывчатость и чуждость образных представлений, чувство раздвоенности личности: «Как будто во мне существует два «Я», одно «Я» действует, а другое наблюдает». Временами кажется, что тело, а также голос не его собственный, а чужие. Все впечатления кажутся ему «как бы взвешенными в сознании, исчезает автоматическая непреложность, ограниченность восприятий, которая характерна для меня» Нереальный характер своих восприятий сравнивает с восприятием лунного ландшафта: «Застывшее освещение, резко очерченные тени, холодные блики яркого света, на всем лежит печать странной, тревожной неподвижности, холодного мертвого ощущения. Такое впечатление, что вещи и явления потеряли свойственный им какой-то внутренний смысл, а я бесчувственно созерцаю только присущую им мертвую оболочку, форму». Больная М.(изнасилование в 10-и летнем возрасте), 37 лет. После окончания физико-математического факультета увлеклась мистицизмом. Часто предавалась самоанализу: «Мне казалось, что кроме моего тела есть еще что-то, ну, скажем душа. Если мое тело было грязное, зато душа нечто самостоятельное, чистая. Душу ничто не может загрязнить». Постепенно изживая психотравму детства, стала даже ее забывать. Вышла неудачно замуж, разошлась, после чего поступила в психиатрическую клинику. Жаловалась на чувство раздвоенности личности: «Казалось, что что-то постороннее, чужое надвигается на меня, овладевает мной - нечто злобное... Моя лич- 159 ность раздвоилась, мое «Я» кажется совершенно обособленно от тела, злоба и эмоции исходят от тела». Дома приступообразно переживает чувство отделения «Я» от тела, которое казалось ей чужим Эти состояния сопровождались чувством блаженства, она испытывала легкость и ясность мысли и прекрасное настроение. Дезорганизовать, расщепить цельность психической деятельности могут различные причины, в том числе и длительная бессонница. У слушателя-космонавта А. в эксперименте с лишением сна до 74 часов в условиях сурдокамеры на 67-м часу появилось непонятное и незнакомое чувство раздвоенности, отчужденности и насиль-ственности выполняемой работы. «С одной стороны, - рассказывал он после эксперимента, - мне было безразлично, что я делаю, как будто не я сам, а какая-то сила заставляет меня делать. Как будто кто-то мне говорит: «выполняй», и я работаю. А потом я говорю ему: «Зачем тебе все это надо? Давай заканчивай». На ЭЭГ в это время четко регистрировалось появление гипнотических фаз. В данном случае у человека произошло «расщепление» психической деятельности, которое вызвало переживание утраты единства «Я» и иллюзию, что кто-то командует его действиями. Дезорганизовать цельную работу мозга могут резкое изменение и извращение нервных импульсов (афферентации) со стороны рецепторов мышц, вестибулярного аппарата и других рецепторов. В мистических сектах для вызывания необычных психических состояний, возникающих в результате дезинтеграции, расщепления психической деятельности, чаще всего прибегают к длительным постам, изоляции от внешнего мира (Запрет читать газеты, слушать ради, смотреть телепередачи и т. д.), к ночным богослужениям, созданием обстановки тревожности и страха (например, о скором наступлении конца света, ритуальными убийствами). В тоталитарных (деструктивных) сектах для этой цели также применяются, говоря современным языком, интенсивные методы. Примером может служить радения хлыстов («божьих людей»). Радения как правило, происходят по ночам. Верующие переодеваются в длинные белые рубахи. В руки берут полотенца и зеленые ветки («Пальмы»). Радение начинается с молитвы, чтения «священных книг», пения религиозных псалмов. Затем все встают и медленно в такт пения начинают ходит друг за другом, образуя круг. Дальнейшее описание обряда нами заимствовано из романа «На горах» П. И. Мельникова (А. Печерского): «Живее и живее напев, быстрее и быстрее вертятся в кругах. Не различить лица кружащихся. Радель- ные рубахи с широкими подолами раздуваются и кажутся белыми колоколами, а над ними веют полотенца и пальмы... Быстрее и быстрее кружатся. Дикие крики, дикий визг, неистовые вопли и стенания, топот ногами, хлопанье руками, шум подолов радельных рубах, нестройные песни сливаются в один зычный потрясающий рев... Все дрожит, у всех глаза блестят, лица горят, у иных волосы становятся дыбом, то один, то другой восклицает: - Ай дух! Ай дух! Царь дух! Бог дух! - Накати, накати, - визгливо вопят другие. - Ой Ева! Ой Ева! - хриплыми голосами и задыхаясь, исступленно, в диком порыве восклицают третьи. - Благодать! Благодать! - одни с рыданиями и стонами, другие с безумным хохотом голосят во всю мочь вертящиеся женщины...» Приостановимся в описании радения и посмотрим на происходящее с точки зрения психологии. Перед глазами человека при плохом освещении мелькают люди в необычных нарядах. На слух действуют резкие, редко встречающиеся в обычных условиях вопли, завывания и дикий рев толпы. Измененная афферентация приходит в мозг от непрерывно работающих мышц. Вестибулярный аппарат во время вращения посылает в мозг также непрерывно непривывч-нык нервные импульсы. Мозг непрерывно бомбардируется болевыми ощущениями от ударов «пальмами» по телу и рукам. Все это происходит в состоянии бессонницы. И как результат чрезмерное перевозбуждение приводи к рассогласованию, нарушению психической деятельности. Дезинтеграция психической деятельности проявляется в том, что кто-либо из радеющих впадает в корчи и судороги. Он начинает «слышать» голоса и «видеть» святых и другие видения. Срываясь с голоса, против своей воли выкрикивает слова и фразы, которые остальными сектантами воспринимаются как речения «святого духа», его пророчества. Эти высвободившиеся из-под контроля сознания психические автоматизмы хлысты считают проявлением «божественной благодати» и называют их «хождение в слово». Вокруг того, в кого «вселился» «святой дух», собираются все остальные и начинают восклицать: «Эка милость благодать, стали духом обладать!», «Дух, святой накатил!» Безусловно, когда психические автоматизмы выходят из-под контроля сознания мистически настроенного человека, то ему кажется, что он «избранник» потусторонних сил, которые управдюпогим и диктуют ему свою «высшую» волю. Именно в этом состоянии люди со- 6 Зак. 837 вершают нелепые поступки, вплоть до «повального греха», а порой тяжкие преступления. Вот почему вырвавшихся из-под контроля сознания автоматизмы можно сравнить со сказочным джином, чье поведение стало носить неуправляемый характер, как только его выпустили из бутылки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |