|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Я» И «ДРУГИЕ»Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. Понять себя в зеркальном изображении скорее всего может только человек. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. М. Пришвин. Развитие психики ребенка начинается со смутных переживаний, в которых еще нет разделения на «я» и «не я». Иными словами, исходное состояние психики характеризуется тем, что ребенок еще не в состоянии отделить себя от окружающих. Переживание, осознание собственного «Я» формируется у него по мере того, как он начинает вместе со взрослыми или под их контролем осваивать простейшие предметы или действия, например, учится пользоваться ложкой, чашкой, зубной щеткой и другими предметами. В процессе этой совместной деятельности и освоения речи ребенок приходит не только к осознанию окружающей среды, но и к осознанию самого себя и своих действий. Это значит, что у него появилось отношение к окружающему миру и к самому себе. В отличие от человека животное не осознает себя и не выделяет себя из окружающей действительности. В этом легко убедиться, поставив зеркало на птичьем дворе. Петухи проявляют агрессивные действия к своему зеркальному отражению. Вот почему одним из первых признаков, свидетельствующих о появлении самосознания, можно считать способность ребенка узнавать себя в зеркале. Психолог В. С. Мухина рассказывает, как в год и девять месяцев ее сын Андрюша сделал открытие. Смотря в зеркало, он радостно сообщил: «Вотин я», а затем, указав на себя пальцем, добавил - «Во-тин я». Подведя мать к зеркалу, он указал на ее отражение: «Вот мама!», потом на мать - «Вот мама». И так много раз. Игра в зеркало продолжалась несколько месяцев. Это зрительное удвоение ребенка, служащее одним из средств идентификации человека с самим собой, играет большую роль в развитии самосознания. Притягательную силу зеркала испытал каждый в той или другой степени. Склонность «торчать перед зеркалом» чаще всего отмечается в юношеском возрасте, но иногда она остается на всю жизнь. Стоит вспомнить только офорт Гойи «До самой смерти». 180 В каждом обществе вырабатываются свои эталоны красоты. С помощью зеркала человек соотносит себя с эталоном, делает тонкие самонаблюдения, анализируя характер мимики. Перед зеркалом человек может любоваться собой подобно мифическому Нарциссу. Отойдя от зеркала, человек удерживает в памяти сложившееся представление о своем внешнем облике, что позволяет ему прогнозировать какой эффект он может произвести в том или другом обществе. Когда он подходит к зеркалу, то на уровне подсознания репродуцирует это представление и сравнивает его с зеркальным. Рассогласование сложившегося представления с отображением вызывает аффективные переживания. Так, например, при восприятии себя в «кривом» зеркале может возникнуть смех. Совсем иной эффект возникает, когда человеку дают зеркало, сняв повязку с лица после перенесенной лицевой ожоговой травмы. Здесь нередко можно наблюдать психологический шок. Если человек по тем или иным причина какое-то время не пользовался зеркалом, а в его облике произошли изменения, то взглянув в зеркало, он может испытать растерянность и даже испуг. Спелеолог М. Сифр, проведший в пещере два месяца, в книге-отчете «Один в глубинах земли» рассказывает: «Никогда не забуду того дня, когда я впервые посмотрел на себя в зеркальце. Впечатление было странное. Передо мной предстал совсем другой человек!» («Оброс бородой, черные круги под глазами, бледное измученное лицо как у бродяги»). Итак, в структуру личности прежде всего входит представление о внешнем облике «Я». Особая роль, в которой отводится лицу. Слово «лицо» и «личность» имеют общий корень. По лицу человека отличают от других. «Потерять лицо» - это ничто иное, как потерять свою индивидуальность. Составленное представление о своем внешнем облике позволяет ребенку в дальнейшем «проигрывать» свои действия в умственном плане и «видеть» себя в различных воображаемых ситуациях. Представления о духовных особенностях личности формируется тоже зеркально. Но в этом процессе человек отражается не в простом, а в социальном зеркале. К. Маркс утверждал, что поскольку человек родится без зеркала в руках, то он сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. \ В начале двадцатого века психолог Ч. X. Кули сформировал теорию «зеркального Я» («Концепция Я»). Согласно этой теории представление человека о самом себе складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу; представление о том, как этот другой меня оценивает; и связанная с этим самооценка. Самосознание личности, по мнению Дж. Мида, это не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучается смотреть на себя как на объект со стороны. Образ «Я» формируется уже в раннем детстве в ходе взаимодействия ребенка с другими людьми. Общеизвестно, что ребенок раннего возраста называет себя не местоимениям «Я», а по имени, т. е. как к нему обращаются другие. Например. Обращаясь к взрослым, он говорит: «Вася хочет гулять». Очень хорошо мне запомнился следующий эпизод. С сыном, которому было два года, мы жили лето в деревне. В один из дней он сел на низенькую скамейку и начал есть печенье. Его окружили молодые куры, которые начали склевывать крошки печенья с его щек, губ и рубашки. Сын испугался, подумав, видимо, что куры хотят заклевать его. Он начал уговаривать их: «Цыпы, не надо клевать, Анд-рюша хороший мальчик!» Здесь видно как ребенок судить о себе суждениями других. Самооценка ученика - плохой он или хороший - зависит, как его оценивают преподаватели и одноклассники. Причем решающее значение представления о самом себе имеют мнения лиц, входящих в так называемые, референтные (лат. referens - сообщающий) группы (семья, класс, неформальная компания и др.), мнение которых значимо для человека. Самооценка - не только познание себя, но и отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Она является основанием для определения уровня притязания, то есть тех задач, которые человек ставит перед собой в жизни и к реализации которых считает себя пригодным. В обычном состоянии все свои поступки, чувства, мысли человек относит к самосознанию, самовыражению собственного «Я», являющемуся иерархической вершиной в развитии психического аппарата. «Я» наблюдает, видит, чувствует и т. д. Образ вещи принадлежит «Я», но сам образ не есть «Я». Мы осознаем объект как нечто, существующее вне нас и находящееся перед нами, эмоционально переживаем отношение к нему. Гегель считал, что душа, посредством отрицания своей телесности, поднимается уже до чисто идеального тождества с собой, становится сознанием, становится «я», в противоположность к своему другому существу для себя. Таким образом, в картине самосознания дано как бы двойное изображение: внешняя среда и сам человек в ней, то есть самосознание связано со способностью взглянуть на себя «со стороны». Благодаря этому у человека появляется возможность отделить себя от окружающей среды и от других людей. Основу чувства самого себя («телесность») образуют определенный жизненный тонус и многочисленные (часто не поддающиеся контролю сознания) органические ощущения, а также вызываемые ими ощущения. И. М. Сеченов считал, что из детского самочувствия родится в зрелом возрасте самосознание, дающее возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешними, словом, изучать акт собственного сознания. Самосознание, по мнению С. С. Корсакова, выступает как «ощущение того, что происходит в моей душе, чувствование сменяющихся душевных состояний» (75). Необходимо подчеркнуть, что способность к рефлексии, выделению своего «Я» возникает опосредованно, через познавательную деятельность ребенка совместно с другими людьми в той или ином коллективе. По мнению Е. В. Шороховой, самосознание, чувство «Я», возникает в результате того процессе абстракции и обобщения, что и все остальные понятия. Особенность представления понятия «Я» заключается в том, что «обобщенное абстрагированное знание в нем непосредственно слито с переживаниями индивидуального бытия субъекта» (185). С этим нельзя не согласиться. Ведь если бы восприятия, мысли и телесные ощущения переживались не как свои, а как ничейные восприятия и мысли, то человек не смог бы адекватно ориентироваться в условиях внешнего мира и приспосабливаться к ним. Самосознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования позволяет нам выделить наше «Я», выявлять и переживать себя в своем самосознании как «Я Как наглядную модель («ускоренное кино») возникновения самосознания, т. е. появления «Я» в процессе социализации ребенка, может служить самонаблюдение физиолога А. А. Герцена при выходе из обморочного состояния: «Во время обморока наступает полное психическое небытие, полное отсутствие сознания. Потом появляется смутное, неопределенное ощущение - ощущение бытия вообще, без малейшего следа разграничения Я от НЕ - Я; человек составляет тогда «органическую часть природы», сознающую свое бытие, но не сознающую своего существования в качестве органической единицы; другими словами, - сознание его безлично... Среди хаоса первой фазы, характеризующейся... смутным безличным сознанием, не представляющим и следа локализации, мало - помалу обрисовываются смутные и неясные отличия; человек начинает видеть и слышать. Странно, что звуки и цвета кажутся тогда исходящими из самого субъекта, у него нет ни малейшего представления о внешнем их происхождении. Кроме того, между различными звуками и различными цветами нет ни малейшей связи, каждое из этих ощущений ощущается отдельно. Вследствие этого образуется путаница, которую трудно передать словами... В этот момент чувствительность вернулась к чувствительным центрам, но только по отношению к впечатлениям, исходящим непосредственно извне. Причем каждый из центров чувствует раздельно. Отраженная межцентральная деятельность еще не восстановилась, различные ощущения не комбинируются друг с другом. Благодаря этому и является полное отсутствие локализации, различения «Я» от «НЕ Я» и проекции вне организма источника впечатления... Скоро, однако же, наступает восстановление межцентральных рефлексов. Различные центры сливаются в так называемое общее чувство. Различные ощущения начинают оказывать влияние друг на друга и благодаря этому взаимно определяются, ограничиваются, так что является отчетливое сознание единства личности. Но и это сознание в первый момент является только ощущением органического единства личности, и напрасно было бы искать в нем ясного представления об отношениях последней к внешнему миру. В этой фазе пробуждения «Я» ясно чувствовал, что был собой и что мои зрительные и слуховые ощущения исходят из предметов, не принадлежащих к моему Я...» (45). Словесное обозначение себя местоимением «Я» - это не престо овладение грамматическим понятием, а языковая форма выражения качественного скачка в развитии психики, связанного с идентификацией себя с «Я», выделением себя из окружения, противопоставлением себя другим людям и сопоставлением себя с ними. Для того чтобы зафиксировать индивидуальность, человеку дают имя. Имя, полученное ребенком, утверждает его социальное бытие в бесчисленных сетях коммуникаций. Имя во истину становится собственным. Войдя из вне, оно прочно входит в структуру «я» и проходит с личностью весь жизненный путь. Своим именем личность функционирует в социальной среде. И совсем не случайно, в целях разрушения личности, в концентрационных лагерях человека лишали имени, давая взамен номер заключенного. Всякое отношение - это взаимодействие. Общественные отношения есть отношения между людьми, опосредованные формами собственности, политическими идеями, правовыми и нравственными нормами. Выполнение правовых и нравственных норм контролируется обществом путем применения определенных санкций (одобрение - порицание, поощрение - наказание и др.). Возможность управлять своим поведением в соответствии с нравственными нормами, человеку дают сформировавшиеся мировоззрение, моральные оценки, ценностные ориентации, делающие человека относительно устойчивым и независимым от чуждых ему убеждений даже оставшись наедине с собой,. Какие же социально-психологические механизмы и воспитательные воздействия позволяют достичь ему достичь этого? Воспитание ребенка, как уже говорилось, идет в непосредственном общении со взрослыми. Последние рассказывают, «что такое хорошо и что такое плохо», поощряют действия детей, соответствующие нравственным нормам, и наказывают за проступки. Со временем этот внешний контроль, «погрузившись» в психологическое поле, заменяется самоконтролем. Еще не запрятанный «внутрь» психической деятельности, он наглядно обнаруживается у ребенка на этапе появления речи и развития самосознания. Каждый из взрослых слышал разговор ребенка с самим собой. В действительности же он общается не с самим собой, а с воображаемыми партнерами, которые существуют в реальности, но в данный момент отсутствуют. Ребенок, к примеру, приближается к какому-то запрещенному предмету, допустим к спичкам, и хочет зажечь их. Но затем, как бы принимая позу матери, повторяя интонацию ее голоса и жесты, говорит себе: «Нет-нет, не трогай!», как бы чувствуя ее взгляд на себе. Жан Поль Сартр рассказывает, что мое «Я», мой характер, мое имя в руках взрослых; я приучился видеть себя в их глазах. В отсутствии взрослых я чувствовал на себе их взгляд; под этим взглядом я 185 бегал и резвился, он не давал мне выйти из образа примерного внука и определял мои игры и мой мир. В девять лет я наблюдал за собой даже в минута крайнего возбуждения В процессе формирования личности взаимоотношения со многими людьми обобщаются в более абстрактный образ «Другого», который со временем перестает осознавать, так как «Он» погружается в сферу подсознания. Обезличенные, обобщенные «другие» в субъективном мире личности по своей сути представляю общество с его нравственными нормами, через призму которого человек оценивает свои поступки. Эти другие, «погруженные» в психическое пространство, становятся внутренним контролером, выступая в форме голоса совести. Раскрывая социальн-психологический механизм совести, Л. Фейербах говорил, что совесть представляется человеку голосом его внутреннего «я» и одновременно голосом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он назвал совесть «другим я» человека. «Ибо, - писал он, - как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом. Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой... или, по крайней мере, мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека». Но, пожалуй, наиболее точно и ясно эти идею выразил Ф. М. Достоевский. Гениальная интуиция писателя подсказала ему, что диалог, явное или неявное раздвоение - сущностная черта бытия личности. Поэтому его герои постоянно обращаться в мыслях не только вовне, к другим людям, но, непосредственно, и самому себе, тем самым задавая себе большую и напряженную внутреннюю работу. Главная особенность психологического анализа заключается в умении раскрыть противоречия и борьбу чувств и мыслей в одном персонаже, в раздвоении его. В ответ на письмо врача. Ю. Ф. Юнге Достоевский писал: «Что вы пишите о своей двойственности? Но это самая обыкновенная черта людей...Черта, свойственная человеческой природе, но далеко-далеко не во всякой природе встречающаяся в такой силе. Как у Вас. Вот и поэтому Вы мне родная, потому, что это раздвоение в Вас точь-в-точь как и во мне, и всю жизнь во мне было. Это большая мука, но в тоже время и большое наслаждение. Это сильное сознание, потребность самоотчета и присутствие в природе Вашей потребности нравственного долга к самому себе и человечеству. Вот что это значит двойственность. Были бы Вы не столь 186 развиты умом, были бы ограниченнее вообще, но были бы и менее совестливы и не было бы этой двойственности. Наоборот, родилось бы великое-великое самомнение. Но все таки эта двойственность -большая мука...» (62) Этим самым писатель как бы утверждает мысль, что духовно жить - это значит непрерывно общаться с самим собой. Адекватное, изображение «глубин души человеческой», которое считал главной задачей своего реализма «в высшем смысле», может быть достигнуто только в напряженном обращении к самому себе, к другим. Вот почему в центре художественного мира Достоевского находится диалог, притом диалог не как средство, а как самоцель. По этому поводу М. М. Бахтин пишет: «Диалог здесь не предмет к действию, а само действие... Здесь человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть... не только для других, но и для себя самого... Когда диалог кончается, все кончается... Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия» (14). Характерно, что внутренний диалог героев Достоевского с точки зрения общения с собой представляется как противостояние человека внутри себя, как диалог «Я» и «Другого». Я то один, а они все, думал про себя е юности «Человек из подполья». Мир распадается для него на два стана, в одном - Я, в другом - «они», т. е. все без исключения. Каждый человек для него существует прежде всего как другой, А сам факт такого представления свидетельствует об изначальной социальной сущности нашего внутреннего «Я» неизменной и непрерывной тенью которого является «не - Я» мое социальное окружение. Диалог с отсутствующими партнерами постоянно ведут многие люди. Так, например, полководец перед сражением ставит себя на место своего противника и в воображении «проигрывает» его возможные контрдействия. В качестве примера может служить Наполеон. Уже под Тулоном, будучи молодым, он поразил своей способностью рассчитывать действия неприятеля и в тончайших деталях предвидеть их. После падения крепости Тулона в руки французского командования попали стенограммы военного совета противника. Главнокомандующий армии, сравнил их с протоколами французского военного совета, на котором Бонапарт предложил свой план, и нашел, что Наполеон все предвидел заранее. По выражению М. И. Дра-гомирова, он обладал «чисто демонической способностью заглянуть в душу противника, разгадать его духовный склад и намерения». 187 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |