|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОСКРЕШЕНИЕ»
Вызванные убылью физической силы вследствие смерти соплеменника переживания коллектива слагались во единое, бессознательное, но необходимое и напряженное желание - заменить убыль, воскресить отшедшего, оставить его в своей среде. М. Горький Этнограф Т. А. Крюкова в 1939 году так описала поминальную церемонию у марийцев: «Для участия в церемонии сын или родственник покойного на кладбище облачался в одежу, оставшуюся после умершего. В таком виде его привозили в избу, где его встречали словами: «А, ты уже пришел на свой праздник! Пойди-ка взойди... в избу пировать с односельчанами; завтра переночевавши, уйдешь». Ряженого называли именем покойника, вдова звала его мужем, дети - отцом. Начиналось пиршество, которое продолжалось всю ночь напролет. Во время этого ряженый держал себя как настоящий глава семейства. Между весельем он рассказывал, как ему хорошо живется на том свете. Присутствующие расспрашивали его о своих умер- ших, испрашивали всевозможные хозяйственные советы. «Покойник» отвечал на все вопросы. Утром следующего дня ряженого тем же путем возвращали на кладбище, где он тайком от всех снимал одежду умершего и снова становился простым смертным А родственники умершего прилично награждали его за удачно исполненную роль». Несмотря на христинизацию подобные церемонии в 30-х годах XX века разыгрывались и у других народностей Поволжья. Зададимся вопросом: какие исторические корни лежат в основе церемоний с участием замаскированных под предков людей? На этапе развития общества, когда основным источником питания была охота и собирательство, племена вели бродячий образ жизни. С приближением старости человек становился обузой для коллектива, особенно в северных районах. Пожилых и больных убивали или бросали на произвол судьбы. Таков был жестокий, но считавшийся нравственно оправданным закон. Нансен в своей книге «Жизнь эскимосов» пишет, что когда миссионер Эгеда рассказал одной эскимосской девушке о любви к богу и ближним, то девушка заявила: «Я доказала, что люблю своих ближних; однажды больная женщина, которая все не могла умереть, попросила меня отвести ее за плату на крутую скалу, откуда обычно сбрасывают людей, которые все не могут умереть, которые больше жить не должны. Но так как я люблю людей, то я ее отвела туда бесплатно и сама столкнула со скалы». Эгеда заметил, что она совершила плохой поступок, убив человека, но девушка возразила, что нет, ей было очень жаль старушку, и она плакала, когда столкнула ее». Переход к земледелию явился предпосылкой к оседлому образу жизни и разделению трудовых процессов между отдельными членами прежде единого коллектива. Это, в свою очередь, способствует индивидуальной дифференциации людей, развитию не только сознания, но и самосознания, а также к преобразованию идеологии. Возникает осознание преимуществ общественной организации, когда человек в случае нужды может обратиться за помощью и советом к сородичам. Знающими и опытными советчиками становятся люди с большим опытом, т. е. преклонного возраста. Стариков не только не уничтожают, но именно они-то и становятся самыми почетными, самыми уважаемыми. Говоря об австралийцах, этнограф А. Элькин пишет: «Они очень чтут возраст...старшие - люди с седыми волосами - пользуются у них большим уважением... Мужчины- 10* 275 старейшины пользуются властью... Так как знания приходят обычно с возрастом... Термин «старейшина» вполне выражает меру власти и уважения, соответствующую этому званию» (191). У всех народов, как свидетельствуют этнографы, возникло представление, что после смерти соплеменники «уходят» в мир иной, который мало чем отличается от обычного. Не исключено, что в первооснове этого представления лежали воспоминания тех времен, когда старики с приближением смерти или в голодные зимы уходили умирать из общества живых. Кстати, мы нередко до сих пор об умерших говорим, что они ушли в мир иной В этих представлениях не малую роль сыграли сновидения, к которым люди, стоящие на низких ступенях цивилизации, относились как к реальности. Для нас важно, что родовой человек был убежден, что умершие могут приходит к живым. Из возникновения потребности в знаниях и советах старейшин, а также в помощи соплеменников, возник обычай оставлять умерших старейшин в своей среде для полезной деятельности. Реализация этой потребности первоначально находит свое отражение в сохранении черепов своих предков. Так называемый «культ черепов» особенно широко был распространен у народов Окении, Африки и Америки. Особое почитание черепа определялось тем, что в глазах потомков он олицетворял самого покойника и сохранялся в хижинах родственников. Здесь следует заметить, что в тот период времени к умершим не было чувства страха. К ним относились так же как и при жизни, т. е. с почетом, но совершенно без мистического страха и религиозного преклонения. В случае нужды соплеменники обращались к черепу с просьбами Этнограф Л. Фробенис наблюдал сцену, когда отец одной бесплодной дочери из суданского племени бокко обратился к черепу со следующими словами: «Ты - старый отец... родил меня, до того как умер. Теперь я родил дочь. Она не имеет ребенка, а ведь она замужем. Ты - старый отец, и я прошу тебя, дай ей ребенка». Видимо, молчавший череп не мог полностью удовлетворить потомков. Следуя логике превращения охотника в животного путем надевания головы и шкуры было сделано заключение, что таким же способом можно воскресить умершего. Первоначально кто-то из потомков водружал на свою голову череп умершего предка, одевал его одежду и начинал танцевать в таком виде, что создавало иллюзию оживления покойника. Затем из передней части черепа начали 276 создаваться маски. Вот что рассказывает о способе обработки в этих целях черепа в Америке и Океании философ Г Спенсер: «Юкатанцы отрезали у своих умерших головы... затем их очищали от мяса (вываривая их); после того они отпиливали половину черепа, оставляя лишь переднюю часть с челюстями и зубами. Потом с помощью цемента они воспроизводили на этих получерепах отнятые части прочь мясные части, стараясь при этом сделать каждую голову, насколько возможно, похожей лицом на ее прежнего владельца» Позднее место черепной маски заняло плетение, которому была придана форма лица. Наконец, маска стала вырезаться из дерева. У представителей африканского рода джукан, как свидетельствует этнограф Дж. Фробенсус, существовал такой порядок. Когда в семье умирал отец, то сын у резчика заказывал маску, которую он именовал своим отцом. В случае нужды он обращался с просьбами к маске, как к своему отцу. Надевая эту маску, он преображался в своего отца. Когда одного замаскированного так негра путешественник спросил, кто он такой, негр ответил: «Сейчас я - мой отец!» Языковые материалы подтверждают наблюдения этнографов по эволюции представлений о масках. Первоначально маской назывался череп конкретного человека, затем в это слово вкладывается понятие «лица умершего человека». В последующей эволюции появляется понятие личина, изготовленная из какого лило материала. В более в поздний период маска воспринимается как «чужое, фальшивое лицо». В различных церемониях заместитель умершего одевал маску, одежду, обувь умершего, украшения и носил его оружие. Любопытно, что папуасы с острова Кивай (Маланезия) после смерти измеряли умершего палкой и сохраняли эту «мерку» для того, чтобы для изображения покойного впоследствии подобрать исполнителя соответствующего роста. Исполнитель не ограничиваясь внешним обликом, стремился передать походку умершего. Если последний хромал, то хромал и его заместитель. В его поведении отражались и психологические характеристики. Если при жизни человек был веселым, то заместитель много смеялся. Если сварливым, то «дублер» также представлялся ворчуном. Разыгрывалась система отношений с окружающими, свойственная умершему. Для создания наибольшего эффекта в глазницы маски с внутренней стороны помещались мешочки с мокрым мхом, при надавливании на которые из глаз текли «слезы». 277 Маскировка исполнителя производилась в тайне от женщин и детей. Они видели, что замаскированные имеют тот же рост, ту же одежду и украшения, что и умершие, они также двигаются, смеются и плачут. Все это убеждало их в том, что перед ними выступают воскресшие покойники. И остальные зрители безошибочно узнавали, кто перед ними предстает в изображении. Если говорить об исполнителях предков, которые, как мы уже говорили, становились все более психологически сложными, требовалась наблюдательность и актерский талант. Создать иллюзию живого родственника было значительно сложнее, чем создать внешний облик и поведение животного. Изображение человека обуславливало мотивацию к изучению последнего, расширяло круг знаний о характерах людей и других психологических качеств их. Идея об общении с конкретными ближайшим родственникам, которого можно «вызвать» из мара умерших, постепенно эволюционирует в представления о легендарных предках. Появляются обряды посвящения, совершаемых в период подготовки юношей к переходу в другую возрастную группу - взрослых мужчин, а также посвящения в тайные союзы. Все это специальные темы, не входящие в задачу этой работы. Закончить эту главу мне хотелось бы созвучными для меня мыслями Ю. Либса: «Несмотря на тысячелетнюю историю развития театра, несмотря на утонченные сценические трюки наших современных представлений, несмотря на наши постановки, насчитывающие десятки невидимых помощников из закулисного мира, основы театральных представлений, средства выражения и драматическое действие как таковое почти не изменились. Все важнейшие элементы современной сцены уже можно встретить, пусть в их зачаточном состоянии, в театре первобытных народов» (97). Мы не будем касаться театрального искусства в рабовладельческом обществе, поскольку театр Древней Греции и Древнего Рима широко представлен в школьных учебниках и многочисленных книгах и монографиях. Глава XVII. ПУТЬ К ТВОРЧЕСКОМУ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЮ Через сознание -к управлению бессознательным. К. С. Станиславский Сценический образ - это венец актерского труда, его цель. Понятие сценического образа связано с понятием перевоплощения, которое, не может быть «в чистом виде», без сценического образа. Перевоплощение - это какой-то момент, когда актер-творец становится актером-образом, который на сцене начинает по другому думать, эмоционально переживать и действовать. Жизнь сценического образа - явление очень сложное и диалектическое. Перевоплощение, вернее момент его прихода, артисты сравнивают очень часто с вдохновением. В этой главе мы рассмотрим о взаимосвязи сознательного и бессознательного в творчестве не только актеров, но и драматургов, а так же писателей, в творчестве которых, несмотря на некоторую специфику, есть много общего. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |