АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Питание в аспекте идей философов русского космизма их отражение в зеркале современности

Читайте также:
  1. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  2. VI. Философия русского космизма.
  3. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  4. Атомистический материализм как основа психологических воззрений античных философов
  5. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  6. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  7. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  8. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская экономическая модель, как компонент идеологии белорусского государства
  10. Белорусского государства.
  11. Белорусского государства.
  12. Билет 7. Возникновение русского романтизма.
до 1часа до 2 часов до 3 часов до 4 часов до 5 часов свыше 5 часов
1 стакан воды   1-2 чашки чая   1-2 чашки кофе   1 чашка бульона   1 стакан фруктового сока   1 стакан молока   1 порция овощей (предполагается цветная капуста, спаржевая капуста (брокколи) и т.д.) (250 гр) 2-3 стакан воды   1-2 цельного или снятого молока   1 упаковка йогурта   1 ломтик белого хлеба (20 гр)   1 яйцо всмятку   1 порция картофеля пюре (200 гр)   1 порция варёного картофеля (200 гр)   1 стакан компота   1 порция варёной рыбы (200 гр)   1 ломтик пшеничного хлеба   1 порция сухофруктов   1 порция овсянки (50 гр)   1 порция корнеплодных овощей (морковь, свёкла, редиска и т.д.) (250 гр)   1 порция шпината (150 гр)   1 порция винегрета (50 гр)   1-2 яблока, груши или банана (125-250 гр)   1 порция варёного постного мяса (150 г) макаронные изделия 1 тонкий ломтик хлеба с маслом или маргарином с сыром или колбасой   1 порция плодов с косточками (200 гр)   1 порция жареного картофеля (200 гр)   1 жареное яйцо   1 порция филе говядины (150 гр)   1 ломтик ветчины (50 гр)   1 порция варёной курицы (200 гр) 1 порция мраморного бифштекса (150 гр)   1 порция жареного мяса (150 гр)   1 порция жареной домашней птицы (200 гр)   1 сельд   1 порция гороха, бобов и т.д. (50 гр)   1 порция салата из огурцов (100 гр)   1 порция кондитерских изделий 1 порция жирного мяса (150 гр)   1 порция жареного гуся (150 гр)   1 банка тунца в масле (150 гр)   1 порция салата с сельдью (150 гр)   1 банка сардин в масле (90 гр)   1 порция грибов (125 гр)

 

 

Питание в аспекте идей философов русского космизма их отражение в зеркале современности

М.А.Сорокина

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Воино-Ясенецкого, ректор – д.м.н, проф. И.П.Артюхов;

Институт профилактического и лечебного питания, руковод. – д.м.н, проф. Е.И.Прахин.

Резюме. В статье рассматривается роль питания в аспекте идей философов русского космизма Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского – о взаимосвязи голода и смерти, глобализации проблемы голода, возможности изменения состава тела, самосовершенствования человека и отражение этих идей в современной реальности.

Ключевые слова: питание, голод, глобализация, изменение состава тела, самосовершенствование человека, нанотехнологии.

 

Любой живой организм на Земле для осуществления своей жизнедеятельности нуждается в пище. Например, без воды – элемента питания, человек не может прожить 3–4 дней. Питание является важнейшим фактором окружающей среды, который с момента рождения и до самых последних мгновений жизни оказывает воздействие на организм человека. Тема питания на Руси и в России далеко не нова, имеет мифологические корни и философский смысл. Мыслители русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский) в своих суждениях соотносили питание с возможностью перестройки организма человека, развития разума, покорения космоса, самосохранения общества. Многие идеи, предположения, утверждения отражаются в современной реальности, уже имеют научное обоснование и более того, стоят на пути реализации.

Значение питания для человечества неоднократно подчеркивалось в трудах философов русского космизма, представляющего философское осмысление возможной национальной и всемирно–исторической катастрофы, а также поиск выхода из нее. Родоначальник активно-эволюционной, космической мысли в России, Н.Ф.Федоров (1828-1903гг.) поднимал вопрос о голоде и смерти, как неизбежного его результата: «Больший или меньший недостаток пищи производит быструю или медленную смерть. Смерть есть результат голода в смысле или недостаточного питания, или полного его прекращения» [12]. Он высказывал мысль о возможной глобализации проблемы голода, затрагивающей все человечество, говорил о том, что неурожаи в больших размерах напоминают, на каком непрочном основании держится существование всего человечества. Считая происхождение голода и смерти от одних и тех же причин, от силы природы, действующей внутри и вне человека и неуправляемой им, философ ставил вопрос о воскрешении человека, т.е. «воссоздании себя», что явилось бы спасением, освобождением от голода [12]. Достижение этой цели возможно через познание себя и самовоспроизведение из основных начал, на которые разлагается человеческое существо, т.е. молекул, атомов и т.д. Мыслитель указывал на необходимость глубокого исследования механизма питания растений, по типу которых возможны перестройки и у человека [9]. Сущность организма, который человек должен в себе выработать, по представлению Н.Ф.Федорова, заключается в единстве знаний и действия, питание организма – сознательно-творческий процесс обращения элементарных, космических веществ в минеральные, потом растительные, и живые ткани. Органами этого организма, по представлению мыслителя, будут орудия, посредством которых человек может воздействовать на условия, от которых зависит растительная и животная жизнь, т.е. земледелие, и аэро-и эфиронавтические способы, позволяющие человеку перемещаться, добывать себе в пространстве вселенной материалы для построения своего организма. Таким образом, обратив «процесс питания в действие», во «всеобщее воскрешение», «человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры», «тогда он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях у всех поколений» [12].

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) известный всем не только как отец космонавтики, но и мыслитель, развивавший космическую философию, предвосхитил некоторые реалии нашей современности. Он пишет: «Можно вскоре ожидать наступление разумного и умеренного устройства на Земле, которое будет соответствовать его свойствам и ограниченности, общественное устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротою и с такой же быстротой улучшать человеческий быт. Это повлечет за собою усиленное размножение. Население возрастет в 1000 раз…Он будет преобразовывать сушу, изменять состав атмосферы и широко эксплуатировать океаны... Вся земля сделается обитаемой….» [13]. Как все мыслители – космисты, К.Э. Циолковский не представлял человека существом совершенным, и высказывал идею о возможных переменах в человеке, дальнейшем его развитии вследствие прогрессирования науки, техники, обстановки жизни и социального устройства. Он считал, что все свойства души и тела человека объясняются устройством его тела и мозга, выражал уверенность о пришествии времени преобразования человеком своего тела, что позволило бы занять господствующую позицию, как наиболее совершенного типа организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией. В произведении «Живые существа в космосе» К.Э.Циолковский рассуждал о возможном изменении состава тела: «растения и животные получают различные элементы: кальций, фосфор, хлор и многие другие, содержащиеся в атмосфере и поверхности Земли. При преобладании иных элементов атмосфере и поверхности Земли…, состав животных и растений был бы другой»[13]. Таким образом, можно предположить, что с изменением питания, а именно поступлением в организм различных веществ, произойдут изменения в составе тела. Ученый выражал надежду об объединении людей земли: «объединение должно быть, ибо этого требуют выгоды существ. Если они зрелы, то разумны, то не станут делать себе зла». Задача человечества – «достигнуть совершенства и изгнать всякую возможность зла и страдания в пределах Солнечной системы»[13].

Владимир Иванович Вернадский (1863-1944) неоднократно подчёркивал, что ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится: «Все организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего, питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой»[2]. Питание действительно определяет существование человека, поскольку химические соединения, созданные в земной коре, необходимы человеку для его существования, так как человеческий организм не может их сам производить. С этой целью человек вынужден их искать в окружающей среде, уничтожать другие существа или использовать их биохимическую работу. В.И.Вернадский убежден во взаимозависимости социальных конфликтов и голода (питания). Он называл голод «движущей силой социального строя общества»: «Очевидно, что вся жизнь человека, весь его социальный уклад в течение всего хода истории определяются необходимостью питаться. Именно это неукротимое стремление управляет миром человека, строит и всю его историю, и все его существование. Неумолимый голод становится беспощадной движущей силой социального строя общества. Общественное равновесие поддерживается лишь неустанным трудом, и оно всегда неустойчиво. Большие перевороты в общественных строях, ошибки, совершенные на этой почве, всегда приводили к ужасающим последствиям. В данном аспекте наша цивилизация всегда находится на краю пропасти… Разум всё изменяет. Руководясь им, человек употребляет все вещество, окружающее его, – косное и живое – не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни»[9]. По мнению ученого, проблемы питания и производства должны быть пересмотрены: человечество должно перейти к синтезу пищи, способного изменить будущее человека – освободить его от зависимости от другого живого вещества. Таким образом, осуществился бы переход человека от существа социально гетеротрофного к существу социально автотрофному.Изменение формы питания и источников энергии, доступной человеку, способствовало бы разрешению социальных проблем, созданию большого социального достижения – введения в механизм биосферы нового геологического явления. В.И.Вернадский выражал убеждение в неизбежности изменения питания и указывал на возникновение

необходимости готовиться к пониманию последствий открытия «непосредственного синтеза пищи». Создание нового, автотрофного существа у В.И.Вернадского как у Н.Ф.Федорова и К.Э.Циолковского, «даст человеку доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений; оно реально откроет перед ним пути лучшей жизни… Естественным вопросом в будущей сложившейся ситуации, станет вопрос: «Будет ли оно благотворно или доставит новые страдания человечеству?». Ответ, по мнению ученого, должен определиться «в сильной мере нашей волей и нашим разумом:…в конце концов, будущее человека всегда большей частью создается им же самим» [9].

В современной реальности качество питания в стране является непосредственным результатом и показателем ее социально- экономического развития и одновременно воздействующим на него фактором. Определено, что голод является фактором риска, угрозой социальному и физическому здоровью субъекта, социальной болезнью, одной из форм социальной патологии, о чем ранее рассуждали Н.Ф.Федоров и В.И.Вернадский. На современном этапе развития общества проблема питания или голода обозначена как глобальная проблема человечества, как мегатенденция к объединению населения Земного шара. Источниками и движущими силами глобализационных процессов являются потребности объединенных в социальные целостности людей, невозможность удовлетворения которых в локальном ареале существования, стимулирует их распространение в пределах и за пределы регионов и континентов, сопровождавшееся постоянной борьбой за ресурсы [3,10]. Именно потребность в питании, стала одной из сил глобализационного процесса, в связи с чем, в 1992 году в Риме 159 стран-участниц международной конференции и Евро-Союза подтвердили свою решимость добиваться устойчивого благополучия в отношении питания для всех людей и взяли на себя обязательства достичь этой цели, приняв «Всемирную декларацию» и «План действий в отношении питания». В апреле текущего 2008 года Координационный совет руководителей системы ООН принял решение об учреждении Целевой группы высокого уровня по глобальному продовольственному кризису (ЦГВУ), которой была разработана «Всеобъемлющая рамочная программа действий». Ее целевыми показателями являются: удовлетворение насущных потребностей уязвимых категорий населения, повышение устойчивости к ценовым шокам в долгосрочной перспективе и содействие глобальной продовольственной безопасности и безопасности питания, обеспечивающие информационные системы. Продовольственный кризис современники связывают с рядом причин, имеющих количественную и качественную характеристику. Количественные причинысвязаны с объемами производства и возможностью доступа к продуктам питания. Перенаселение планеты, которое предвидел К.Э.Циолковский есть следствие неконтролируемого роста населения и плотности проживания, что является тревожным фактором. Многие эксперты утверждают, что богатые страны имеют достаточно средств поддерживать свое население, тогда как бедные страны не в состоянии это сделать. К качественным причинам голода относят: неблагоприятную экологическую обстановку вследствие научно-технического прогресса, преобразования суши, широкой эксплуатации океанов и несбалансированность питания, выражающаяся дефицитом нутриентов, что в конечном счете отрицательно сказывается на состояние здоровья населения [7,10,11].

Расчеты нутрициологов, специалистов в области науки о питании, свидетельствуют о том, что человек урбанизованного общества при традиционном питании, обречен на те или иные виды пищевых недостаточностей. Поиск альтернативных путей в решении этой важнейшей проблемы привел ученых к идее о необходимости разработки технологий получения из естественных источников комплексов биологически активных веществ, по-существу, в химически чистом виде [7,11]. Таким образом, человечество, для удовлетворения потребности в питании подходит к воплощению идеи В.И.Вернадского о «синтезе пищи». Идея Н.Ф.Федорова о «воссоздании себя из первоначальных веществ» находит свое отражение в современном научном определении о пищевых веществах, представляющих собой химические вещества, являющихся составными частями пищевых продуктов и использующихся для построения и развития органов и тканей организма, а также для получения энергии, преобразующейся в процессе метаболизма в структурные элементы клеток нашего организма, всецело обеспечивающих физическую и умственную работоспособность, определяющие здоровье и продолжительность жизни человека [7].

Утверждения современных ученых о том, что вовлечение в процесс питания все новых и новых природных источников пищи, изменение характера питания и способов обработки пищевых продуктов являются существенными факторами в эволюции самого человека, подтверждают гипотезу философов русского космизма о переменах, которые должны произойти в человеке, вследствие изменения питания [7,13]. В.М.Розин предполагает, что 21 век, будет веком практик и наук не только социальности, но и телесности, в гуманистическом мировоззрении объединяющей два атрибута человека: тела с душой. На современном этапе наблюдается бурное развитие телесно ориентированных социальных практик (техник и строительства тела – модели тела и красоты, боди-билдинг, здоровый образ жизни и натуропатическое питание…, смена пола, попытки бессмертия – креоника и движение трансгуманизма и пр.) и поток различных концепций тела и телесности [8].

Человечество стоит на пороге новой научно-технической революции, которую осуществляют нанотехнологии, интегрирующие в себе достижения физики, биологии, химии и многих других областей знания, что объясняется предметом исследования: «на атомарном и молекулярном уровне почти невозможно различить физические, химические и биологические свойства». Нанотехнология сегодня рассматривается как ключевая высокая технология будущего, представляющая собой направленное конструирование изделий с заданными свойствами путем манипуляции атомами и молекулами [4,5,6]. Возможность применения нанотехнологий специфична: преобразование мира на атомно-молекулярном уровне. Применение нанотехнологий в сфере медицинской техники, фармакологии и других сферах открывают социокультурные перспективы в формировании нового образа жизни, феномене «практического бессмертия» и кардинальном изменении смысла человеческой жизни. Возможность создания искусственного тела при помощи нанотехнологии делает актуальной проблему практического бессмертия и восстановления идеи невозможности встречи со смертью[1,5].

Таким образом, мыслители-философы русского космизма имели твердую убежденность в необходимости самосовершенствования человека с целью:

· «освобождения от голода,… (достижения) полной мудрости, сколько умственной и столько же и нравственной,…доступности всех небесных пространств, всех небесных миров» [12];

· «объединения людей… и наступления разумного и умеренного устройства на Земле, …господства наиболее совершенного типа организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией» [13];

· «разрешения социальных проблем…, изменения всего разумом…, (открытия) возможности использования вековых духовных стремлений… (человека) и путей лучшей жизни» [9].

Объединяющим звеном этой убежденности является питание, которое должно измениться во избежание глобализации проблемы голода, результатом чего является смерть. Принимая во внимание современные тенденции глобализации проблемы питания, ее последствия, научные достижения нутрициологии, фармакологии, нанонауки можно думать, что человечество действительно стоит на пути синтеза веществ, самосовершенствования человека, как это предполагали великие философы русского космизма. Насколько полезным это окажется для человека, определится нашей волей и нашим разумом, ведь наше будущее всегда большей частью создается каждым из нас.

 

Литература

1. Аршинов В.И., Лебедев М.В. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий // Философ. науки. – 2008. – №1. – C.58-79.

2. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / Сост.: М.С. Быстракова, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанская. – М.: Сов. Россия, 1989. – С.-171.

3. Гранин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация» // Вопр. философии. – 2008. – №2. – C. 3-15. 4. Гнатик Е.Н. Роль ценностного подхода в антропогенетике и генетической инженерии // Вопр. философии. – 2007. – №8. – C.70-78.

5. Горохов В.Г. Проблема технонауки – связь науки и современных технологий (методологические проблемы нанотехнологии) // Философ. науки. – 2008. – №1. – С. 33-57.

6. Ковальчук М.В. Нанотехнология и научный прогресс // Философ. науки. – 2008. – №1 – С. 28-32.

7. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (Основы нутрициологии) / Под ред. А.Н. Мартинчика. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576с.

8. Розин В.М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге антропологической революции // Философ. науки. – 2006. – № 5. – C.33-52.

9. Русский космизм: Антология философской мысли.
Сост.: С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 368с.

10. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – С.54-55.

11. Тутельян В.А., Суханов Б.П., Австриевских А.Н., Позняковский В.М. Биологически активные добавки в питании человека – Томск: изд-во НТЛ, 1999. – 296c.

12. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ.ред.: А.В.Гулыга. – М.: Мысль, 1982. – С.350-353; 404-405.

13. Циолковский К.Э Грезы о земле и небе: научно-фантастические произведения. – Тула: Приок.кн.изд-во, 1986. – С.6; 9; 262; 270-271; 286-289; 312.

 

Nutrition in the aspect of ideas of Russian philosophers and their reflection

in the present mirror

M.A. Sorokina

Krasnoyarsk state medical university named in honour of V.F.Vojno-Yasenetskij

 

In thе article there’s being observed the nutrition role inthe aspect of philosophers N.F. Fedorov’s, K.E.Tsiolkovsky’s, V.I. Vernadsky’s ideas about the interconnection of famine and death, famine problem globalization, the possibility of the change of the body composition, the person’s self-improvement and the reflection of these ideas in the modern reality.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)