|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К КОМУ ПРИХОДИТ ВДОХНОВЕНИЕ?Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых Она является к тем, которые призывают ее. И. Чайковский. В связи с тем что вдохновение - неотделимая часть творческого процесса, многие люди ученые и художники, как мы уже говорили, убеждены, что подсознательная деятельность вообще главное в творчестве. Эта точка зрения в корне не верна. Рассудочное мышление и неосознанная деятельность мозга неотделимы друг от друга. Многочисленные исследования выявили, что озарению всегда предшествует период напряженной сознательной работы, которая запускает в ход «машину» подсознательного процесса. Заслуживает внимание мысль по поводу «озарения» высказанная М. Горьким: «Талант развивается из чувства любви, возможно даже, что талант - в сущности его - и есть только любовь к делу, процессу работы... Мне кажется, что вдохновение ошибочно считают возбудителем работы, вероятно оно является уже в процессе успешной работы, как следствие ее...талант - это любовь к своей работе» (55). Но далеко не все писатели и поэты, и тем более ученые, считают для себя возможным выжидать оптимальное время для работы вдохновения, ибо ждать его иногда приходится долго. Так, Стендаль как-то признался, что «у него на ожидание вдохновения ушло десять лет жизни, которые он называет глупо потраченными» Зато Э. Золя не ждал вдохновения. Он утверждал, что у него есть отведенные утром часы, когда он садится к столу, «точно купец к конторке», и пишет потихоньку в среднем по три страницы в день. В письме к Н. Ф. фон- Мекка П. И. Чайковский вот что рассказал о своей работе: «Вдохновение такая гостя, которая не любит посещать ленивых... Работать нужно всегда и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен... Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься» (178). Гете в 1824 г свидетельствовал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей.жизни ничего не было кроме тяжелого труда, и я могу 105 сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил себе в удовольствие, Как будто я все время тащил на гору камень, который снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх». Знаменитый изобретатель Т. Эдисон сказал: «Гений - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Сам Эдисон умел «потеть». Так работая над аккумулятором, он провел десятки тысяч опытов, иногда по несколько суток не отдыхая ни одной минуты. Первые десять тысяч опытов, проведенные в этом направлении, оказались безрезультатными, но это не остановило изобретателя. На скептические замечания своих сотрудников по поводу отсутствия хоть каких-нибудь обнадеживающих результатов, Эдисон ответил: «Результаты!.. Я их получил много Я открыл тысячи вещей, которые не позволили мне разрешить поставленную задачу (Цит. по: 3). Его настойчивость увенчалось успехом. Он изобрел щелочной аккумулятор. И. Ньютон о своем творческом методе писал: «Я постоянно держу в уме предмет своего исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск мало-помалу обратится в полный блестящий свет». Создавая теорию относительности, А. Эйнштейн на протяжении нескольких лет целеустремленно обдумывал эту идею. Как работал Эйнштейн, можно представить себе казалось бы по маленькому эпизоду, относящемуся к 1905 г. После долгой разлуки он встретил своего товарища по политехникуму Гроссмана. После нескольких общих фраз Эйнштейн вдруг спросил: «-Что ты думаешь об эфире? - К сожалению ничего. - Составил ли ты мнение по поводу опыта Майкельсона? - Увы, нет. - Я думаю об этом неотступно вот уже четыре года»(Цит. по: 103). Плодом неотступного двадцатипятилетнего думания назвал И. П. Павлов свою работу, посвященную деятельности больших полушарий головного мозга. Немногие наверное знают, что чудесные полотна И. Е. Репина есть результат огромного, самоотверженного труда. Художник работал ежедневно с утра до сумерек, К Чуковский рассказывает, что Репин сразу же после завтрака спешил в свою мастерскую и буквально истязал себя трудом. К старости у Репина стала сохнуть правая рука, и он научился работать левой. «А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как ка- мень, на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи». Уместна здесь и мысль К. С. Станиславского: «Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы доработаться до настоящего искусства. Только знать систему мало. Надо уметь мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» (157). Возвратимся к «озарениям» сапожника Якоба Беме. Он был, конечно, удивительным человеком, обладающим незаурядными способностями (Его образование ограничилось начальными классами деревенской школы - закон божий, чтение, письмо, счет, а дальше непрерывное самообразование в свободное от работы время). Его ум впитал идеи «летающие в воздухе» в тот переходный исторический период и по-своему перерабатывал их. Это было время разложения средневековых устоев и брожения умов. Утратив веру в ряд основных, догматов христианства, Беме неистово искал разгадку мироздания. Это неистовство и привело его к «озарениям». И хотя он оставался истинным сыном своего времени, теологическим языком он высказал глубокую догадку о том, что закономерности природы заключены в самой природе. И это не отдельные примеры, а общая закономерность процесса творчества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |