|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОПЫТАЛицо человека можно сравнить с ландшафтом, который благодаря смене красок, тона, света и теней, глубины и поверхностей вызывает у нас все новые и новые впечатления, притом впечатления эти бывают столь безошибочными, что люди, знающие нас, умеют определять наше душевное состояние при одном взгляде на наше лицо. Ф. Кан. В мимике н пантомимике, т. е. в выразительных движениях отражаются не только динамические, преходящие эмоциональные состояния, но и устойчивые качества личности. К ним прежде всего следует отнести темперамент, характеризующий человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Яркие описания выразительных движений, раскрывающих характерологические особенности своих героев, мы можем найти в произведениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других гениальных писателей. Впервые правильное объяснение связи, существующей между стабильной экспрессивностью лица и повторными движениями мимической мускулатуры, мы находим у Леонардо да Винчи. Великий живописец в качестве моделей для своих исследований в области физиогномики выбирал старых людей, так как их морщины и изменения лица выявляли их страдания и чувства таким образом, что можно было увидеть этапы жизни в этих морщинах, подобно карте, отражающей судьбу человека. Динамику формирования стабильной экспрессии человека, как в замедленном фильме, наиболее отчетливо можно проследить по автопортретам Рембрандта, которые он писал на протяжении всей своей жизни. Каждый портрет, а их около ста, открывает новую черту его характера, каждый портрет дает нечто абсолютно оригинальное, нечто неповторимое в своей законченной индивидуальности. Но несмотря на такую индивидуальность, все автопортреты в своей последовательности образуют цепь, звенья которой ярко обрисовывают жизненный путь художника, динамику становления и развития его личности. Если в ранних автопортретах Рембрандт давал фиксацию моментальной, как бы застывшей психологической ситуации, то в автопортрете, написанном после банкротства (Венская картинная галерея), художник изображает себя не в каком-либо случайном, мимолетном аспекте, а во всей сложности своего характера. На его усталом лице запечатлен опыт целой жизни, полной тревог и разочарования. Объясняя почему на лице человека могут найти отражение его характерологические особенности, Ч. Дарвин писал, что стойкая экспрессия зависит от того, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и потому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми. С большой долей вероятности можно утверждать, что морщины вокруг глаз свидетельствуют о веселом характере, искренней смешливости. Известен и мимический эквивалент волевого характера -сдвинутые брови, поперечные складки на лбу. Таким образом, сложный комплекс мимических движений отдельного человека хотя и совершается по общим законам физиологии и анатомии, но в то же время отражает в своих функциях приобретенные, сформированные в жизненном опыте черты характера. Для того чтобы лучше понять, как «считываются» личностные особенности при восприятии человека человеком, обратимся вновь к творчеству художников. Постоянная работа с натурой развивает у художников- портретистов интуитивное восприятие характерологических особенностей людей. Об этом свидетельствуют исследования психологов, которые перед людьми различных профессий ставили задачу в течение короткого промежутка времени определить личностные особенности незнакомого человека. И лучше всего с этим справились из мужчин художники-портретисты и скульпторы, а из женщин - актрисы. Возвращаясь к способности Лафатера, к его повышенному че-ловекоощущению, следует сказать, что и он был художником-портретистом. Это, как мы видим, одно из условий, которое позволяет развить интуитивное восприятие душевного склада людей. К тому же он не только читал проповеди, но и исповедовал своих прихожан. На исповеди люди открывали ему свои мысли, рассказывали о своих «грехах», делились сомнениями. Говоря «языком» кибернетики, его наблюдения имели «обратную связь». То, что исповедь способствует развитию интуитивного восприятия духовного мира людей, говорят и другие наблюдения. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский изобразил старца Зосиму. Прототипом, как утверждают современники, этого образа является старец Амвросий (в миру А. М. Гренков), с которым писатель несколько раз встречался в монастыре Оптина пустынь. «Про старца Зосиму говорили многие, - пишет Достоевский, -что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал н почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово». Здесь следует заметить, старец Зосима, по описанию Достоевского, происходил из помещиков и до посвящения в монахи был офицером, служившим в действующей армии на Кавказе. Иными словами - это был образованный человек с большим жизненным опытом, который постоянно и заинтересованно общался с людьми. Колоссальным опытом наблюдений людей в различных, в том числе и экстремальных ситуациях (каторга, ссылка) обладал и сам Ф. М. Достоевский, что давало ему возможность, как и другим талантливым писателям, проникать в духовную сущность человека буквально с первого взгляда. Об этом, в частности, свидетельствует следующий случай. В 1876 году в Петербурге проходил процесс по делу вдовы Корниловой, совершившей попытку убийства ребенка. Достоевский следил за процессом по газетным материалам. Но вот однажды ему довелось увидеть преступницу в зале заседания суда. Этого оказалось достаточным, чтобы написать статью, в которой он указал на мотивы, толкнувшие женщину на тяжкое преступление. Когда статья была опубликована, он в «Дневнике писателя» написал: «Под впечатлением того, что сам намечтал, решил постараться из всех сил повидать Корнилову, пока еще она в остроге. Сознаюсь, что мне очень любопытно было проверить: угадал ли я вправду что-нибудь о том, что написал о Корниловой... И вот я даже был удивлен: представьте себе, что из моих мечтаний по крайней мере три четверти оказалось истиною: я угадал так, что будто сам был при том... О, разумеется, я кое в чем ошибся, но не в существенном». Корнилова была осуждена к каторжным работам и к пожизненному проживанию в Сибири. После статьи Достоевского состоялось повторное заседание суда, на котором ее оправдали. Глубина интуитивного знания в значительное мере рождается на основе большого жизненного и художественного опыта, на основе ранее накопленного материала, рожденного глубокими размышлениями, т. е. существующего на уровне рассудочной деятельности человека. Ромен Ролан, создавая образ Аннеты Ривьеар, центральный образ «Очарованной души», признавался: «Существо это развивалось настолько независимо от моей воли, что уже после работы мне пришлось изменить образ, который я стремился нарисовать по собственному вкусу; оно продиктовало мне совсем иные черты и свойства характера, неожиданные поступки, резкие душевные порывы, - совсем так, как это бывает в жизни...» (144). Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным признакам сразу схватит характер эмоционального состояния воспитанника и мгновенно определит причастность или непричастность его к какому-то событию, которое только что произошло. Развитая наблюдательность у А. С. Макаренко в процессе целенаправленного изучения колонистов позволила ему утверждать, что он умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья. Опытный руководитель по нюансам поведения впервые встретившегося человека может мгновенно решить, к какому типу личности его можно отнести. Психолог Л. И. Уманский, изучив 415 способных организаторов, выделил у них 18 типичных черт, одной из которых является, «организаторское чутье». Это свойство очень часто проявляется в интуиции. Организаторы часто говорят: «так мне подсказывает чутье», «чувствую, что это надо сделать именно так, а почему так, объяснить не могу. Следователь, обладающий «чутьем», «следственной интуицией» при первом же знакомстве с допрашиваемым, даже по тому, как он здоровается, садится, какие слова произносит первыми, по другим поведенческим реакциям может определить индивидуальные особенности его и наметить наиболее результативную форму ведения допроса. Малоопытный же начинает применять различные приемы по очереди» до тех пор, пока какой-нибудь из них не «пройдет». На третьем курсе медицинского института нашу группу студентов вела ассистент Зинаида Васильевна Субботина. На амбулатор- ном приеме, едва больной переступал порог кабинета, как она не расспрашивая и не осматривая его, ставила диагноз. В дальнейшем при осмотре и проведении различных исследований он, как правило, подтверждался. Нам это казалось мистикой. Но она рассказала нам об удивительной врачебной интуиции выдающегося хирурга Н. Н. Пирогова, терапевта С. П. Боткина и о других великих врачах различных специальностей. В отличие от специалистов, врачующих тело, которым в диагностике помогают последние достижения науки и техники (рентгенологические, электрофизиологические, биохимические и многие другие), психиатры находятся в особом положении. Пока не создано приборов, с помощью которых можно было бы увидеть «больную душу» человека. Сплошь и рядом явных симптомов душевного расстройства у пациента может и не быть, да и не каждый больной стремится рассказать о своих болезненных переживаниях. И только интуиция опытного врача помогает в таких случаях безошибочно диагностировать заболевание. Особенно важна интуиция при распознании шизофрении в ее ранних проявлениях. В 1962 году западногерманский психиатр Г. Ирле провел исследование. Он разослал анкету 2324 психиатрам и просил ответить на ряд вопросов, среди которых был и такой: «Какое значение в Вашей практической деятельности имеет интуиция?». На анкету откликнулось 1246 человек, из которых 1035 заявили, что они могут безошибочно диагностировать, например, шизофрению с первого взгляда на основании только своей интуиции. На вопрос: «Чувствуете ли вы, что начали беседу о больным шизофренией?» 86% опрошенных ответили утвердительно. Причем многие из них употребляли такую фразу: «От больного повеяло шизофренией». Таким образом, способность интуитивно определять эмоциональное состояние человека, его характерологические особенности, судить о нем как о личности, ставить диагноз развивается по мере накопления опыта общения и заинтересованного наблюдения за людьми. Следовательно, интуиция - это не есть нечто не связанное с мышлением, с жизненным, научным и художественным опытом, не есть выражение чисто подсознательного мира, как это утверждают идеалисты, а есть замечательная способность профессионала на основе движения от подсознательного к сознательному раскрывать сложнейшие индивидуальные особенности человеческой души. Более подробно эта проблема раскрыта мною в книге «Постижение личности» (86). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |