|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБУЧАЮЩИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Концепция ролей вторгается в ниуки о человеке, физиологию, психологию, социологию, антропологию и связывает их воедино в новой плоскости. Я. Л. Морено. Для развития способности управлять военными подразделениями, умения принимать решения в динамично меняющейся ситуации при недостаточной информации и в условиях дефицита времени, в армиях многих стран начали практиковать военные игры. Вспомним «боевые действия» Семеновского и Преображенского потешных полков и «морские сражения» на Переславском озере, приведшим Петра Первого к Полтавской победе и завоеванию Балтийского моря. С увеличением численности армий, оснащенных различной боевой техникой и появлением отдельных родов (артиллерия, авиация и др.), стали проводиться штабные учения и маневры войск. И нет ничего удивительного в том, что в обыденное сознание вошли такие понятия как «театр военных действий» и «театр войны». В связи с задачами по совершенствованию управления целыми отраслями производства, крупными заводами и т. д., в системе подготовки и повышения квалификации административного аппарата широкое распространение в послевоенные годы получили деловые игры, в которых воссоздаются (моделируются) условия и динамика производства, а также система отношений участников управления различных уровней и смежных предприятий (отраслей) Существенный психологический признак игры - одновременное переживание условности и реальной деятельности при принятии управленческих решений. Человек знает, что играет, и в то же время чувствует и ведет себя так же, как в реальных условиях. Сценарий игры моделирует препятствия, которые приходится преодолевать в реальной действительности, что придает игре характер драматичности, с возникновением переживания удачи или горечи поражения. Во многих зарубежных университетах молодые медики прежде чем приступить к своей работе в ролевой игре знакомятся со своей будущей ролью врача. Члены группы играют медсестер, пациентов, их родственников, которые обращаются со всевозможными вопросами и просьбами к молодому врачу. В игровой ситуации учат беседовать с родственниками, у которые близкие умерли в больнице Если студент со своей ролью справляется плохо, то производится обмен ролями, В таком случае будущий врач в роли пациента на собствен- 259 ном опыте знакомится с тем воздействием, которое оказывает на врач. В ролевой игре с техникой «зеркало» (обмена ролями) часто пользуются при обучении преподавателей. К примеру, в ролевой игре молодая учительница проводит урок. Группа изображает неуправляемый школьный класс. Обученные тренингу специальные ассистенты (вспомогательное «Я»), наблюдает за ходом занятия. По завершению игры вспомогательное «Я» подражает манерам молодой учительницы во время урока, в то время как группа старается вести себя как в предшествующей игре. Вся сцена урока подается учительнице, так сказать, в зеркальном отражении. Если собственное ее поведение в какой-то мере покажется ей неуместным, она тут же может войти вместо вспомогательного «Я» в роль учительницы и предпринять новую, возможно более успешную попытку справиться с ролью. Большую помощь может принести также и видеозапись. При анализе ее можно увидеть те или другие ошибки и по рациональному решению их провести дискуссию. Эта форма обучения высоко эффективна, поскольку в игровой деятельности активизируются не только познавательные процессы, но так же мотивация и эмоции. Профессия политика всегда была публичной с большой долей артистичности. Так, например, в Древней Греции политик должен был обладать импозантной внешностью, быть оратором, иметь громкий, но не кричащий голос, артистически владеть мимикой и жестом. У современного политика во время выборов должна быть подготовлена программа, реализация которой, возможно, позволила бы совершить прорыв в экономике. Но если он при выступлениях поведет себя как артист Хазанов в роли студента «кулинарного техникума» (теребит платочек, руки держит на брюках, где вшита молния, не может произнести фразу не набрав воздуха и т. д.), то он вызовет к себе ироническое отношение и вряд ли сможет убедить слушателей несмотря на обоснованные доводы. Тот же самый эффект возникает при чтении речи с листа не отрываясь от текста. И не случайно Петр Первый издал указ, в котором говорится: «Указываю: господам сенаторам речь в присутствии не по-написанному держать, но токмо своими словами, дабы дурь каждого видна была». В настоящее время формирование имиджа (от англ. imadg - образ) политического деятеля не происходить стихийно, а является результатом работы широкого круга специалистов (политологов, эко- 260 номистов, артистов, режиссеров, модельеров, гримеров, риторов, фотографов и др.). Появилась новая специальность «имиджемеккер». И не редко депутатом становится не более умный политик, а более хорошо «упакованный» командой бездарный человек. К представителям этой профессии обращаются за помощью очень разные люди - от тех, кто на предстоящих выборах собирается баллотироваться на роль президента, до лиц с так называемым «мещанским комплексом». Это люди, которые стесняются всего: давать интервью, фотографироваться, выступать публично. У этих лиц может отсутствовать чувство юмора, дающее возможность привлечь к себе или разрядить обстановку. Причем это могут быть не только крупные чиновники и банкиры, но и учителя, менеджеры и другие специалисты, а так же люди решившие вступить в брак или приобрести ребенка. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |