АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Глава о необычных способностях

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. IV. Глава об Освобождении.
  4. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  5. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  6. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  7. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  8. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  9. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  10. Аб Глава II ,
  11. Апелляция в российском процессе (глава 39)

1. Дхарана - фиксация читты на [определенном] объекте.

Дхарана состоит в фиксации ума (внимания) на пупочной чакре, лотосе сердца, кончике носа и т. д. или на внешних объ­ектах. В случае объектов находящихся внутри тела, ум фик­сируется непосредственно через ощущение. В случае же внеш­них объектов он фиксируется по средствам органов чувств. Под внешним объектами понимаются звук, формы и т. д.

2. Дхьяна - непрерывное течение идей, [направленное] к тому объекту.

"... к тому объекту" см. предшествующий афоризм. При дха­ране психическая деятельность все еще характеризуется прерывистостью. При дхьяне это непрерываемы посторонни­ми мыслями поток мыслей-образов (пратьяя), подобный струе переливаемого масла или меда. Дхьяна - состояние активного и одновременного спокойного ума.

3. [Когда] же она освещает лишь объект (артха), как бы лишенная собственной природы, это самадхи.

Самадхи - это высшая ступень, кульминация дхьявы. Это пол­нейшее спокойствие, умиротворенность ума. Когда поток психи­ки настолько сосредоточен на объекте, что исчезает сознание познающего (самосознание) и процесса сознания и осознается лишь познаваемое (объект) - это сампраджнята-самадхи.

4. [Эти ] три [вместе, направленные] на одно, есть самьяма.

Яма, нияма, асаны, пранаяма и пратьяхара составляют "внеш­нюю практику". Дхарана, дхьяна и самадхи, направленные на один объект, называются "внутренней садханой", или самь­ямой.

5. От овладение ею - свет мудрости.

При совершенствовании в самьяме на применении ее ко все более тонким объектам, приобретается всё более чистое зна­ние, мудрость (праджана) Ср. II, 28.

6. Её применение - ступень за ступенью (бхуми­шу).

Не усовершенствовавшись в низших, нельзя достичь более высоких ступеней самьямы. Но тот кто благодаря ишваре-пра-нидхана неожиданно достиг высшей степени, не нуждается в практике более низких ступеней, т. е. в "чтении мыслей" и т. д., он будет способен к этому благодаря другим источникам (ми­лость Ишвары). "Эта ступень выше той" - такое сравнитель­ное знание достигается только через йогу. Вьяса в комментарии к этому афоризму цитирует неизвестный источник: "Йога познается через йогу, и йога ведет к йоге. И кто предан йоге, обре­тает в ней блаженство навеки (йоге рамате чирам)"

7. [Эти] три [элемента] - более внутреннее средство, [в отличие] от предшествующих [пяти].

Дхарана, дхьяна и сампраджнята-самадхи более близки к вы­сшей цели йогической практики, чем первые пять средств восьмичленной йоги, т. е. яма, нияма и т. д.

8. Но даже они - внешние [относительно] самадхи-без-семени.

Ср.I, 51.

9. Подавление самскар "бодрствования" (вьюттхана) и проявление самаскар "прекра­щения" (ниродха) при тяготении ума к моментам (состояниям) "прекращения" - ниродхическая мо­дификация (ума).

В результате йогической практики функции ума прекраща­ются в отдельные моменты (см. I, 1-12). Самскары "прекращения" (ниродха - см. I, 2) постепенно растут, вытесняя самскары "бодрствования", т. е. обычной активности ума, характеризу­ющегося пятью функциями (I, 5-11). Этот процесс называ­ется "ниродхическим изменением" (ниродха-паринама).

10. Его спокойное течение - вследствие самскар [прекращения].

Под "его" понимается ум (читта). "Спокойное" - т. е. лишен­ное обычных функций (вритти) (I, 2).

11. Уничтожение разнонаправленности ума (сарва-артхата) и возникновение одононаправленности (экаграта) - это самадхическая моди­фикация [ума] (самадхи-парикама).

12. Далее, при равности (неотличии) "утихших" и "возникших" идей-импульсов (пратьяя) - модификация [ума] (самадхи-паринама).

"Утихших" - т. е. находящихся в прошлом. "Возникших" - т. е. присутствующих в настоящем, в данный момент. В состоянии самадхи нет различия между прошлыми и настоящими моди­фикациями ума.

Свами Харихарананда отмечает, что модификации психи­ки, описанные в этих трех афоризмах (III, 9-11, 12) относятся соответственно к асампраджнята-самадхи, сампраджнята-самадхи и любому виду сосредоточенности, при котором ум на­правлен на что-либо одно.

13. Этими (афоризмами) описаны модифика­ции дхармы, лакшаны и "состояния" в элементах (бхута) и индриях.

В каждом из трех состояний ума (ниродха, самадхи и едино направленность) происходят определенные изменения в элемен­тах и индриях. Эти изменения происходят в трех аспектах: изменение характеристики (дхарма), признака (лакшана) и "состояния" (авастха). Из них "изменение в характеристике" -это процесс устранения флуктуации психики и упрочение модуса "прекращение функций психики". Изменения в при­знаках (лакшана) означают изменения во времени (прошлое, настоящее, будущее).

Изменение состояния характеризуются степенью интен­сивности психических процессов: при "прекращении функций психики" (ниродха) усилены самскары прекращения в подавле­ны самскары несосредоточенного состояния ума (вьуттхана).

14. "Носитель дхарм" (дхарми) - то, чему присущи "утихшие", "возникшие" и неопределен­ные дхармы.

15. Различия в последовательности [дхарм] -причина различий в модификациях (паринама).

16. Благодаря самьяме над тремя модификаци­ями - знание прошлого и будущего.

Если объектом самьямы становятся модификации дхармы, лакшаны и "состояния" (III, 13), йогин получает знание того, что было и того, что будет.

17. Звук (слово), его объект и мысли-образ [объекта] (пратьяя) [представляют собой] "смесь" - [вследствие взаимоналожения] (адхьаса), благодаря самьяме над её элементами - по­нимание (смысла) звуков, (издаваемыми) всеми существами.

Обычно произносимое слово, являющееся знаком (обозна­чением) определенного объекта, сам обозначаемый объект и образ или понятие этого объекта в нашем сознании неразрыв­но переплетены, смешаны, хотя а действительности это со­вершенно различные вещи. При совершении самьямы над каждым из трех элементов этой "смеси" достигается понимание языка всех существ (Ср. I, 42).

18. Вследствие непосредственного восприятия самскар - знание прежних существований (джати).

Самскары т. е. "психические отпечатки" сохраняются в нашей психике с незапамятных времен. Благодаря проникновению (посредством самьямы) в глубинные слои психики возможно воспоминание прежних наших существований.

 

19. (Благодаря самьяме) над мысле-образами (пратьяя) - знание других умов (пара-читта-джнянам).

Самьяма над психическими образами, возникающими в уме другого, и таким образом их прямое восприятие дает знание того, что происходит в уме другого человека.

20. Но основа (аламбана) этих [мысле-образов] остается неопознанной, поскольку она не была сделана объектом (самьямы).

В данном случае познаются лишь психические образы, но не их объекты.

21. Благодаря самьяме над цвето-формой тела (кая-рупа) с прекращением [в результате это­го] способности её восприятия при отсутствии кон­такта органа зрения со светом - невидимость [тела йогина].

"Её" - т. е. цветы-формы тела.

22. Карма [- двух видов]: приносящая плоды скоро и медленно; благодаря самьяме над этим -знание о (времени) кончины. Или же [это знание достигается] посредством (самьямы) над предзна­менованиями смерти.

23. [Благодаря самьяме] ни доброжелатель­ностью и т. д. [приобретается необычная] сила [доброжелательности и т. д.]

См.I, 33. Самьяма возможна над доброжелательностью (майтри), состраданием (каруна) и сорадостью (мудита). Не является объектом самьямы нейтрально-объективное отношение (упек­ша).

24. [Благодаря самьяме] над силами - сила слона и т. д.

25. Благодаря применению света сверхчувстви­тельных способностей - знание о тонком, скрытом и (чрезвычайно) удаленном.

Тонкое - обладающее микроскопическими размерами, скры­тое - например, находящееся за стеной, удалённое - недоступное из-за огромного расстояния обычным органам чувств.

"26. Благодаря самьяме над "солнцем" - знание миров [вселенной].

27. [Благодаря самьяме] над луной - тайне созвездий.

28. [Благодаря самьяме] над полярной звездой - знание движений [звезд].

В этих трех афоризмах говорится о способах познания психо­космоса. Солнце, луна, полярная звезда - символические названия, а не физические объекты.

29. [Благодаря самьяме] над набхи-чакрой - знание строения тела.

"Набхи-чакра" - пупочная чакра, т. е. элемент тонкого тела, расположенный в области пупка. Основные "соки тела": воз­дух (ветер), желчь, флегма. Семь компонентов тела (дхату) - кожа, кровь, мясо (мускулы), сухожилия, кости, мозг и семя.

30. [Благодаря самьяме] над углублением горла - прекращение голода и жажды.

31. [Благодаря самьяме] над курма-нади - устойчивость(стхарьям)

Курма-нади - элемент тонкого тела в области груди.

32. [Благодаря самьяме] над светом [на ма­кушке] головы - видение сиддхов.

В черепе есть небольшое отверстие, через который эманирует особый вид света, сияния. Благодаря самьяме над ним возни­кает способность видеть "совершенных существ" (дэвы, боже­ства), которые часто пересекают пространство между землей и небом.

33. Или все [познается] благодаря пратибхе.

Пратибха, или тарака (см. III, 54) - начальный аспект "раз­личающего знания" (III, 52,54). Она подобна свету, освещающе­му все перед восходом солнца.

34. [Благодаря самьяме] над сердцем - осоз­нание читты.

Самьяма над "лотосом сердца" дает постижение функций читты (см. I, 2 и далее).

35. Опыт [является результатом] способа восприятия (познания) (пратьяя), [при кото­ром] не различаются абсолютно отличные [друг от друга] саттва и пуруша; [опыт] существует для другого". Благодаря самьяме над [тем, что являет­ся] целью для [самого] себя - постижение пуруши.

Опыт (бхога) страданий и наслаждений вообще возможен только тогда, когда буддхи (саттва), отождествляется с пу­рушей. Опыт, эмпирическая жизнь существует для другого т. е. для пуруши. Благодаря самьяме над тем, что существует "само для себя" (пуруша) достигается пуруша.

36. В результате этого возникает пратибха и [сверхобычные восприятия]: слуховые, осязатель­ные, зрительные вкусовые и обонятельные.

В результате постижения пуруши необычные способности возникают непроизвольно, без специальной самьямы. Позна­ются тонкие, скрытые и чрезвычайно удаленные объекты, недоступные обычному чувственному восприятию; постигается прошлое и будущее (ср. III, 25).

37. Они - препятствия для самадхи, но со­вершенства при несосредоточенном состоянии (вьютхана).

Сверхъестественные способности отвлекают сосредото­ченный ум (самахита-читта) от главной цели - реализация асампраджнята-самадхи. Но для несосредоточенного ума (вьютхана-читта) они могут считаться достижениями, по­скольку способствуют концентрации.

38. Вследствие ослабления причины связанно­сти (карма) и познания [способа] перемещения [читты] - вхождение читты в другое тело.

Несосредоточенный ум неразрывно связан с телом. Благодаря силе концентрации (самадхи-балат) ослабевают узы кармы и познаются "способы передвижения ума" (сва-читтасья прачара-самведана). В результате йогин может отделить психику вме­сте с индриями от своего тела к "вселить" его в тело другого существа.

39. Вследствие овладения уданой [благодаря самьяме] - несоприкосновение с водой, грязью, колючками и т. д., [ а также способность произволь­ного] выхода [из тела].

Удана - одна из пяти основных пран, наряду с праной, саманой, апаной и вьяной. Праны - форма жизни деятельно­сти организма, каждая из пран выполняет определенные фун­кции. Выход из тела - т. е. произвольная смерть.

40. Вследствие овладения саманой - сияние [тела].

Вокруг тела появляется сияющая аура.

 

 

41.Благодаря самьяме над связью органа слуха и пространства (акаша) - божественный слух (дивьям шротрам).

42. Благодаря самьяме над связью тела и пространства и концентрации на легкости хлоп­ка - перемещение в пространстве

Йогин становится чрезвычайно легким и может идти по паутине, воде и передвигаться по воздуху.

43. Состояние (ума необусловленное извне (бахира-кальпита-вритти) есть "великое бесте­лесное" (маха-видеха). [Благодаря самьяме на нем] уничтожение "скрывающего свет".

Ум, освободившись от тела, достигает глубокой сосредото­ченности на внешнем объекте; это называется "великой бесте­лесной сосредоточенностью". Это средство вхождения ума в дру­гое тело, а также средств устранения "того что загораживает свет" (пракаша-аварана), т. е. клеш, кармы и пр., обусловлен­ного раджасом и тамасом (Ср. II, 52; III, 36, 39).

44. Благодаря самьяме над "грубым" (стхула), "собственной природой" (сварупа), "тонким" (сукшма), "связью" (анвая) и над "обладающим целью" (артха-ваттва) - господство над эдемента­ми (бхута).

Элементы- это акаша ("пространство"), "воздух" и т. д. Самь­яма над их различными аспектами - они подробно описываются Вьясой - вызывает их подчинение воле йогина. Элементы суть модификации гун и служат обретению опыта и достижению освобождения (апаварга).

45. В результате этого - проявление анимы и других [маха-сиддх], совершенства тела и невоз­действие на него качеств [элементов].

Вследствие "господства над элементами" возникает несколько "великих сверхъестественных сил": анима - способность умень­шаться до размеров атома (ану), махима - способность увеличи­вать свои размеры, лагхима - способность уменьшать свой вес и т. д. Йогин обретает способности проникать даже сквозь твер­дые тела, не гореть в огне и пр.

46. Красота, грация, сила и алмазная твердость - совершенства тела,

47. Благодаря самьяме над процессом вос­приятия, "собственной природой" (сварупа), "это", "связью" (анвая) и над "обладающим целью" (артхаваттва) - господство над индриями.

Ср. III, 44.

48. В результате этого [быстрота перемещения тела, подобная] быстроте мысли, бестелесное вос­приятие и господство над прадханой.

Йогин может передвигаться и пространстве с невообразимой скоростью. Он также обретает способность воспринимать любой объект в любом месте и времени, даже если его тело не находится там. Господство над прадханой - это власть над всеми прояв­лениями пракрити (сарва-пракрити-викара-вашитвам)

49. Лишь у постигшего [благодаря самьяме] различие между саттвой и пурушей - всемогуще­ство и всезнание.

Когда будхи (саттва), освободившись от влияния раджаса и тамаса, достигает чистоты, ясности, йогин упрочивается в зна­нии различия между буддхи и пурушей и обретает "власть над всеми фазами существования" (сарва-бхава-адхиштривам), т. е. все проявления гун в их бесконечном разнообразии становит­ся доступными его умственному взору. Всезнание означает одновременное (акрамам) знание вездесущих гун в их прошлом, настоящем и будущем. Это называется также "знанием-рожденным-из-различения" (вивека-джа-джнянам). Это высшая форма существования буддхи. Достигнув этой стадии йогин становится всезнающим и свободным от клеш (ср. III, 33, 36)

50. В результате бесстрастия даже относительно этого, при уничтожении семян скверн (доша) [до­стигается] кайвалья.

Достигнув стадии, описанной выше, йогин постигает, что раз­личающее знание принадлежат буддхи и по этому должно быть превзойдено с целью достижения пуруши, И он теряет привязан­ность даже к этому саттвическому знанию. В результате исчезает всякое страдание и его причины. И тогда гуны, выполнив свое назначение, возвращаются в непроявленое состояние - проис­ходит полное отделение (вийога) их от пуруши. Это и есть кайвалья. В этом состоянии пуруша пребывает в своей исти­ной природе (сварупа), и есть лишь абсолютное знание (чит-шакти).

51. При искушениях [со стороны существ], обитающих в высших [сферах], пусть не будет контакта (санга) и гордости (самодовольства), ибо возможны нежелательные последствия.

Заметив необычные достижения йогина, божества (дэвы), обитающие в высших сферах, пытаются соблазнить его различ­ными благами: наслаждениями, бессмертием и т. д. Йогин однако размышляет над суетностью всего этого: "Горя в пламени самсары я обрел свет Йоги, устраняющий тьму и страдание. То, что мне обещают, противоположно этому свету. Почему же в должен снова обманывать себя призрачными удовольствиями и превращаться в топливо для огня самсары? Разве могут эти удовольствия сделать мена по-настоящему счастливым? Йогин не должен также испытывать чувство гордости из-за того, что к нему обращаются высшие существа. Отринув соблазн, он про­должает духовную практику.

52. Благодаря самьяме над моментами и их последовательной цепью возникают различаю­щие знание (вивека-джам джнянам).

Момент (кшана) - это "атом", или квант времени, подобно тому как "ану" - атом, квант пространства. Момент нельзя разделить на нечто более мелкое. Поток моментов есть "после­довательная цепь, ряд". Однако понятие времени как единства прошедшего, настоящего, будущего не является реальным, это лишь пустое понятие, словесное знание, лишенное реальности (см. I, 9). Но обычному уму время представляется чем-то реаль­ным. Два момента не могут существовать одновременно. Насто­ящее - это только один единственный момент, в котором не присутствует прошлое и будущее, являющееся лишь понятиями. Благодаря самьяме над моментами и их последовательным те­чением йогин постигает иллюзорную природу времени и в результате возникает различающее знание, сущность которо­го - постижение того, что природа вселенной - преходяща, постоянно - изменчива.

53. Если вещи (объекты) не отличаются [друг от друга] по роду (джати), признакам (лакшана) и положению (деша) [и потому кажутся] одина­ковыми, они могут быть отличимы [друг от друга различающим знанием].

Различающему знанию доступны мельчайшие различия меж­ду объектами даже при тождестве их основных характери­стик.

54. Различающее знание освобождающее (таракам) и мгновенно охватывает все объекты во всех отношениях.

Ср. III, 33. "Таракам" (букв, "освобождающее, спасающее" - от уз неведенья) - особый вид интуитивного знания, "Всеобъектность" (сарва-вишаям) означает, что этому знанию доступны все объекты без исключения; "во всех отношениях" означает, что прошлое, настоящее и будущее находятся также в его сфере. "Мгновенность" означает, что все объекты охватываются знанием в течение одного момента. Такое различающее знание совер­шенно (парипурнам).

 

55. При равной чистоте саттвы и пуруши - кайвалья.

Когда будхи (саттва) становится совершенно чистым, т. е. сво­бодным от проявления тамаса и раджаса, когда семена клеш уничтожены, будхи становится как бы равным пуруше и пере­стает функционировать. Тогда пуруша пребывает в своей ис­тиной природе (сварупа). Это и есть кайвалья.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)