|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция №11 Сокращение мышцПлан: 1) История осмысления человека в философии; 2) Основные проблемы философии человека: А) Проблема свободы; Б) Проблема бессмертия; В) Проблема счастья.
1. Человек является одной из наиболее древних проблем в философии. Она появляется в период средней классики в античной философии. Сократы и софисты одними их первых затронули эту проблему. Основные вопросы, которые затрагивают проблему человека: «В чем состоит сущность человека? Что делает человека человеком? Как определить ядро человеческого существования?» 2. Основные проблемы философии: На этот вопрос существуют два радикальных ответа: · Не существует; · Существует. Таким образом, либо абсолютная свобода есть, либо её нет. o Если считается, что абсолютной свободы нет, то данное учение называется абсолютным детерминизмом (крайним). Детерминизм обозначает причинную обусловленность чего-либо. Согласно крайнему детерминизму, свобода – это иллюзия, заблуждение. Человеку кажется, что он свободен. Таким образом, он либо заблуждается на этот счёт, либо сам себя обманывает. Почему так происходит? Человек просто не в состоянии знать все причины, которые обуславливают его поведение и его способности. Таких причин масса: начиная от физиологических, наследственных особенностей, от состояния человека в данный момент и заканчивая влиянием среды и других факторов. Если бы человек мог знать все причины, которые действуют на него, он бы понял, что каждый его поступок, каждое чувство, каждое желание обусловлено и имеет свою причину. Следовательно, несвободно. То есть человек, на самом деле, не может поступать в данный момент по-другому или выбирать что-то другое. Он всегда хочет то, что должен хотеть по множеству причин; делает то, что должен делать. А отменить эти причины не во власти человека. К примеру, Бенедикт Спиноза, который является представителем абсолютного детерминизма, отрицает свободу. Если бы камень мог думать, то он бы думал, что летит по собственной воле. Он не знает, что он летит только согласно законам физики и потому, что его кто-то бросил. Точно так же происходит и с человеком: не зная истинных причин, человек полагает, что он действует, выбирает что-то потому, что он сам этого хочет. На самом деле есть другие причины, которые заставляют его что-то делать.
Рис. 1 «Бенедикт Спиноза»
Другим «отрицателем» свободы является Фридрих Вильгельм Ницше. Согласно его учению, люди сами придумали свободу воли для того, чтобы могло быть основано государство и общество; для того, чтобы были приняты законы.
Рис. 2 «Фридрих Вильгельм Ницше»
Если принять положение, что каждый человек несвободен, то получается, что преступник не был свободен при выборе – совершать или не совершать свой поступок. Следовательно, преступник не мог не совершить преступление, так как он несвободен. К примеру, если он кого-то убил, то на это было множество причин, которые от него не зависят. Отсюда можно сделать вывод: если преступник не был волен не совершать своё преступление, то его нельзя наказывать. Он не виноват, потому что он совершил преступление лишь потому, что он не мог его не совершить. Однако, государство не может быть основано на том принципе, что преступник должен оставаться безнаказным. Следовательно, чтобы было государство, нужна юридическая правовая система и, непосредственно, необходим закон, на котором держится государство. Таким образом, свобода воли – это скорее инструмент в руках государства, нежели фактическое состояние человека. Свободы нет, но государству нужна вера в свободу. Одним из наиболее ярких представителей, которые отрицают абсолютную свободу, является Иммануил Кант. Рис. 3 «Иммануил Кант» Согласно Канту, свободы нет в мире эмпирическом (т.е. в мире как явлении (в том мире, который доступен нашему восприятию, ощущению, зрению и т.д.)), потому что этот мир построен по законам причинно-следственной связи и потому, что он находится в пространстве и во времени. Однако, в пространстве человек является не только представителем низшего чувственно-воспринимаемого мира, но человек так же является представителем высшего трансцендентального мира (сверхчувственного мира). В этом плане человек обладает абсолютной свободой, поскольку человек – это не только природное эмпирическое, не только представитель низшего чувственно-воспринимаемого мира, но и представитель сверхчувственного высшего мира. Обычный сверхчувственный мир находится вне пространства и времени и вне причинно-следственных связей. Следовательно, те ограничения, которые действуют в низшем эмпирическом мире, в высшем не действуют. В высшем мире нет не времени, ни причин. Высший мир является причиной самого себя и не нуждается ни в какой другой причине. Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек как явления несвободен, но он свободен как сущность. Будучи явлением – представителем низшего мира – человек является несвободным, а будучи сущностью – представителем высшего мира – человек является свободным. Или, как телесный индивид, человек несвободен (тело человека находится в пространстве и во времени, подвержено различным причинам – законам физики, законам тяготения и многим другим), а в душевном плане человек является свободным. Если тело человека способно уставать, болеть, стареть и умирать, то душа человека этих действий совершить не сможет. Следовательно, она является свободной. Возникает вопрос: свободен человек или нет? Если одновременно он свободен и несвободен: как эмпирическое явление он несвободен, а как душа (как трансцендентальное явление) – свободен. Всё зависит от того, что человек выбирает в качестве основания своих мотивов. Человек, в качестве такого основания, может выбрать низшую часть своего существа, то есть тело (эмпирическую часть своего существа), телесные и физические потребности. В этом плане человек будет не свободен. Однако, у человека есть другой выбор – поставить в качестве основания своих мотивов свою трансцендентальную душевную сущность. В этом плане человек будет свободен от этого мира. Хотя тело человека останется в этом мире, но его поступки будут определяться не его физическими потребностями, а будут определяться духовными. К примеру, человека взяли в плен, и ему предстоит пройти жестокие пытки. Если человек выбирает в качестве основных мотивов своего поведения свою низшую часть – природную и физическую, тогда он является несвободным от этой ситуации: он будет делать всё возможное, чтобы избежать боли и страданий. Таким образом, человек может предать своих близких, то есть совершить аморальный поступок. Однако, если человек выбирает в качестве основания своих поступков свою трансцендентальную сущность, то он становится полностью свободным. Становится свободным не в том плане, что он может уйти из плена или не чувствовать боли во время пыток, а в том плане, что для него это становится вторичным. Первичным же для него является его сущность, которая свободна и не зависит от этих обстоятельств. Телу человека можно причинять множество страданий, но его душа будет находиться в состоянии умиротворения. Более простым примером является то, просыпаться ли утром и идти на занятия или нет. Если для студента главным значением является низшая физическая сущность, то выбор однозначен – человек не проснется, поскольку человеческий организм требует определенного количества сна. Если же студент выбирает в качестве основания своих мотивов трансцендентальную сущность, то человек не будет обращать внимания на то, что его эмпирическая сущность страдает и хочет спать. Человек спокойно встанет и пойдет на занятия. Вывод по Канту: человек свободен только тогда, когда он поступает по мотивам разума и не свободен, когда поступает по мотивам тела (природного организма). o Экзистенциализм – учение, основанное в ХХ веке. Эта концепция предлагает наличие абсолютной свободы, в отличие от абсолютного детерминизма. Согласно экзистенциализму, человек свободен, потому что в основе его бытия (в основе мира) лежит ничто. Человек будет свободным только тогда, когда он осознает ничтожность этого мира и ничтожность самого себя. Однако, человек является несвободным потому, что он не знает о ничтожности мира и своего бытия. К примеру, если человек верит в то, что Бог есть, то он является несвободным, так как Бог призывает людей к определённым поступкам, к определённой морали. В свою очередь, если человек знает, что Бога нет, тогда он свободен, поскольку никто не определяет его поведение. Таким образом, если человек верит, что в этом мире есть какая-то трансцендентальная сущность, какая-то высшая цель, то человек становится зависимым от этой цели. То есть метафизика, согласно экзистенциалистам, делает человека зависимым от первоначала. Однако, как только человек поймет, что метафизика заблуждается – никакого высшего начала нет – он станет свободным. Если человек придает значимость этому миру и своему существованию, то он несвободен, поскольку он боится за своё существование в этом мире и боится что-то потерять в нём. Если человек будет знать, что этот мир и сам он – ничто, тогда человеку нечего терять в этом мире. Следовательно, согласно экзистенциалистам, источником абсолютной свободы является ничто. К примеру, если студент осознает, что учёба в университете – это ничто, то он может перестать ходить на занятия. Но, если студент находится в состоянии заблуждения, считая, что образование нужно в этом мире, что без образования в современное время никуда не устроишься, то он послушно будет ходить на все занятия, то есть не будет свободным. Б) Проблема смерти и бессмертия. Все концепции, которые утверждают то, что бессмертия нет, как правило, материалистические. Согласно большинству идеалистических концепций, бессмертие есть, но оно по-разному трактуется. Согласно Канту, человек как эмпирическое животное существо смертен. В эмпирическом природном мире никакого бессмертия нет и быть не может хотя бы потому, что этот мир находится в пространстве и во времени. А эти факторы говорят о том, что одно состояние сменяет другое и рано или поздно человек умирает. Однако, согласно Канту, эмпирический мир есть иллюзия. Время – это лишь одна из форм нашего сознания. Следовательно, как «вещь в себе» человек смертен, а как сущность – нет. Наше природное существование – это только иллюзия (это только то, что нам кажется). В свою очередь, наше подлинное существование находится вне этого мира и оно бессмертно. Следовательно, в метафизическом плане человек бессмертен. Согласно другим концепциям, смертным является только определенный способ существования, а само существование является бесконечным. Таким образом, умирает не сам человек, а только способ его существования. К примеру, то, что сейчас человек существует – это не сущность человека, это только образ существования, то есть человек существует в качестве «человека» и в этом образе он смертен. Смерть можно определить не как тотальное исчезновение, а как переход в другую форму существования, в другую форму бытия. Если опираться на религию, то смерть – это переход к духовному существованию. Если же человек не знает религию, то смерть – это переход из сознательной формы существования в бессознательную. В) Проблема счастья: «что такое счастье? Возможно ли оно?» Прежде чем отвечать на вопрос «возможно ли счастье?», нужно определить, что такое счастье. В философии много концепций, определяющих понятие слова «счастье». 1. Счастье – это состояние удовольствия. В природном мире человек не может испытывать удовольствие постоянно, на протяжении всего своего существования. Так устроен человеческий организм, так устроена природа: одно состояние всегда сменяется другим, человек не может быть удовлетворен постоянно. К примеру, если человек будет постоянно есть какой-то определенный продукт, то этот продукт вызовет состояние пресыщения и удовольствия от приема пищи, он вызывать не будет. То есть удовольствие – временное явление. Любое удовольствие в этом мире носит изменчивый характер. Из вышесказанного можно сделать вывод, что удовольствие не может составлять подлинную сущность счастья. 2. Счастье – это не удовольствие, но отсутствие страданий. Счастье – это спокойствие духа, спокойствие тела. Человек счастлив, когда его ничто не мучает, ничто не напрягает. Человек счастлив, когда его тело не подвержено каким-то мучениям. Но, если призадуматься, то человек в этом мире не может достигнуть такого состояния. Организм человека рано или поздно будет испытывать какие-то физические неудовольствия: голод, усталость, болезнь и так далее. Из вышесказанного можно сделать вывод, что состояние безмятежности (отсутствие страданий) не является счастьем. Из двух определений слова «счастье» можно сделать общий вывод: оставаясь в рамках эмпирического природного мира, человек никогда не достигнет подлинного определения слову «счастье». Чего бы ни достиг человек в этом мире, всё равно это будет временно и относительно. Следовательно, счастье нужно искать не только в природном, но и в трансцендентальном сверхчувственном мире. Это счастье будет заключаться в том, что человек постигнет своё единство с некой первоосновой, с некой сущностью мира. Человек несчастлив, потому что он ошибочно полагает, что он является индивидуальным существом. Если человек поймет, что он является частью бытия, то он устранит источник несчастий и страданий. Если человек перейдет на другую – метафизическую – точку зрения, и поймет, что он на самом деле не отдельный индивид, а только часть какого-то общего бытия, тогда он познает истинное счастье. К примеру, капля является морем, так как она является частью моря.
Лекция №11 Сокращение мышц. Мышечная клетка – тонкая. Более светлый участок внутри темного А-диска называется H-зона (отсутствует белок Актин). При мышечном сокращении H-зона уменьшается вплоть до полного исчезновения. Молекулярный механизм мышечного сокращения – выделение ацетилхолина à образование потенциала действия в миоците à выделение ионов кальция в саркоплазму à образование актин- миозиновых связей. Какова роль кальция в мышечном сокращении? – активирует сокращение актина с миозином. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |