АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические типы мировоззрения. В современной учебной литературе по философии принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое

Читайте также:
  1. Билет.50.. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, осн. этапы, цена победы, исторические уроки.
  2. Введение - Исторические данные
  3. Виды мировоззрения.
  4. Вопрос 1. Предмет философии, его исторические изменения, роль в обществе.
  5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИСТОРИЯ КНИГИ
  6. Генезис философии. Исторические типы философии.
  7. Географическое разделение труда: факторы, исторические типы, формы. Роль работ Н.Н. Баранского, И.А. Витвера и Ю.Г. Саушкина в развитии теории географического разделения труда.
  8. Глава II. Исторические процессы повлиявшие на общество.
  9. Диалектика как система принципов, законов и категорий, её исторические формы. Синергетика.
  10. Древнерусские исторические сочинения (XI-XVII вв.) – с. 118-123
  11. Древнерусские исторические сочинения (XI–XVII вв.)
  12. Древнерусское государство и его исторические значения.

В современной учебной литературе по философии принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно - обыденное и научное.

 

Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология (от греч. mifos – предание, log о s – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение. Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа).

 

Содержание мифов образуют стихийные древние представления о сверхъестественном, возникновении мира и человека, борьбе сил добра и зла, об устройстве мира и причинах природных стихий, о смерти и бессмертии, возможностях и перспективах человека и т. д.

 

К важнейшим функциям мифов относятся:

 

1) формирование коллективных представлений о природных и социальных явлениях и условиях жизни;

 

2) обеспечение духовной связи поколений;

3) аккумуляция, хранение и передача знаний;

 

4) регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми;

 

5) социализация человека, формирование и предопределение его поведения и ролей в первобытном обществе.

 

 

В настоящее время мифы не являются доминирующей формой мировоззрения в обществе, однако процесс миротворчества продолжается в отношении непонятых явлений природы, в сфере духовной жизни, политике, системе общественных отношений и т.д.

 

Религия (от лат. religio –благочестие,набожность,святыня,предмет культа) – форма мировоззрения, по которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

 

Главным признаком религии является вера в существование сверхъестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Человек подчиняется Божественной Воле опыте религиозного общения. Эта Воля непознаваема, она не поддается причинному объяснению. В религии разум человека играет подчиненную роль. В христианстве выше разума ставятся любовь и вера. Главной функцией религии является не познавательная, а нормативная, состоящая в духовно-практическом отношении к миру, Богу, человеку на основе заданных образцов. Эти образцы проявляются в культе как системе утвердившихся догматов, ритуалов поклонения высшему сверхчеловеческому существу.

 

Религия – это социально организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам».

 

Функциями религии являются: 1)формирование сознанияединства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей; 2) этическая регламентация и сохранение традиций, обычаев, нравов; 3) отражение реального жизненного опыта человечества и накопление духовности.

 

Религия делает объектом своего внимания и труднообъяснимые человеческие качества – тревогу, надежду, поиск устойчивой веры.

 

Философское мировоззрение представляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношении к миру. Философское мировоззрение рассматривает вопросы происхождения, устройства, будущего мира и человека, их взаимоотношений, добра и зла, смерти и бессмертия и др. Строится на основе активности человеческого разума, его познавательной деятельности, производства знаний о всеобщем, предполагает развитие науки и представляет собой теоретическое отношение к миру. Особенностью философского мировоззрения является то, что в нем осмысливаются общие с мифологией и религией проблемы не путем непосредственного анализа тех или иных явлений мира, а опосредованно, через изучение различных форм культуры и практики, включая мифологию и религию. Философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих знаний об окружающем мире и месте человека в нем составляет основу мировоззрения, в целом, которое может включать черты мифологического, религиозного, обыденного и научного воззрений на мир.

Изучение философии способствует соединению разрозненных фрагментов мировоззрения в единую целостную картину.

 

Обыденное мировоззрение –это совокупность знаний, формирующихся в различных сферах жизни человека посредством повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью, а также в ходе самопознания.

 

Научное мировоззрение складывается вместе с возникновением иразвитием науки. Оно включает в себя сведения полученные различными научными дисциплинами. Научное мировоззрение содержит в себе философские идеи и принципы, которые выполняют интегрирующую функцию по отношению к разнообразным научным знаниям. Главную часть содержания научного мировоззрения образуют открытые наукой законы на основе которых формируются системы научных знаний – теории. Научное мировоззрение включает в свое содержание теоретическое и опытное (эмпирическое) знание и представляет собой совокупность научных представлений о мире и человеке в нем.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)