АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские проблемы анализа сознания

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Современное состояние проблемы
  4. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  5. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
  6. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  7. III. «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
  8. SWOT-анализ в качестве универсального метода анализа.
  9. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  10. XX век: судьба проблемы бытия
  11. Автоматизированные методы анализа устной речи
  12. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.

 

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному миру. Сознание – чрезвычайно сложный и таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии, нейрофизиологии, кибернетики, информатики. Каждая из этих наук исследует определенные, конкретные свойства сознания. Философия же в стремлении к всеохатыващему единству реальности по отношению к частным наукам выполняет интеграционную функцию в целостном видении проблемы сознания. Так, философское осмысление сущно-сти, специфики сознания, его функций в сочетании с математическим моделированием, знаниями общей теории систем, информатики, компьютерных технологий заложило научную основу в создании искусственного интеллекта, виртуальной реальности.

Исторически в философии сложилось несколько традиций, анализирующих проблему сознания. В классической философии основ-ными стратегиями исследования являются субстанциональная и функциональная; в постклассической – экзистенциально-феномено-логическая и психоаналитическая.

Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания, выступающее в качестве формообразующего начала, гарантирующего единство и упорядоченность бытия. Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума.

Функциональная концепция анализа сознания, представленная воз-зрениями французских материалистов XVIII в. Д. Дидро, К. Гель-веция и других, рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека. Она не только развила учение античных мыслителей Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара о зависимости сознания от тела человека и от воздействия на него окружающих вещей, но и заложила основы для марксистского понимания сознания как продукта социально-исторического развития человека, возникающего в результате активного преобразования людьми действительности.

Экзистенциально-феноменологическая концепция сознания возник-ла в ХХ в. Ее представители Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и другие рассматривали сознание как специфический вид бытия, возникающий в результате интериоризации – «вращивания» внешних воздействий во внешнее (мозг), которое трансформирует, преобразует внешнее во внутреннее – в сознание, выходящее за пределы внешнего и развивающегося по собственным законам. В нем творятся и «рождаются» исходные смыслы всех форм человеческой активности. Оно проявляет себя в творчестве, конструировании, «осмыслении» действительности, в прогнозировании, контроле и управлении поведением, в формировании мировоззренческого видения человеком мира и своего места в нем.

Характерной особенностью сознания, по их мнению, является интенциональность – направленность на предмет. Сознание для них всегда есть сознание, направленное на что-то. Но их интересуют не столько сами предметы – являются ли они действительными или вымышленными – а отнесенность сознания к предмету, способы этого отношения, типы психологически-эмоциональных реакций сознания, по-разному «переживающего» различные предметы.

Акцентируя внимание на специфичности сознания, его активности в формировании жизненного мира индивидуального человека, Э. Гуссерль подчеркивал, что сфера феноменологического исследования должна быть строго ограничена замкнутой в себе областью сознания. Внешний же мир должен быть вынесен за скобки философского осмысления. Целью философии должно стать изучение «чистого сознания» как продукта размышляющего и рефлексирую-щего, влияющего на существование индивида. Его идеи развили экзистенциалисты М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, обратив вни-мание на то, что в зависимости от индивидуальных целей, которые каждый человек ставит перед собой, меняется и сам «жизненный мир». Тезис экзистенциально-феноменологической концепции о том, что не сознание лежит за жизнью, а за сознанием лежит жизнь, абсолютизирует специфичность сознания и сужает понимание многогранности и сущности сознания.

Психоаналитическая концепция сознания, предложенная З. Фрей-дом, рассматривает сознание в единстве с бессознательным, генетически и функционально с ним связанным и оказывающим на него значительное влияние.

Интерес к исследованию соотношения сознательного и бессознательного проявился на ранних стадиях развития философии. Сократ рассказывал о своем личном демоне, который внушает ему некоторые мысли. Платон обратил внимание на то, что в человеке таится «какой-то страшный, беззаконный вид желаний». Он подчеркивал, что разум может и должен осуществлять контроль над влечениями иррационального начала. Р. Декарт писал о борьбе, происходящей между «низшей» частью души – «чувствующей» и «высшей» ее частью – «разумной», и полагал, что человек приобретает абсолютную власть над страстями посредством своей воли. Б. Спиноза считал, что власть разума над страстями не безусловна. И. Кант допускал существование в душе человека смутных представлений, которые доставляют беспокойство рассудку. Гегель писал о «бессознательном тайнике, в котором сохраняется мир бесконечно малых образов и представлений, без наличия в нем сознания» и о том, что эти образы и представления поднимаются на поверхность сознания, вклю-чаясь в житейский опыт.

З. Фрейд также включал в психику человека сознательное и бессознательное. В бессознательном он вычленял предсознание и собственно бессознательное, которые отделены от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой». Цензура выполняет две функции:

1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства и мысли;

2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

Предсознание – та часть бессознательного, в которой в той или иной степени сохраняются следы сознательных восприятий, которые могут стать сознанием. К бессознательному относятся инстинкты, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями – в обмолвках, описках, ослышках, в непроизвольном забывании имен, утери вещей, в сновидениях, жестах, позах, неврозах и т.д.

З. Фрейд подчеркивал, что бессознательное обладает большой жизненной силой. Особое значение он придавал двум основным инстинктам: сексуальному, поддерживающему жизнь, и деструктивному, разрушающему жизнь.

З. Фрейд предложил и модель личности, выделив в ней «Ид» («Оно»), «Эго» («Я») и «Суперэго» («Сверх-Я»). «Ид» – глубинный слой бессознательных влечений и вытесненных чувств и мыслей. «Эго» – сфера сознательного, развивается из «Ид» и является посредником между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью – природой и социальными институтами. «Суперэго» развивается из «Эго» и является судьей и цензором. Оно производит сублимацию – перевод социально неодобренного в социально приемлемое.

В развитии личности и европейской культуры З. Фрейд определяющую роль отводил бессознательному как фундаменту психики, а в нем – сексуальному началу, проявляющему себя в сублимированных формах, соответствующих нормативным установкам культуры. Его ученик К. Юнг считал неправомерным сводить все психические импульсы «Ид» к сексуальности. Он создает культурологическую концепцию, связанную с пониманием бессознательного как коллективного и безличного прежде всего, а уже потом как субъективного и индивидуализированного.

Коллективное бессознательное К. Юнг рассматривал как наследуемое общечеловеческое основание душевной жизни индивидов, в основе которого лежат архетипы – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие мышление и поведение человека. Архетипы как обобщенный опыт наших предков проявляют себя в символах, образах героев, мифах, фольклоре, традициях. Например, архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины (Мать, Дева Мария, Венера и т.д.). Такой подход к пониманию бессознательного приводит к пониманию сознания не только как природного, но и социального феномена.

Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения. Отражение – способность тел, явлений в процессе их взаимодействия изменять свое состояние и сохранять полученную информацию в зависимости от их внутренней природы и условий, в которых это взаимодействие осуществляется. Информация – одна из важнейших характеристик процесса отражения. Понятие информация трактуется по-разному: сообщение, сведение о чем-либо, «мера организации», «закодированное сообщение» и т.д.

Будучи всеобщим свойством, отражение усложняется и эволюционизирует с усложнением и эволюцией материальных систем. В неорганической природе оно выступает в форме пространственных перемещений, изменений физических или химических свойств и со-стояний объектов. Примером таких форм отражения являются отпечатки следов на песке, эоловые формы, возникающие в результате выветривания пород, химические реакции, полет мяча и т.д. Особенностью отражения в неорганической природе является его пассивный характер. Неживое не различает факторов среды. В живой природе отражение приобретает активный характер. Активность отражения в живой природе проявляется в избирательной и целесообразной реакции живого на внешние воздействия. Исторически первой формой биологического отражения является раздражимость – способность живого организма избирательно реагировать на внешние воздействия. Раздражимость проявляет себя в форме таксисов – двигательных реакций живых организмов на какой-либо внешний раздражитель. Различают фототаксисы (реакции на свет), хемотаксисы (реакции на химические раздражители), термотаксисы (реакции на температуру), гидротаксисы (реакции на влажность) и т.д.

В процессе развития живых организмов происходит специализация клеток и тканей, формируется нервная система, высшая форма ее организации – мозг, и появляется психическая форма отражения – чувствительность – способность отражать среду в чувственных образах. Простейшим психическим процессом, отражающим в форме образов отдельные внешние свойства предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств, являются ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вибрационные и т.д.). Но в окружающей действительности предметы и явления обладают целым комплексом внешних свойств. Для адекватного их отражения возникла более высокая форма отражения – восприятие. На основе ощу-щений и восприятий появилась более высокая форма психического отражения – представление – чувственно наглядный образ объектов, которые некогда действовали на субъект, вызывали в нем ощущения и восприятия, но в данный момент не действуют.

Психической формой отражения являются и эмоции (переживания, волнения). Эмоции отражают отношение субъекта к объекту, имеющему значение для удовлетворения его потребностей. В случае удовлетворения потребностей возникают положительные эмоции – интерес, радость. В случае неудовлетворения потребностей возникают отрицательные эмоции – страдание, горе, страх, гнев, от-вращение, стыд, вина. Если объект не имеет отношения к потребностям субъекта, то он его не волнует.

С появлением человека, трудовой деятельности, использования им сил природы, развитием социальных связей происходит дальнейшее совершенствование мозга и возникает опосредованная форма отражения – мышление, проявляющееся в умении воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии. Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме существенные свойства предметов, явлений. Суждение – форма мышления, в которой отражаются отдельные отношения между предметами и их признаками. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из двух или более суждений заключается новое суждение. С прогрессирующим развитием общества содержание мышления углубляется, совершенствуется.

Психические формы отражения – образы, мысли отличаются от форм отражения в неорганической природе и от форм отражения биологических существ, не обладающих мозгом, тем, что они приобретают вторичную идеальную форму существования, в которой в преобразованном виде представлена объективная реальность. Специфика идеального состоит в том, что образы, мысли не обладают реальными материальными свойствами предметов – температурой доменных печей, свойствами кислоты, площадью зданий и т.д. Они не обладают и свойствами нервных клеток мозга, на основе которых возникают. Образы и мысли существуют как бы в «чистом виде». Но как субъективная реальность, они не отделены от объективной реальности. Она является их источником, сами они – одна из форм ее свойства – отражения; их материальным носителем является мозг. Более того, идеальное не только «распредмечивает» процессы материального мира, но и «опредмечивает», т.е. материализует образы и мысли на основе «распредмеченных» законов материального мира через язык – материальную оболочку мысли – ее непосредственную действительность.

Способность отражать невидимое, сущностное, закономерное за-креплялась и сохранялась в психической форме отражения – в памяти. В процессе трудовой деятельности память развивалась и результаты ее использовались в дальнейшем, что обусловило опережающий характер психического отражения и оно у человека стало носить целенаправленный, созидающий, творческий характер. Целеполагание – предвосхищение в мышлении результата деятельности. Оно предполагает волю – способность преодолевать трудности и препятствия.

Психическое отражение многогранно. Оно представлено как бес-сознательными формами, так и сознательными. К бессознательным формам относятся: действия, доведенные до автоматизма, сновидения, жесты, мимика, позы, описки, оговорки, архетипы и т.д. Сознание – высшая форма психического отражения. Оно включает в себя мышление, целеполагание, знания, волю, язык, ощущения, восприя-тия, представления, память, эмоции, воображение – создание на основе имеющихся образов, понятий образа будущего; внимание – сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте.

Но ощущения, восприятия, представления, память, внимание есть и у высших животных. Однако в отличие от человека они не носят осмысленного характера. У животных возникающие образы связаны с удовлетворением биологических потребностей, а в психике человека отражаются не только биологические потребности, но и социальные потребности, связанные с целеполаганием и творчеством. Человек может сознательно вызывать эмоциональные состояния, тренировать память. Язык высших животных проявляется в мимико-жестикулярных и звуковых средствах, что имеет место и у человека. Но в процессе трудовой деятельности у людей появилась потребность сказать что-то друг другу для обозначения вещей и складывающихся отношений между ними и возник язык человека, который носит понятийный характер.

Язык не мыслим вне своей материальной оболочки – знака, который выражается в потоке членораздельных звуков, слов, в рисунках, в чертежах, музыкальных звуках, фигурах, в письменной речи, в действиях и поступках. Слово сочетает в себе не только звуковое обозначение отражаемых объектов, но и понятийное – смысловое, в котором отражается содержание существенных свойств предметов и отношений. Язык в своем содержании является общечеловеческим, т.к. его источником для всех людей является объективная реальность. Единой для языка является и причина его возникновения – общественно-историческая трудовая деятельность. С изменением условий существования, познанием человеком окружающего мира содержание языка меняется. Оно углубляется, расширяется, появляются новые слова: интернет, нанотехнологии, информационные технологии и т.д. Но по форме выражения, по звучанию язык является народным, национальным, т.к. формируется в различных культурах. В процессе взаимодействия культур появляются интернациональные слова, понятные для большинства людей. Например, такие слова, как газета, почта, галерея имеют итальянское происхождение; бойкот, спорт, клуб – английского происхождения, алгебра – арабского и т.д.

Наряду с естественным языком существуют и искусственные языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это ма-шинные языки, формализованные языки, в которых используются математические знаки и формулы, языки науки.

Язык человека организует знания, хранит их, обеспечивает общение, передачу информации, способствует регулированию отношений между людьми. С языком появляется и речь. Речь – процесс обмена мыслями, чувствами, целеполаганиями. Речь и язык – необходимые условия формирования сознания и его развития.

Существенным элементом сознания является самосознание. Само-сознание – это сознание, обращенное на самого себя, что означает возникновение сознания «Я» как особого образования, позволяющего обнаружить и себя, и другого и взглянуть на себя «со стороны».

В структуре самосознания можно выделить самочувствие и самопознание. Самочувствие – состояние человека, характеризующее его жизненный тонус и проявляющееся в настроении, органических ощущениях сытости, голода, жажды и т.д. Самопознание – осознание человеком своих знаний, мотивов, целей, идеалов, возможностей, поступков, нравственного облика, способность быть самокритичным, критически оценивать действительность, контролировать себя и совершенствоваться.

Сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Сознание – это свойственная лишь человеку высшая форма отражения действительности, возникшая в процессе его общественно-исторического развития и проявляющаяся в целесообразной творческой деятельности, направленной на преобразование мира и совершенствование себя.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)