АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диапазон голоса

Читайте также:
  1. Акустические свойства голоса
  2. Аудитивная оценка голоса
  3. Воздействие ЭМП радиочастотного диапазона
  4. Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани
  5. Восстановление голоса при хронических ларингитах
  6. Выбор диапазона измерения
  7. Выбор диапазона, в котором принимается информация
  8. Гипертонусные нарушения голоса
  9. Гипотонусные нарушения голоса
  10. ГОЛОСА СТАРЕЙШИН
  11. ГОЛОСА ЭЙУА
  12. Делегирование полномочий и диапазон контроля

Понятие "диапазон" включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах. Регистр — это часть звукоряда, ряд звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех регист­рах: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или грудном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном—и нижний. Этому способствует наш прием "подлаивания".

Упражнение "Трап".

Диапазон свой разовью,

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой,

"Подлаивать" не забывать.

И все три трапа можно "взять".

Вот первый трап. Он не высок.

Все тело делает прыжок:

трап! С трапа

С травы нана траву.

Второй трап выше? Ничего. Сейчас "возьмем" мы и его:

трап!С трапа

С травы нана траву.

Ого! А третий как высок!

Ну что же! Проверим "потолок".

Посмотрим, крепки ли "верха"?

Иль голос пустит "петуха"?

Нет голос мой не подведет.

От "петуха" нас "лай" спасет:

трап! С трапа

 

С травы нана траву.

Теперь уже без лишних слов Подряд три трапа "взять" готов:

Трап! С трапа

С травы на на траву

 

трап! С тр ала

С травы на на траву.

 

трап! С трапа

С травы нана траву.

 

Прибегайте к помощи руки, которая активно "прыгает" на воображаемый трап. За рукой, которая легко "вспрыгивает" на видимую Внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.

Упражнение "Этажи": Шагайте (мысленно) по этажам, отсчи­тывая пройденные:

и шестой этаж...

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

И первый этаж,

Проверяйте опору звука, "подлаивая" слово "этаж". Слова "и первый, и второй, и третий..." как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Теперь спускайтесь вниз:

И шестой этаж,

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

и первый этаж.

 

Дойдя до "первого этажа", не "сажайте голос на горло", а обя­зательно держите его в высокой позиции—на "опоре" (к на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Упражнение "Чудо-лесенка". Чтобы не забыть об "опоре" при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:

-Чу-др-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)

-Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)

-Шаг-на-го-ры, (выше)

-Шаг-на-ту-чи... (еще выше)

-А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)

-Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)

-Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз по­пробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение "Авиамоделист"*. Кисть руки — это сконструиро­ванная вами "авиамодель". Вы искусно управляете ею: "модель" набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает "мертвую петлю", мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки ("модели") тянущимся звуком АААА... Голосом "рисуйте" путь следования "модели", которая легко маневрирует в воздухе.

Затем делайте упражнение с включением такого текста:

Сажусь пилотом в самолет,

Включаю двигатель и — взлет...

На сонорном звуке М набирается высота от нижнего до верхнего регистра:

Вот высота предельная

И звонко голос льется.

Пусть этим упражнением

Мой голос разовьется!..

На звуке А рисуются всевозможные движения самолета.

Пошел снижаться самолет

И голос сверху вниз идет...

Звучит он низко, густо!

Посадка-верх искусства;

Не снят с "опоры" голос мой. собой!

Не снят с "опоры" голос мой

Могу гордиться я собой!

Упражнение "Прыгун". Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем "внутреннем экране" - в воображении) «линиюпрыжка", рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:

Голосовой "загиб" кручу.

И вот "лечу... Теперь мне надо

Прыжок... опуститься.

Резбег... Чтоб ставить

точку

научиться.

На слове "загиб" загните голос кверху. Затем спокойноопус­кайте его вниз и положите на "дно".

Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

А теперь убыстрите темп речи, легко "взбегая на вышку" с таким текстом:

Вот оборот!..

взлетаю! И

Как птица я... вниз

Прыжок! стрелой.

взбегаю

я легко Скрываюсь быстро

На вышкупод водой

 

 

Упражнение "Колокола". Для того, чтобы звук был качественно однородным во всех регионах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дои! Динь-дон!

И все звенит,

Гудит им в тон:

Динь-дон!

Бум-бом! (Быстрое переключение с грудного

Динь-дон! в головной регистр.)

Бум-бом!

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем "доме" (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.

Упражнение "Регистры". Идите голосом за текстом, помогая звуча­нию рукой.

Головной регистр (голос звучит высоко).

И средний регистр (голос звучит на "центре"),

И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже "цент­ра»),

Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму),

И тут говорить (показываете на грудь),

И там говорить (рука выше головы),

И здесь говорить! (на диафрагме). 58

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений, придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий

верного звучания.

Упражнение "Спор". Тренируйтесь не только в постепенном повышении, но и понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую "рабочую" ноту ("потолок") и самую низкую ("дно").

Первый: Чем шире наш диапазон.

Тем больше выразит нам он.

Давай поспорим. Заодно

Проверим "потолок" и "дно".

Второй: Широк ли твой диапазон?

Пе р в ы й: Широк ли? В две октавы он.

Мой!.. (первый)

Мой шире! (второй)

Мой! (Первый)

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно

повышая тон голоса.)

Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой-утвердительной интонации (переходя от "стона" к "лаю") говорит:

Твой шире! Вот мой "потолок".

Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно

Мой! понижая тон голоса.)

Мой шире!

Мой!..

Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:

Твой шире! Вот мое и "дно".

Второй: И я закончу заодно.

Не забывайте о сонорном согласном М в слове "мой". Помните о "стоне". Произносите слова "мой шире" как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разговорно-утвердительной интонации перед "потолком" и "дном" не забывайте о подлаивании. Оно позволяет проверить "рабочие" высокие и низкие тона голоса.

Упражнение "Скалолаз".

Очень нужно из лощины

Мне добраться до вершины.

Постепенно вверх идти,

Страховаться по пути.

Методично поднимаюсь

И с "опоры" не срываюсь.

Выше...

Выше...

Цель близка,

Хоть скала и высока.

До вершины я добрался (Проверяйте голосовую гибкость в

И с "опоры" не сорвался. верхнем регистре)

Потому и не кричу

А легко, легко звучу!

 

Упражнение "В лесу".

Диапазон чтоб свой развить,

Люблю с утра я в лес ходить.

Регистры средний, и грудной

Я разовью, и головной.

Вокруг себя лишь посмотрю

И радостно заговорю:

- Грудной регистр мой

ниже пня -

Такой есть голос у меня.

А средний - словно

тот дубок:

Не низок он и не высок.

А головной —

как та сосна

Стоит стройна и зелена!

Упражнение "Ворона*.

Ворона каркнула и

вверх взлетела –

Так удивил ее Сороки глас! Быстрый «взлёт» голоса, понижение большими

Потом. интервалами до грудного регистра

спустилась,

мягко села,

С укором поглядев на нас:

Ведь по-сорочьи "тр! тр!" мы трещали - средний регистр

Подвижность диафрагмы развивали.

Упражнение "Новогодняя елка".

Ай да елка! Красота! - средний регистр

Широта и высота!

Снизу вверх гляжу, гляжу... - нижний регистр

Глаз от ней не отвожу!

Вот гирлянды, - постепенное повышение тона

Фонари

И шары,

шары, шары...

Поглядите-ка туда: - головной регистр

Что там светится!

Звезда!

Ай да елка! Красота! - постепенное по­нижение голоса.

Я любуюсь неспроста.

Тренируюсь заодно:

Проверяю "верх" и "дно". - грудной регистр.

Упражнение "Батут".

Ловко с силой оттолкнусь -

Вверх стрелою я взовьюсь,

Сальто сделав, - снова вниз,

Но батут бросает ввысь!

Выше, выше все взлетаю –

Голос свой я развиваю.

Все в порядке. "Лай" помог

Укрепить мне "потолок!"

Упражнение "Дельфин".

Мой дом-океан.

мне легко в нем одном:

Я прыгаю вверх и

опускаюсь на дно.

Работает мой резонатор

грудной.

Я долго и ловко

плыву под водой.

Прыжок! Вот еще!

Я уже над водой.

Теперь резонатор звенит

головной.

В полете легко.

И не трудно на дне.

Но лучше всего

отдохнуть на волне.

Упражнение "Легкокрылая пушинка"

Легкокрылая пушинка (Голосом рисовать движения пушинки,

Села елке на вершнику, используя все три регистра звучания.)

Поднялась под облака,

Огляделась свысока,

Охладиться захотела –

Над рекою пролетела.

Над печной трубой метнулась,

Сорок раз перевернулась,

Прокатилась по траве

И пропала в синеве...

Целевая установка упражнений: добиваться совокупности работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживая регистры, легко переходить со средних тонов в верхние, с верхних в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним видением это движение голоса.

Чрезвычайно важно натренировать и навык постепенного понижения голоса; развить свои низкие тона голоса.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)