АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика и основные идеи русской философии

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. II. Принципы средневековой философии.
  9. III. Материалистическое направление в русской философии
  10. III. Предмет, метод и функции философии.
  11. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  12. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

Идеи русской философии выражают «душу» народа, его внутренний духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния. Развивалась как в сотворчестве, так и в «оппозиции» философии Запада. Ценность человеческой жизни абсолютна, что никакой «прогресс» не стоит слезинки ребенка, не может и не должен быть куплен ценой разрушения личности.

Главная идея - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА! То есть цельные знания обретаются совокупными усилиями души, эмпирией, умозрением и верой! Высшие истины открываются народу интуитивно, просветленному любовью к своей земле и к своему народу человеку.

Русская философия – отражение исторического сознания и самосознания народа. Появилась в 19-м века, но ее истоки уходят корнями в славянскую историю. Но это было поистине великое начало: Достоевский, Толстой, Соловьев.

Русская философия -это одновременно и русская литература., которая несла миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь.

Это философия ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

Ее лейтмотив- нравственное вето на любой «прогресс», если он рассчитан на насилие, принуждение.

С Достоевского и Соловьева берет начало жанр антиутопии, требовавший языка притчи, исповеди, проповеди.

Русская философия- антитеза философии Запада: философии свободы личной инициативы и личной ответственности. Р. Ф. критикует одностороннее просветительство и просветительский рационализм. Цельность («всеединство») может придать человеку только особый вектор движения- ЛЮБОВЬ!

 

Дух русской классической философии в основном антибуржуазный.

роль России- спасительница европейская, от гнета и бесправия. Русская философия- целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.

 

Вова Зайцев

25. Направления и тенденции развития современной философии.

С середины xix в. в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. в первую очередь это переход от классической философии к неклассической: отход от классических принципов понимания философских проблем. например, трактовка философии уже не как «науки наук», а как одного из средств познания, орудия преобразования мира. кроме того, разуму отводилась уже не столь определяющая роль, его потеснили нерациональные формы и процессы духовного опыта. особенно глубокие сдвиги в философии произошли во второй половине хх в. наметились следующие черты:
1. смена господствующих направлений.
2. сближение и поиск компромиссных позиций различных по своему характеру философских
воззрений.
3. возникновение новых мировоззренческих подходов и возвращение к забытым старым.
4. осмысление всех философских вопросов на широкой социокультурной основе.
5. постановка в центр исследований комплексного подхода к проблеме человека с привлечением естественно-научного, научно-технического, гуманитарного знания. кардинальные изменения в окружающем мире привели к новому осмыслению, к поиску новых мировоззренческих установок.

Идея альтернативности становится ключевой во многих философских, социально-философских, теологических теориях. в общей форме ее смысл сводится к необходимости выработки новой культуры, нового стиля мышления, гуманистического по характеру. поэтому в современной философии происходит отказ от «фундаментализма», т.е. от построения философской концепции на каких-то раз и навсегда данных «абсолютах», будь то чувственный опыт, «базисные предложения» разума, иррациональные глубины «я» и др. одновременно идет поиск гибких и подвижных принципов, способных к более классическому философскому отображению природной и исторической реальности, уникальности человеческого бытия, стремительно меняющегося знания о мире и знания о знании. В современной философии выделяются три базисных центра в философских направлениях:
1. сциентистика как тип научности связана с интересом человека к власти над природой с помощью развития науки, техники и технологии.

2. гуманитаристика, или герменевтика, воплощает коммуникативный интерес человека к общению с себе подобными.
3. критика идеологий. эта группа направлений в философии реализует освободительный интерес человека, стремящегося избавиться от внешнего и внутреннего угнетения.
Но границы между этими базисными центрами чаще всего размыты, поскольку философские концепции одной эпохи не могут существовать изолированно. сциентистика представлена, например, таким большим разделом, как «философия науки», в котором в начале хх в. господствовал неопозитивизм, сводивший ее к анализу языка физики и математики. сейчас в ее рамках наряду с логико-методологической проблематикой широко обсуждаются онтологические, гносеологические, этические, истореографические проблемы.неопозитивизм, логический эмпиризм, явился третьим этапом позитивизма (ср. xix в.). его видные представители: б. рассел, р. карнап, п. витгенштейн и др. неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию старого позитивизма, несколько изменил эту программу. он разделил предложения науки на аналитические и синтетические. первые – простые правила употребления языка и не описывают ничего из опыта. вторые говорят об опыте, но должны сводиться к чувственному данному. все же остальное знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не может сводиться к элементам чувственного опыта, объявлялось неопозитивистами бессмысленным (например положения традиционной философии). поэтому их главная задача состояла в объяснении природы тех и других предложений. решение задачи осложнялось тем, что реально наука содержала и те, и другие компоненты: в логико-математическом знании были не только формулы, но и содержательные термины, описание действительности проходило на разных уровнях абстрактности. в отношении аналитических, т.е. логико-математических, предложений неопозитивизм выдвинул следующую схему объяснения: законы логики не описывают действительность, а вырабатываются людьми путем соглашения и предписывают, как пользоваться в языке логическими связками (подобно игре в шахматы). эти конвенции (соглашения) должны фиксироваться в языке чистой логики – формул, не допускающих содержательных терминов, описывающих действительность. данныйпринцип обозначается как принцип фиксации конвенций в языке чистой логики. Завершающее действие этой процедуры – принцип сведения к логике всех аналитических предложений, иначе говоря, сведение всей математики к логике. подобным же образом строилась концепция синтетического, т.е. знания, описывающего действительность. но действительность, по мнению авторов, – не внешний мир, а содержание наших органов чувств (позиции субъективизма), поэтому вопрос о природе этого знания сводился лишь определению порядка, последовательности опоры на чувственные данные положений фундаментальных наук. исходным базисом ситетического знания считались чистые эмпирические констанции – предложения, описывающие непосредственно чувственный опыт без примеси теории, разума. называлось это принципом «чистой эмпирической констанции». далее эмпирические констанции должны переводиться на язык физики (принцип физикализма). например, фраза: «этот предмет красный» должна быть выражена: «я вижу предмет, цвет которого воспринимаю в таком-то диапазоне колебания волны». следующий шаг – все предложения теоретического языка должны были сводиться к исходному базисному уровню (принцип редукционизма). конечно, эти принципы претерпевали изменения в ходе развития науки, но суть оставалась прежней: знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не сводимо к элементам чувственного опыта, – бессмысленно (за исключением правил употребления языка).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)