АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории общественного развития и прогресса

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. F8 Нарушения психологического развития
  4. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  5. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  6. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  7. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  8. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  9. III. Характерные черты экономического развития страны
  10. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. IX.3.Закономерности развития науки.

Теория общественного прогресса является составной частью общесоциологической теории. В то же время она имеет относительно самостоятельное значение. Она отражает направленность социальных процессов, выясняет объективную тенденцию развития общества и на этой основе раскрывает общую логику исторического процесса.

Теория общественного прогресса имеет как сторонников, так и противников. В связи с этим английский писатель Б. Шоу скептически заметил, что искать логику исторического процесса дело благородное, но не благодарное хотя бы потому, что мудрый человек стремится приспособиться к миру, глупый – приспособить мир к себе. Вот почему прогресс, по его мнению, во многом зависит от глупцов.

Вопрос содержания общественного прогресса и связанные с ним проблемы были предметом непреходящего интереса в истории философии.

В Античной философии, например, Гесиод, Сенека утверждали, что прогресса как такового в истории нет. Общество, наоборот, движется вспять от Золотого века. В то же время Платон, Аристотель в вопросе прогресса больше склонялись к идеям круговорота истории.

Интересна христианская трактовка прогресса как движения вверх, вперед, но как бы "поверх истории, бытия" (Августин). Прогресс отрывается от Земной основы, а его понимание связывается больше с личностью: личное соприкосновение с Богом, личное воздаяние, личная ответственность перед Богом.

Эпоха Ренессанса поставила проблему общественного прогресса как проблему абсолютной свободы индивида и путей ее достижения.

Постренессанс и Новое время предлагают свое видение социального прогресса, выраженное в очень емкой формуле: "Знание – сила". В это же время и в Новое время, и в эпоху Французского Просвещения, возникает проблема противоречивости прогресса (например, у Руссо противоречие между прогрессом знаний и нравственным прогрессом).

В немецкой классической философии идея социального прогресса выводилась из диалектической концепции развития, в которой развитие трактуется как движение вперед, а человеческая история представляется как закономерный прогрессивный процесс развития Абсолютной идеи, Мирового духа (I половина XIX в., Гегель).

Во все времена, в любом обществе народ является подлинным творцом прогресса, но эта роль проявляется по-разному в зависимости от различных условий. Так, если на ранних ступенях истории деятельность людей была преимущественно стихийным процессом, в котором осознавались лишь непосредственные цели и задачи, то по мере дальнейшего развития, народные массы начинают действовать все более сознательно, имея ввиду уже перспективы развития всего общества.

Признание народных масс объективной движущей силой прогресса связано с открытием стимулов их деятельности, которые и состоят в их социальных потребностях, осознанных как интересы и цели, удовлетворение которых зависит от социальных условий бытия. Поэтому история и есть деятельность, преследующего свои цели человека.

Богдан


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)