|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 5. Основные подходы к определениюПонятия «право» ПЛАН 1. Этимология понятия права. 2. Нравственная (естественно-правовая) концепция права. 3. Нормативистская и социологическая теория права. 4. Поиски нового правопонимания.
Право – одно из самых загадочных и таинственных явлений в жизни общества. По мнению И. Канта – что такое право: «Этот вопрос может так же смутить правоведа, как пресловутый вопрос: «Что есть истина?», обращенный к учителям логики». Существуют десятки и сотни определений права. Как писал И. Кант – юристы все еще ищут определение права. По мнению Н.Н. Алексеева – юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос – что такое природа вообще. Многие представители русской дореволюционной интеллигенции ставили право ниже таких духовных ценностей как нравственное совершенство, научная истина, религиозная святыня. Отождествление права исключительно с государственным приказом являлось моральным основанием его игнорирования, что дало повод А.И. Герцену произнести сакраментальную фразу о том, что всякий русский, какого бы он звания не был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно и также поступает правительство. В истории правовой мысли понятие права проходит долгий путь от идеала, эталона справедливости, правды через огосударствление, санкционирование норм, до этикотизации, эстетизации его принципов, понимания его как «математики» свободы, меры гуманизма, справедливости и равенства, равной правоспособности по отношению к неравным людям. Римский юрист Павел говорил: «Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, – каково естественное право. В другом смысле, «право» – это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве – каково цивильное право». Ульпиан полагал, что слово «право» идет от правды, справедливости, добра и равенства. «Жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит» (Ульпиан). Средневековые мыслители (А. Августин, Ф. Аквинский) развивали божественную сущность права. Вечный Закон, как всеобщая основа права, установлен Богом. Новое время – это «всплеск» естественно-правовых концепций. Огромный вклад в изучение сущности права внес Г. Гегель. В «Философии права» он изучал идеальное, духовное начало, лежащее в основе права. Право у Гегеля – это, прежде всего, свобода, ограниченная законом. Он тесно связывает право и нравственность. Большое внимание изучению права уделял марксизм. В марксистском праве – подчеркнут его классово-волевой характер, социально-экономическая обусловленность. Сейчас идет поиск нового правопонимания, наполнения права гуманистическим содержанием. Классическое определение права мы находим у древнеримских юристов. По мнению Ульпиана, Цельса, Павла, этимология слова «право» идет от правды, правосудия, справедливости, добра, равенства, дозволенного поведения. Корень «прав» содержится в словах «правда», «правый», «правильный», «справедливый». По-латыни – jus – право, права, привилегия, власть, суд; juro – клясться, присягать; justa – справедливо, законно; justiae (f) – справедливость, правосудие; justa – должное, принадлежащее по праву; Justus – справедливый, честный, законный, правильный, настоящий. В основе нравственной концепции права лежат духовные, нравственные факторы. В нее входят естественно-правовая, психологическая, историческая, теологическая школы. Истоки естественно-правовой школы мы находим в Древней Греции, давшей миру философию права и Древнем Риме, создавшем разработанную систему частного права. Право рассматривалось, как нечто естественное – традиционный (догосударственный) порядок жизни. Это важнейший признак западной правовой культуры, где естественные права лежат в основе концепции правового государства. Источник его – божественный разум, законы природы, природа самого человека. Идея идет от Аристотеля, Цицерона, Ф. Аквинского... Бурное развитие теория получила в Новое время. Это право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, определение своей судьбы, частную собственность и другие неотъемлемые права человека. Положительные моменты теории: - идея естественных, неотчуждаемых прав человека; - критика позитивного права с точки зрения естественного; - признание приоритета естественного права над государственным (позитивным); - отличие права и закона (не правового закона). Отрицательные стороны: - неконкретность понятий справедливости, свободы, добра, достойного уровня жизни у разных классов, слоев, в разные эпохи; - этот идеал, фантазию, трудно, порой невозможно формализовать в нормах позитивного права. По мнению Г. Кельзона, одного из творцов нормативистской теории, естественное право – это словесная фикция, а неотчуждаемые права – химера воображения и «чепуха на ходулях». Современная естественно-правовая концепция смыкается с теориями социального государства и плюралистической демократии. Само естественное право больше не рассматривается как совокупность незыблемых идей претендующих на вечную справедливость. Появилась теория «естественного права с изменяющимся содержанием», где особое место занимают нравственные и другие ценности конкретного общества. Данный подход стал именоваться «возрожденным естественным правом» и «нравственной школой права». Как считают сторонники нормативистской концепции права, право – это совокупность норм, выраженных в законах и других нормативных правовых актах, созданных государством. Данная теория возникает как результат критики естественно-правовых учений, оторванных по их мнению от жизни. Нормативистская теория выразила надежды «среднего класса» на стабильность, устойчивый правопорядок. Корнями она уходит в философию позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, которые пытаясь создать позитивную (положительную) философию, изгоняли из нее идейную, содержательную сторону. Идеологами нормативизма были И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзон. Основная идея – освободить право от морали, религии, психологии, политики, духовной основы и «очистить» его. Г. Кельзон пишет на этот счет книгу с символическим названием: «Чистая теория права». Право – это принудительные нормы, созданные государством, логически непротиворечивая и беспробельная система. Юрист-практик руководствуется исключительно «буквой» закона, исходя из юридических фактов и норм, где на один вопрос уже логически заложен только один юридически верный ответ. Здесь действует юридически бездушная, неподкупная и беспощадная «машина», суровый, но справедливый закон. В основе теории лежит принцип: «Пусть правят законы, а не люди». Норма – священна, она основа всего. На вершине пирамиды находится основная норма – непосредственно связанная с конституцией. Далее следуют «общие нормы», установленные в законодательном порядке, затем нормы подзаконных актов, а нижнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных юридических дел. Теория имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные: - выделено определяющее свойство права – его нормативность; - четкая фиксация основных признаков нормы, прав и обязанностей; - конкретность и понятность для индивида; - возможность для практического применения. Слабые: - абсолютизация решающей роли государства в правотворчестве; - отказ от духовной наполненности права; - не учитывается ее реализация. Особое место занимает социологическая теория. Она зародилась в середине XIX в. Ее родоначальниками были Р. Иеринг, Е. Эрлих, Р. Паунд, Л. Дюги, Г. Канторович, С.А. Муромцев. Сторонники данного направления предприняли попытку понять социальную природу права, выявить влияние социальных факторов на нормативную систему, изучить право в реальной жизни. Право – это правоотношения, динамичный правопорядок, реальная правовая действительность. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Это признаки права. А само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в конкретной ситуации призваны судебные и административные органы. Социологическая теория основывается на эмпирических исследованиях. «Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». Это – «живое право». Источник права – реальная жизнь. Поэтому нужно изучать правоохранительную практику, обычаи, правопонимание судей «Живое» право формулируют, прежде всего, судьи и государственные чиновники, вынося определенные решения и «наполняя» законы правом. «Плюсы» теории: - общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; - ориентирует на реализацию права, возвышает роль судебной и административной систем; - изучает не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений. «Минусы»: - отрицает нормативность и нравственно-гуманистические начала в праве; - может привести к произволу и субъективизму; - отрицает нормативную юридическую основу принимаемых решений; - переносит центр тяжести правотворчества на судебные и административные органы. Нормативизм сегодня на практике – это ведущее учение в большинстве стран мира, претендующее на объективность и справедливость. Однако, данное учение не спасло право от произвола и субъективизма, от «телефонного права», «блата», коррупции, необъективности. Важной проблемой является соотношения права и закона. Юснатурализм[7] разводит эти два понятия, легизм[8] – отождествляет их. Право и закон диалектически взаимосвязаны: 1) право составляет «фундамент», содержание, а закон его форму, концентрированное выражение; 2) право более широкое понятие, включает не только законы, но и кодексы, декреты, постановления, решения и т.д., а также правовые идеи, принципы, правовые отношения, правовое сознание и т.д.; 3) право – объективно, т.к. формируется в недрах общества, обеспечивая интересы и потребности людей в регулировании и охране, закон – субъективен, как результат правотворчества парламента или народа на референдуме. Государство – творец, источник законов, но не права; 4) право – первично, закон вторичен, но они обладают и относительной самостоятельностью; 5) право – это совокупность государственных норм, закон – нормативный правовой акт. Серьезной проблемой является проблема правового закона. Правовой закон – это закон, в концентрированном виде, выражающий регулятивную и охранительную сущность права, отвечающий общественному прогрессу и интересам большинства населения. «Буква» закона имеет «душу». Этой «душой» является его социальность, гуманистическая направленность, справедливость, свобода, естественные права человека. Этими наполнителями могут быть христианские ценности, философия гуманизма, ненасилия, антропокосмизм, учение о ноосфере. Здесь необходима прочная материальная, социальная, политическая и духовная база, сформированная на основе рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, возрожденных национальных ценностях. Философии права тут принадлежит важная роль. Итак, право – это система государственно-определенных правил поведения, выражающих волю политических сил (или народа), стоящих у власти и выступающая нормативным оформлением существующих в обществе меры свободы, гуманизма и справедливости.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |