АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень тем/вопросов для экзамена

Читайте также:
  1. I. Перечень вопросов и тем для подготовки к экзамену
  2. III. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В 2012-2014 гг.
  3. IV. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  4. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  5. Внереализационные расходы – это расходы, не связанные с производством и реализацией. Их перечень определен статьей 265 и является открытым.
  6. Вступительного экзамена по педагогике и психологии
  7. Для каждого вида религиозных организаций предусмотрен свой порядок государственной регистрации и определен перечень необходимых документов — ст 17-19 Закона).
  8. для экзамена по дисциплине «Теория экономического анализа» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
  9. Же перечень земель, образующих германскую Федерацию.
  10. Зімовая экзаменацыйная сесія 2013 – 2014 навучальнага года
  11. Информационный стенд. Перечень документов.
  12. К государственным экзаменам по дисциплине

1. Оседлая культура киммерийцев и образование греческие колоний в Северном Причерноморье.

2. Кочевые союзы евразийской степи: скифы, гунны, авары.

3. Хазарский каганат и Волжская Булгария: этническая природа и политическая история.

4. Происхождение славян: источники и гипотезы. Первые исторические известия о славянах.

5. Хозяйство и быт восточных славян, развитие ремесла, торговли и денежного обращения. Возникновение городов.

6. Социальная структура древнерусского общества. Свободное и зависимое крестьянство.

7. Племенные княжения восточных славян. Антский племенной союз и его политическая история.

8. Проблема образования Древнерусского государства: норманнская, антинорманская и евразийская теории.

9. Начальные века русской государственности. Борьба Севера и Юга за объединение русских земель.

10. Внешняя и внутренняя политика Древнерусской державы в период правления Олега и Игоря.

11. Реформы княгини Ольги и военные походы князя Святослава.

12. Принятие на Руси христианства и его последствие.

13. Рассвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

14. Киевская Русь и степные кочевники в Х-ХIII веках.

15. Военная деятельность Владимира Мономаха и укрепление границ Киевской Руси.

16. Начало политической раздробленности на Руси и образования на территории Древнерусского государства раннефеодальных княжеств-государств.

17. Начало монголо-татарского нашествия на Русь. Трагедия на Калке.

18. Походы на Русь хана Батыя и образования Золотой орды. Система ордынского господства и её особенности.

19. Северо-Западная Русь в период правления Александра Невского. Шведско-немецкая агрессия и борьба с ней.

20. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва и её историческое значение.

21. Внешняя и внутренняя политика Василия I.

22. Борьба Московского княжества за единство и независимость в период правления Василия II.

23. Русское государство в период правления Василия III.

24. Приход к власти Ивана IV Грозного. «Избранная Рада» и начало реформ. Земский и Стоглавый Соборы.

25. «Государева светлость опричнина»: причины создания, деятельность, последствия.

26. Внешняя политика Московского Царства в период Ивана IV Грозного: взятие Казани, Астрахани, покорение Сибири, Ливонская война.

27. Московское государство в период царствования Федора Иоанновича. Учреждение патриаршества.

28. Русское государство в период правления Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и его последствия.

29. Великая Смута на Руси: причины и ее главные действующие лица.

30. Русское государство после Смуты. Первые Романовы у власти.

31. Реформы Алексея Михайловича и раскол русской церкви.

33. Народные восстания на Руси в период половины XVII в. Движение под руководством Ивана Болотникова, соляной и медный бунт.

34. Восстание под предводительством Степана Разина и его историческое значение.

35. «Двоевластие» Ивана и Петра. Стрелецкие бунты и политика царевны Софьи.

36. Первые шаги государственной деятельности Петра I. «Великое посольство» и начало реформ.

37. Модернизация социально экономической жизни России в период правления Петра I. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры.

38. Внешняя политика Петра I: азовские походы, северная война, прутский и каспийские походы.

39. Российская империя в эпоху «дворцовых переворотов». (1725-1762 гг.)

40. Политические иллюзии и реальная политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности. Преобразование государственной машины и социальная политика Екатерины II.

41. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е. Пугачева: причины, основанные этапы, последствия.

42. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Политические разделы Польши.

43. Контрреформы императора Павла. Индийский поход.

44. М.В. Ломоносов и русская наука в XVIII в.

45. Начало царствования императора Александра I. Указ о вольных хлебопашцев и создание министерств.

46. Проект государственных преобразований М.М. Сперанского: его содержание и судьба.

47. Отечественная война 1812 г. – причины, этапы, крупные сражения. Заграничный поход русской армии и Венский конгресс.

48. Начало революционной деятельности в России. Первые организации декабристов.Северное и Южное общество декабристов. Руководители и программные документы.

49. Восстание декабристов на Сенатской площади и его историческое значение.

50. Внутренняя политика Российской империи в период правления Николая I.

51. Крымская война: причины, крупные сражения. Парижский мирный конгресс

52. Общественно-революционное движение в России после декабристов

53. Отмена крепостного права в России. Историческое значение реформы.

54. Русская деревня после отмены крепостного права. Развитие промышленности и транспорта.

55. Общественное движение в России в 60-х г. XIX в. Возникновение народничества.

56. Внешняя политика России в 60-70-х г. XIX в. Российская дипломатия в период премьерства А.М. Горчакова.

57. Российская империя в период правления Александра III. Контрреформы нового монарха.

58. Смерть императора Александра III и воцарение Николая II. Личность последнего императора.

59. Успехи и проблемы хозяйственной модернизации в России в период премьерства С.Ю. Витте. Российский рубль.

60. Русско-японская война 1904-1905 гг. и поражение в ней России. Начало социального брожения в стране.

61. Манифест 17 октября 1905 г. и его историческое значение. Первая революция в России и ее последствия. Политические партии.

62. Социально-экономические реформы П.А. Столыпина. Хозяйственные успехи и социальные проблемы.

63. Первая Мировая война: причины, этапы, участники (1914-1918 гг.).

64. Февральская революция в России и отречение от власти Николая II. Судьба последнего монарха.

65. Россия в годы гражданского противостояния (1918-1920) гг. Красный и Белый фронт.

66. Экономика России в годы НЭПа: основные направления и итоги.

67. Россия в период становления социалистической экономики: проблемы индустриализации и коллективизации.

68. Становление централизованного советского государства в период правления Сталина.

69. СССР в годы Великой Отечественной Войны

70. Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы. Перестройка экономики на мирный лад.

71. ХХ съезд КПСС и приход к власти Н.С. Хрущева.

72. Российское государство в период хрущевской «оттепели». (1953-1964 гг.). Освоение целины.

73. «Холодная война» - причины, основные этапы, участники. Карибский кризис 1962 г.

74. Российское общество в период брежневского «застоя» (1965-1982 гг.). Попытки реформ

75. Российское общество в период «перестройки» М.С.Горбачева (1985-1991 гг.)

76. Российское государство в период президентства Б.Н. Ельцина. Русско-чеченские войны

1.Оседлая культура киммерийцев и образование греческие колоний в Северном Причерноморье.
Киммери́йцы — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н.э
Киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру». Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему. В 714 г. до н. э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан, и что в предыдуший период они платили дань Урарту. Царь Урарту Руса I совершил следующий поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет.
За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии, а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом, Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 г. до н. э. Ассархаддон разбил в Каппадокии войско киммерийского царя Теушпы, но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив при этом царя Мидаса, одноимённого легендарному фригийскому правителю. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании Каштарити в 671—669 гг. до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство. Видимо, вскоре после этого восточные киммерийцы ассимилируются местным населением и исчезают с исторической арены, что нельзя сказать об ихзападных соплеменниках.
Важнейшим событием в истории региона в I тыс. до н.э. стала греческая колонизация. Почти одновременно с приходом скифов, в VIII-VI вв. до н.э. на побережье Средиземного и Черного морей стали возникать колонии многих городов материковой и островной Греции, греческих полисов Малой Азии. Одним из основных направлений колонизации было Северное Причерноморье, где греки образовали ряд населенных пунктов: Пантикапей (совр. Керчь), Фанагория (на Таманском полуострове), Синдская гавань (позже - Горгиппия, совр. Анапа) и др. Самым северным поселением греческих колонистов явился Танаис на Нижнем Дону. Всего греческие авторы сохранили свыше тридцати названий греческих городов-колоний, основанных в регионе в VII-VI вв. до н.э. Эти поселения возникали на месте корабельных стоянок, небольших эмпорий (торговых станций-факторий), т.е. тех мест, где контакты между греками и местными варварскими племенами становились регулярными.
Образование греческих поселений в прибрежной территории Черного и Азовского морей имело огромное значение для дальнейшего развития Северного Причерноморья, причем это влияние не следует оценивать как простой товарообмен между представителями народов, достигших разного уровня развития культуры. Существование античных городов, а позднее и государств (Боспорское царство) способствовало распаду родоплеменных отношений в среде земледельцев и кочевников. С другой стороны, почва для греческой колонизации была подготовлена исторически развитием Северного Причерноморья. Социальные процессы в среде скифских племен достигли достаточного развития для возникновения рабства и торговли, иначе сам процесс обмена был бы невозможен.
Однако наиболее ощутимым было культурное влияние центров античной цивилизации Средиземноморья на народы Северного Кавказа. Заимствование ряда технических навыков,знакомство с культурными достижениями Греции и синкретизация некоторых религиозных культов в дальнейшем привели к инфильтрации варварского населения в состав жителей античных городов Северного Причерноморья. Всё же процесс подобного влияния был двухсторонним - переселенцы из греческих метрополий заимствовали у местного населения тактику боя, некоторые виды вооружения и типы одежды.
В первые века н.э. античные города Северного Причерноморья подверглись "варваризации", главным образом под воздействием сарматов, а в III-IV вв. н.э. пали под ударами готов и гуннов.
Одним из наиболее крупных памятников греческой колонизации на Дону и одновременно примером тесного взаимодействия греков и местного населения было Елизаветовское городище. Оно возникло как сезонное стойбище кочевников в конце VI - начале V вв. до н.э.
На протяжении большей части V в. до н.э. поселение оставалось зимником полукочевого населения, на что указывает отсутствие построек этого времени. К рубежу IV в. до н.э. под воздействием греко-варварской торговли поселение превратилось в полуоседлое, а затем и в постоянное - городского типа. Выгодное расположение его позволило кочевникам поставить под контроль важнейшие торговые коммуникации, проходившие по землям Нижнего Дона.
Во второй половине IV в. до н.э. Елизаветовское городище превратилось в крупнейшее в Северо-Восточном Приазовье. Город стал административным, торговым и ремесленным центром всего региона, в котором, видимо, размещалась и ставка родоплеменной знати. Частью его являлся греческий городской квартал, влившийся в структуру варварского поселения, которое стало теперь контактной зоной не только между греками и местными жителями, но и между различными этнополитическими объединениями кочевников. Территория городища (площадь - около 44 га) была окружена двумя оборонительными поясами, каждый изкоторых состоял из глубокого рва и насыпей по сторонам. Близ городища находились курганы и могильники, наиболее известные из которых - группа курганов "Пять братьев".
Функционирование поселения прекратилось на рубеже IV-III вв. до н.э., очевидно, в связи с кровопролитными междоусобицами, которые охватили в это время Боспорское царство и в которые оказались вовлечены соседствующие боспорцам кочевые племена.
Последний этап в истории Елизаветовского поселения связан с основанием в конце 90-х гг. III в. до н.э. на территории покинутого городища греческой колонии-эмпория, возведенного боспорскими греками. Центральная часть покинутого городища была застроена жилыми и хозяйственными постройками на основе единого плана. Все дома создавались с использованием чисто эллинской строительной техники и представляли собой наземные строения на каменных цоколях с сырцовыми стенами.
Но существование эмпория не было продолжительным. Поселение погибло не позднее 60-х гг. III в. до н.э. в результате военного разгрома в связи с продвижением племен сарматов на территорию Скифии.
Около 480 г. до н.э. греческие города по берегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива) объединились в единое государство - Боспорское царство, под эгидой Пантикапея, ставшего столицей страны. Первой правящей династией нового государства стали Архенакриты. Однако уже в 438 г. до н.э. власть перешла к правителям из рода Спартокидов, которые удерживали ее вплоть до 107 г. до н.э., когда государство было захвачено Митридатом VI Понтийским.



2. Кочевые союзы евразийской степи: скифы, гунны, авары.
Между Чёрным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Эти степи были торной дорогой в Европу для воинственных кочевников, орды которых исторгала Азия. Возникали, достигали расцвета и угасали империи, строились и превращалисьв руины города, появлялись и исчезали в небытие целые народы, а по этому степному пути, проходившему через Северное Причерноморье, с удивительной регулярностью, примерно один раз в полтора-два столетия, прокатывались волна за волной всё новые и новые завоеватели.
Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Тогда им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между Лесом и Степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромные урожаи, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но они нуждались в пастбищах. Одна и та же территория в одно и то же время не может быть и пашней, и пастбищем, поэтому извечная борьба земледельца и скотовода за южнорусские степи шла с невиданным ожесточением, порой не на жизнь, а на смерть. Независимо от того, кто побеждал, результат противостояния на протяжении тысячелетий был один и тот же: из глубин Азии приходил новый кочевой народ, со свежими силами обрушивался на своих предшественников, громил и изгонял их. Затем противоборство с оседлыми жителями возобновлялось с новой силой.
Народы, живущие оседло, были, как правило, богаче кочевников, по мнению которых самым лёгким способом приобретения жизненных благ являлся грабёж. Богатства земледельцев, веками накапливавшиеся в их городах, возбуждали зависть у алчной племенной знати кочевников, организовывавшей нападения на оседлые племена. Однако сводить сложные взаимоотношения земледельцев и кочевников Восточной Европы только к военному противоборству было бы неверно. Война степняков и пахарей вовсе не являлась неизбежной или непрерывной. В истории известны длительные периоды вполне мирных и даже дружественных отношений между ними. Более того, живя бок о бок, воюя и мирясь, роднясь и торгуя,земледельцы и кочевники в процессе длительного взаимовлияния вырабатывали новый - евразийский - тип сознания, который вобрал в себя европейские и азиатские черты. Кочевник начал понимать пахаря, а пахарь - кочевника.
СКИФЫ И САРМАТЫ.
Борьба земледельцев и кочевников в степях Юго-Восточной Европы началась в глубокой древности, ещё задолго до того, как здесь появились славяне. Известно, что уже в Х в. до н.э. земледельческие поселения Южного и Среднего Приднепровья были разорены и сожжены загадочным народом кочевников-киммерийцев. Позднее в эти края пришли скифы, длительное время терзавшие набегами своих соседей и даже совершавшие далёкие походы в Центральную Европу.
В V в. до н.э. "отец истории" - древнегреческий учёный Геродот - застал в Северном Причерноморье относительно мирный период. Часть скифов занялась земледелием и стала называться скифами-пахарями, или борисфенитами, остальные скифы остались кочевниками. И те и другие, а также несколько прочих народностей входили в могущественный союз племён, известных как сколоты. В III в. до н.э. скифы и их союзники были разгромлены сарматами - ираноязычными кочевниками, господствовавшими в степях Северного Причерноморья до II в. н.э. Погибли сколотские городища в лесостепи. Земледельцы нескифского происхождения отступили в леса, частично смешавшись с бежавшими на север побеждёнными скифами и с победителями-сарматами.
В первые века нашей эры, судя по древнеримским источникам, на историческую сцену выходят славяне. Они были известны историкам Рима под именем венеды, и сведения о них сохранились предельно скупые, краткие. Некоторые учёные сомневаются в том, что венеды были славянами, другие связывают происхождение славян с остатками разгромленных скифов-пахарей. Ранняя история славян чрезвычайно темна и загадочна, расположение их прародины определено историками весьмаприблизительно, почти наугад. Совершенно точно известно только то, что в середине I тыс. н.э. славянские племена уже обитали в степях Юго-Восточной Европы.
В ту эпоху вся Евразия пришла в движение: громадные территории высокоразвитых стран Средиземноморья, которые держала под контролем могущественная Римская империя, после её ослабления стали лёгкой добычей варварских народов, начавших Великое переселение. Европа превратилась в кипящий котёл бесконечных войн. Славяне приняли в них самое активное участие.
ГОТЫ И ГУННЫ.
В IV в. наступило горестное "время Бусово": в Причерноморье пришло древнегерманское племя готов. В дальнейшем готам предстояло сыграть огромную роль в судьбах всей Европы. А пока силу их панцирной конницы испытали на себе славяне. Король готов Амал Винитар вступил в борьбу с восточнославянским союзом актов. Поначалу его усилия не увенчались успехом. Но затем готы всё же подчинили себе антов, хитростью заманив в ловушку и казнив их главу Буса (Божа).
Господство готов продолжалось недолго. Во второй половине IV в. в степи Восточной Европы ворвались многочисленные монгольские и тюркские племена, известные под общим названием гунны.
В письменных источниках не сохранилось сведений о нападении гуннов на славян и борьбе между ними. В настоящее время известно лишь то, что во II-IV вв. на границе со степью были насыпаны оборонительные сооружения против кочевников высотой более 10 м - Змиевы валы. Один из таких валов был сооружён приблизительно в 370 г., как раз в тот период, когда через Северное Причерноморье проходили гунны. Некоторые историки считают, что эти укрепления были возведены славянами и гуннам не удалось прорвать мощную оборонительную линию, хотя южнее валов они, подобно стихийному бедствию, прокатились по степи на запад, сокрушая готов.
АНТЫ И АВАРЫ.
Гуннский союз, заставивший трепетать Европу в течениенескольких десятилетий, распался. Анты заселили причерноморские степи от низовьев Дуная до Приазовья (по другим данным - земли между Днестром и Днепром, вплоть до морского побережья). Здесь их застали новые пришельцы с востока - авары.
Хотя анты и выделялись среди прочих славян своей храбростью, но борьба пеших земледельцев со стремительной конницей кочевников была неравной. Много значило и совершенное по тем временам вооружение врагов, которое давало аварам превосходство над славянами. Кочевники были вооружены мощными дальнобойными луками, длинными копьями и новинкой военной техники - слабо изогнутыми саблями, обладавшими высокими боевыми качествами. Кроме того, авары использовали стремена, что придавало всадникам большую устойчивость в ближнем бою. Широко применяли они и металлическое защитное вооружение - панцири и шлемы.
О результатах войны славян с аварами известно мало; для славян исход её был печальным. И всё же, несмотря на поражения, видимо, не все анты были покорены. Пришельцами был образован Аварский каганат - мощное государство, во главе которого стоял государь - каган. Однако даже во второй половине VI в., в период наибольшего могущества Аварского каганата, славянские вожди пользовались значительной свободой.
Часть славянских племён была вовлечена новыми завоевателями в походы против Византии в роли зависимых союзников. Временами славяне составляли существенную часть аварского войска. По приказу кагана они сооружали переправы, строили метательные машины, участвовали в осаде Константинополя в 626 г. В то же время авары вели двуличную политику по отношению к славянам, предавая их интересы при переговорах с греками, всячески стремясь ослабить их влияние.
Отдельные племена славян в западной части Причерноморья были полностью порабощены. Они платили дань, составлявшую половину урожая, и жестоко страдали отнасилий завоевателей, ежегодно направлявших на зимовку в подвластные районы свои отряды. В народных преданиях сохранились сведения о жестокостях аваров по отношению к славянскому союзу племён, именовавшемуся дулебами: авары впрягали в повозки вместо волов или лошадей дулебских женщин. Ответом была непрекращающаяся война славян с угнетателями. Их сопротивление подтачивало силы Аварского каганата и стало важной причиной его постепенного упадка и гибели.



3.Хазарский каганат и Волжская Булгария: этническая природа и политическая история.
Время, когда волжские булгары попали под протекторат Хазарского каганата, остается неизвестным. Уже в конце VII века хазары закрепились в Крыму, Подонье и на Нижней Волге.1 С середины VIII века Подонье и Поволжье становятся главными областями гегемонии Хазарии.2 В этот же период времени Каганату подчинялись буртасы, волжские булгары и часть восточнославянских племен.
Все направления хазарской экспансии говорят о том, что хазары стремились, прежде всего, поставить под свой контроль торговые пути, так как транзитная торговля Востока и Запада приносила хазарской знати огромные доходы. Неслучайно столицей Хазарии становится город Итиль, стоящий на пересечении оживленных торговых путей, связывающих славян, Волжскую Булгарию и весь Север с богатыми странами Востока. Волжская Булгария, по своему местоположению и участию в системе торговли, не могла не интересовать Каганат, так как столица ее, город Булгар, являлась важным международным рынком на Волжском торговом пути.
Средневолжские народы были задействованы в систему международной торговли Востока и Запада еще до проникновения булгарских племен в Волго-Камское междуречье. В. Б. Вилинбахов пишет: «Можно смело утверждать, что в V - VI веках эта территория находилась в постоянном и регулярном сношении с арабским миром. Об этомсвидетельствуют клады, состоящие из одних сасанидских монет V - VI веков, найденные в землях булгар».
По мнению В. Б. Вилинбахова, В. В. Кропоткина, В. Л. Янина в VIII - начале XI веков, главной торговой магистралью являлась именно Волга, а не «путь из варяг в греки». По их мнению, Днепровский торговый путь приобретет свое актуальное значение несколько позднее.
Доказательства строятся по находкам кладов куфических монет. «Весь комплекс монетных находок на Нижней Волге и на Донце состоит из одного клада начала IX века. На протяжении IX - Х веков единственным местом, через которое шла торговля Руси с Востоком фактически был Булгар».6 Ни одного клада куфических монет, который был бы зарыт в Среднем Приднепровье нет. Только в Х веке на Днепре, да и то в небольшом количестве, начитают появляться клады арабских монет.7
Основная масса кладов восточных монет расположена в среднем течении Волги, а так же Оки. «Важными воротами, через которые велась торговля с Востоком, был Булгар на Волге, а важнейшей торговой магистралью – Ока», - пишет А. Л. Монгайт.8 Можно констатировать, что Хазария была жизненно заинтересована в подчинении формирующейся Булгарии, что она успешно совершила примерно в середине VIII столетия.
В российской историографии долгое время сохранялась точка зрения, указывающая на положительную роль Хазарского каганата для судеб народов Восточной Европы, в том числе славян и волжских булгар. В. О. Ключевский писал, что «хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам.
В. В. Мавродин говорит об «огромной роли в истории русского народа того отрезка его историческогопути, который он прошел совместно с другими народами Поволжья, Прикамья, Подонья и Предкавказья в составе хазарской державы, под властью Хазарского каганата».
А. П. Новосельцев уверен, что хазарские набеги в Закавказье сопровождалось значительно большими грабежами и разрушениями, чем арабские - в пределы Хазарии. «Последняя не могла спасать Восточную Европу также потому, что сама выступала в отношении и народов Кавказа, и славян, и Волжской Булгарии как поработительница. По справедливому мнению Б. А. Рыбакова, «переоценка исторической роли Хазарии приводила к искажению всей истории Восточной Европы».16
Несомненно то, что хазары были заметным народом, но во многом благодаря использованию их византийцами и арабами в своей дипломатической игре. В то же время, заняв важнейшие торговые магистрали - Дон, Керченский пролив и Волгу, хазары «хищнически пользовались выгодами своего положения».
Производительные силы Хазарии находились на слишком низком уровне для того, чтобы обеспечить ее нормальное развитие. «Страна хазар не производит ничего, чтобы вывозилось на юг, кроме рыбьего клея, ибо мед, воск, меха, которые Персия получает из Хазарии, ввозятся туда из Руси, Булгар и Киева», - сообщает мусульманский путешественник Мас'уди. А. П. Новосельцев добавляет к собственно хазарскому экспорту рабов, но тут же оговаривается, что в основном работорговлей занимались их соседи - венгры и печенеги. Адам Мец уверяет, что в это время главным экспортером рабов на Восток были именно булгары.
К началу Х века экономика Хазарии опиралась только на широкие международные торговые связи. Главную роль при этом играла транзитная торговля, нередко спекулятивная перепродажа. Хазария превратилась в типично паразитическое государство.
Перед нами вырисовывается образ государства-монстра, не совсем похожего на благодетеля зависимых от негонародов. Но нет ни плохих, ни хороших народов и государств. Их действия обосновываются объективными причинами, накладывающими конкретный отпечаток на историю. Необходимость существовать за счет транзитного торгового пути и хищнически эксплуатировать его явилось для хазар необходимым следствием.
Объективная причина, значительно изменившая экономическую и политическую ситуацию в стране, действительно существовала. В X веке на севере Восточной Европы шли обильные бесконечные дожди. Это привело к подъему уровня Каспийского моря, что значительно изменило экономическую ситуацию в Хазарии. Поля, пастбища и рыбные угодья оказались под водой. Экономика Каганата рухнула.22 Хазары потеряли две трети своей территории, а следовательно и свои богатства.23 Сама судьба заставила хазар существовать за счет эксплуатации Волжского торгового пути.
На фоне Каганата Волжская Булгария экономически выглядела намного выгоднее. В начале Х века основу ее экономики составляли: развитое для своего времени сельское хозяйство, ремесленное производство и разветвленная торговля. Причем два первых типа деятельности практически обслуживали последний. Продуктивное земледелие на территории Волжской Булгарии было возможно потому, что почвенный покров здесь представлен большими массивами черноземных почв на открытых степных пространствах, чередующихся с лесами.
Ибн-Русте исал: «Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие».По свидетельству Ибн-Фадлана, «их пища - это просо и мясо лошади, но и пшеница, и ячмень у них в большом количестве».26 Продукты земледелия служили важной статьей дохода булгарского экспорта. Так Лаврентьевская летопись под 1024 г. сообщает о волнениях и голоде в Суздальской земле. «Бе мятеж велик и голод по всей той стране; идоша по Волзе вси луддье в Болгары ипривезоша жито, и тако ожиша».
Наряду с земледелием большое значение в сельском хозяйстве булгар имело животноводство, которое служило источником сырья для ремесленного, прежде всего, кожевенного и косторезного производства. Булгарские сапоги, прозванные «булгари», на Востоке пользовались огромной популярностью. Разводили булгары крупный рогатый скот, причем он был крупнее, чем древнерусский лесной, лошадей в больших количествах, а так же коз и овец.
В отличие от Хазарии Волжская Булгария была страной ремесел, продукция которых также служила важной статьей экспорта. Изделия булгарских мастеров, в частности, ювелирные, использовались как обменный эквивалент у народов Севера и Пермского края на дорогостоящий на Востоке мех соболя, куницы, бобра и горностая. По сообщению Батутты, мех горностая давал очень большой доход, ибо за одну шкуру купцам платили 300 динаров. Меха соболя и горностая были самыми известными я и горноми товарами в торговле как с Русью, так и с Восток.
Как считает Д. К. Валеева, по мере роста торговли со странами Востока, в Булгарии стали появляться восточные мастера, а вслед за ними и ученые, способствовавшие росту местной культуры. Естественным будет предположить, что в этот период времени в поволжском регионе начинают появляются первые города.
Столица Волжской Булгарии, Булгар, в Х веке была не просто ремесленно-торговым центром, а главным складочным пунктом, куда в большом количестве сводились меха, воск, мед, рабы. «Здесь происходили столь крупные торговые операции, что на булгарском базаре в большом количестве вращались арабские дирхемы». Ссылаясь на географическую литературу арабских писателей, А. Ю. Якубовский называет Булгар в полном смысле слова восточным городом. «Только оживленными отношениями его с Востоком и, в первую очередь, со Средней Азией (Хорезмом), и можно объяснить быструю егомусульманизацию».



4.Происхождение славян: источники и гипотезы. Первые исторические известия о славянах.
Кто такие славяне. Где первоначально жили славяне? Как они расселились на обширной территории Европы? Эти вопросы пытаются решить исследователи этногенеза славянских народов — ученые, изучающие происхождение и раннюю историю славян.
Проблемы эти между тем необычайно трудные. Здесь не всегда подходят уже привычные нам способы изучения прошлого — обращение к письменным источникам. Тогда письменности у славянских народов просто не было. Вы можете возразить: а известные всем летописи, в том числе «Повесть временных лет»?
«Повесть временных лет» — источник очень важный. Но возник он много позднее описываемых событий. Как бы ни была глубока историческая память летописца, она недостаточна. Летописец передает исторические предания, требующие серьезного осмысления. Будучи христианином, автор «Повести» стремится приобщить историю славян к древней Священной истории, включить их в семью христианских народов. После раздела земли между сыновьями легендарного Ноя Иафету достались «полунощные страны и западные» — Европа. В этих «владениях» Иафета летописец и расселяет европейские народы, в том числе и славян. При этом он поместил последних по Дунаю. Таким образом, в «Повести временных лет» прародина славян — среднее течение Дуная.
Понятно, что возникающие на основе «Повести» гипотезы нуждаются в проверке. Здесь исследователи обращаются к сообщениям древних греков и византийцев, восточных и западноевропейских авторов. Эти источники дают возможность восполнить целые страницы истории славянства. Но вот парадокс: они не приводят к единодушию. Напротив, опираясь на них, ученые выдвигают подчас противоположные гипотезы о происхождении и начальных этапах славянской истории. Парадокс этот, однако, кажущийся. Он отражает противоречивостьсамих источников, круг интересов их авторов.
Но если отрывочные и достаточно поздние по происхождению письменные источники далеко не всегда могут служить твердым основанием для выводов, нельзя ли привлечь данные археологии?
В самом деле, без выводов, сделанных в результате археологических изысканий, в настоящее время невозможно изучение дописьменной истории любого народа. Исследователи обращаются к изучению археологических культур — совокупности вещественных памятников, относящихся к одному времени и расположенных на одной территории, с явно выраженными чертами общности. Однако и здесь ученых подстерегает немало трудностей.
Во-первых, совсем не просто связать археологическую культуру с тем или иным народом. Находки археологов почти всегда «безмолвствуют», и трудно доказать, что один кувшин славянский, а другой, к примеру, балтский.
Во-вторых, археологам приходится решать совсем непростую проблему преемственности одной археологической культуры другой. Понятно, почему этот вопрос важен историкам: соблазнительно, отталкиваясь от более поздней культуры, этническая принадлежность которой не вызывает сомнений, двигаться все глубже и глубже, от одной родственной культуры к другой, и в конце концов обнаружить «первую» славянскую культуру и ее месторасположение — прародину славян. Археологи немало достигли в этом направлении: изучая орудия труда, керамику, оружие, типы захоронения, жилища и т." align="justify"> е и д"juй'рrи иным народом.
Кто такие славяне. Где а первоначально жили славяне? Как они расселились на обширной а территории Европы? Эти вопросы пытаются решить исследователи зiма этногенеза славянских народов — ученые, изучающие происхождение а и раннюю историю славян.
Проблемы эти между тем а необычайно трудные. Здесь не всегда подходят уже привычные нам а способы изучения прошлого — обращение к письменнымисточникам. Тогда а письменности у славянских народов просто не было. Вы можете а возразить: а известные всем летописи, в том числе «Повесть временных а лет»?
«Повесть временных лет» — а источник очень важный. Но возник он много позднее описываемых а событий. Как бы ни была глубока историческая память летописца, она а недостаточна. Летописец передает исторические предания, требующие а серьезного осмысления. Будучи христианином, автор «Повести» а стремится приобщить историю славян к древней Священной истории, а включить их в семью христианских народов. После раздела земли между а сыновьями легендарного Ноя Иафету достались «полунощные страны и а западные» — Европа. В этих «владениях» Иафета летописец и расселяет а европейские народы, в том числе и славян. При этом он поместил а последних по Дунаю. Таким образом, в «Повести временных лет» а прародина славян — среднее течение Дуная.
Понятно, что возникающие а на основе «Повести» гипотезы нуждаются в проверке. Здесь а исследователи обращаются к сообщениям древних греков и византийцев, а восточных и западноевропейских авторов. Эти источники дают а возможность восполнить целые страницы истории славянства. Но вот а парадокс: они не приводят к единодушию. Напротив, опираясь на них, а ученые выдвигают подчас противоположные гипотезы о происхождении и а начальных этапах славянской истории. Парадокс этот, однако, а кажущийся. Он отражает противоречивость самих источников, круг а интересов их авторов.
Но если отрывочные и а достаточно поздние по происхождению письменные источники далеко не а всегда могут служить твердым основанием для выводов, нельзя ли а привлечь данные археологии?
В самом деле, без выводов, а сделанных в результате археологических изысканий, в настоящее время а невозможно изучение дописьменной истории любого народа. а Исследователи обращаются к изучениюзiмархеологических культур — а совокупности вещественных памятников, относящихся к одному времени и а расположенных на одной территории, с явно выраженными чертами а общности. Однако и здесь ученых подстерегает немало трудностей.
Во-первых, совсем не а просто связать археологическую культуру с тем или иным народом. а Находки археологов почти всегда «безмолвствуют», и трудно доказать, а что один кувшин славянский, а другой, к примеру, балтский.
Во-вторых, археологам а приходится решать совсем непростую проблему преемственности одной а археологической культуры другой. Понятно, почему этот вопрос важен а историкам: соблазнительно, отталкиваясь от более поздней культуры, а этническая принадлежность которой не вызывает сомнений, двигаться а все глубже и глубже, от одной родственной культуры к другой, и в а конце концов обнаружить «первую» славянскую культуру и ее а месторасположение — прародину славян. Археологи немало достигли в а этом направлении: изучая орудия труда, керамику, оружие, типы а захоронения, жилища и т. д., они выработали методику, которая а позволяет проследить преемственность культур. И все же проблемы а остаются. Археологам пока так и не удается доказательно объединить а ранние археологические культуры со славянами, отделить их от других а племен. Споры продолжаются.
Славянский язык а относится к зiминдоевропейской языковой семье. Сформировавшись а около V—IVа тыс. до н. а э., эта языковая группа в а IV—IIIа тыс. до н. а э. переживала время распада, связанного с расселением а индоевропейских племен. Расселение это пришлось на время неолита — а нового каменного века. Изобретения и усовершенствования, сделанные в а эту эпоху, существенно повлияли на жизнь родов и племен. Не случайно а историки говорят о неолитической революции, то есть о а переходе человека от охоты и собирательства к производящему а хозяйству —земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали а более независимыми от природы, мобильными. В поисках новых мест а обитания они покидали свою прародину и расходились по территории а Азии и Европы.
Прямым следствием освоения а новых земель стало обособление племен, в том числе и языковое. а Исследователи, благодаря прежде всего исторической лингвистике, а установили, что, во-первых, отмежевание праславянских племен от а родственных им соседних индоевропейских произошло в начале — а середине II а тыс. до н. э. Во-вторых, славяне жили в зоне лесов и а лесостепей, вдали от моря и высоких гор. Наконец, в-третьих, а соседями славян были германцы, кельты, иллирийцы, иранцы и балты. С а последними славяне были настолько близки, что многие историки а говорят о балто-славянской культурно-языковой общности.
Именно этим можно объяснить трудности с этническим определением археологических культур, относящихся к этому времени. До сих пор не удалось с а достаточной убедительностью установить, какие именно из известных а археологических культур II—I тыс. до н. э. можно связать непосредственно со славянами и одновременно а отделить от поселений бал тов. Обособление произошло лишь в середине I а тыс. до н. э.
В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и а древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германцы, французы, итальянцы) и а славянской групп.
Но где в таком случае а обитали племена, говорившие на балто-славянских диалектах?
Имеющиеся данные позволяют а твердо говорить, что во II— I а тыс. до н. э. поселения этих племен охватили обширную территорию южного побережья Балтики, Центральной и Восточной Европы. а Ясно, что в границах именно этого пространства следует искать а прародину собственно славян.
Большинство историковограничивают ее территорией распространения так называемой тшинецкой культуры. Границы сужаются: с юга и запада славянские поселения а ограничивают европейские горы (Карпаты, Судеты) и реки Висла — Одер, а на севере они приближаются к балтам, жившим на южном побережье а Балтийского моря, на востоке подходят к Припяти и верховьям Днестра.
Особенности ранней истории славян. Славянские племена довольно поздно появились на исторической арене. Это нашло свое отражение на особенностях их а расселения. Благоприятные для земледелия районы Западной и Центральной Европы были заняты романскими племенами. На территории Южной Европы формировались первые государственные образования. а Славяне расселяются в местах, более им доступных — в Центральной и а Восточной Европе. Эти регионы были не так пригодны для земледелия в сравнении с Южной Европой. Хозяйственная деятельность, особенно в Восточной Европе, сопряжена с большими трудовыми затратами. Сама а природа как бы цементировала родовые отношения, побуждая к коллективному бытию, основанному на естественных кровно-родственных связях. Все это не могло не сказаться на темпах исторического развития. Круг замыкался: природно-географические факторы замедляли этническое обособление и развитие — замедленные темпы развития определяли пути миграции славянских племен, оттесненных от центров цивилизации. Настоящий прорыв здесь — распространение железных орудий труда, более эффективных для земледелия в лесостепных и а лесных регионах.
Территории, занятые а предками славян, были открыты для вторжений. Уже в а VI—IVа вв. до н. э. какая-то часть праславянских племен оказалась втянута в сферу влияния скифов. Скифское владычество сменилось набегами сарматов. Все это не проходит бесследно: каждое нашествие вызывало переселение а народов, в том числе славянских.
Начиная с IV в. н. э. готы, а гунны, аварыволнами прокатываются по Европе. Славянские племена и а на этот раз не остались в стороне от этнических и политических катаклизмов Великого переселения народов. Вместе с другими народами славяне на завершающих этапах великого переселения двинулись на Балканский полуостров.
Географическая «открытость» восточнославянского мира, на который обрушивались удары а кочевых народов, резко отличных по своему быту, культуре, этнической принадлежности, отразится на всей истории. Эта постоянная угроза придаст славянской истории свои неповторимые черты, способность и привычку жертвовать многим ради сохранения самобытности.
Первые известия о славянах. Первые известия о племенах, которые относятся к славянам, донесли до нас античные и византийские авторы. Геродот, рассказывая о скифах, пишет о скифах-пахарях, оказавшихся под владычеством скифских вождей. Некоторые историки склонны видеть в скифах-пахарях предков славян — ведь сами скифы, в отличие от славян, не занимались земледелием. К тому же скифы-пахари жили там, где позднее поселились восточнославянские племена — в бассейне Днепра.
Древние авторы сообщают о венедах, живших на севере Центральной Европы, от Балтийского побережья до Карпат, и антах. Большинство исследователей считают, что под этими названиями скрываются славянские племена.
Впрочем, и здесь далеко не а все ясно. Есть свидетельства, что под венедами имелись в виду кельтские или германские племена. Термин «анты» тоже «небезупречен». Он переводится как «народ, живущий на краю света». Под таким названием могли скрываться самые разные племена, объединенные главным признаком — они были отдалены и малоизвестны в Европе и Византии. И все же бесспорно, что середина I тыс. н. э. в истории славянства была временем переломным. Славянские племена осознали себя как этническое целое. Соответственно строилось поведение, формировалосьсознание. Именно поэтому и древние авторы стали писать о славянах как о самостоятельной этнической группе. Такими предстают они в описаниях историка Иордана, жившего в первой половине VI а в.
Признак этнического самоопределения славян — интенсивное формирование общеславянского языка, того самого, про который «Повесть временных лет» скажет: «Род един и язык един». Позднее, после создания в а IX в, Кириллом и Мефодием славянской письменности, на его основе сложится старославянский литературный язык, общий для всех славян.
Восточные славяне. Вовлеченные в миграционные потоки, славяне расселялись в разных направлениях. Освоение земель Центральной Европы, медленное, но а настойчивое движение на восток, стремительное расселение на Балканах — все это расширяло ареал распространения славян, но одновременно и отделяло их друг от друга. Огромные расстояния, уже определившиеся различия в культуре, языке, самих путях исторического развития вели к обособлению. Некогда единое славянство разделилось на три ветви: западные, южные и восточные славяне. История последних и является предметом нашего изучения — ведь это и есть ранняя история великорусского, украинского и белорусского народов.
Следует иметь в виду, что в истории редко можно столкнуться с «чистым» этносом. Восточнославянские племена изначально вошли в контакты с местным населением, издавна обитавшим в степной, лесостепной и лесной зонах Восточной Европы. Не совсем ясно, как складывались отношения между пришлыми и местными народами. По-видимому, обширные и малонаселенные пространства позволяли племенам избегать кровопролитных столкновений. Численно преобладавшие земледельческие славянские племена постепенно стали ассимилировать разноплеменное старое население — финно-угорские и иранские племена. Географическая открытость, таким образом, дополнялась своеобразнойэтнической открытостью, столь характерной а для всей последующей истории. Стоит ли удивляться, что эта ассимиляция отразилась на внешнем виде славян, о чем убедительно свидетельствовали антропологические исследования и реконструкции.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)