АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вредные вещеста свойства классификация по токсичности

Читайте также:
  1. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  2. IX.4. Классификация наук
  3. MxA классификация
  4. V2: Электрические и магнитные свойства вещества
  5. Аденовирусная инфекция. Этиология, патогенез, классификация, клиника фарингоконъюнктивальной лихорадки. Диагностика, лечение.
  6. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  7. Акустические свойства голоса
  8. Акустические свойства строительных материалов
  9. Алгебраические свойства векторного произведения
  10. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА
  11. Аллювиальные отложения и их свойства
  12. Аналитические методы при принятии УР, основные аналитические процедуры, признаки классификации методов анализа, классификация по функциональному признаку.

Понятия «вредное вещество» и «токсикант» – ключевые в экотоксикологии.

Вредное вещество – это инородный нехарактерный для природных экосистем ингредиент, оказывающий отрицательное влияние на них и живые организмы, обитающие в этих экосистемах.

Токсиканты – вещества или соединения, способные оказывать ядовитое действие на живые организмы. В зависимости от характера воздействия и степени проявления токсичности, т. е. способности этих веществ оказывать вредное воздействие на живые организмы, они классифицируются на две большие группы: токсичные и потенциально токсичные. По химической природе вредные вещества, или токсиканты, бывают неорганического происхождения (кадмий, ртуть, свинец, мышьяк, никель, бор, марганец, селен, хром, цинк и др.) и органического (нитразосоединения, фенолы, амины, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, пестициды, формальдегид, бенз(а)пирен и др.). Существует классификация опасности различных химических веществ, попадающих в окружающую среду. В зависимости от степени токсикологического воздействия химические вещества подразделяют на три класса (табл. 3.5).

 

 

Наиболее приоритетными для химико-токсикологического анализа являются тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, медь, никель, кобальт, цинк), обладающие высокой токсичностью и миграционной способностью.

Поведение этих токсикантов в различных природных средах обусловлено специфичностью их основных биогеохимических свойств: комплексообразующей способностью, подвижностью, биохимической активностью, минеральной и органической формами распространения, склонностью к гидролизу, растворимостью, эффективностью накопления [33]. По характеру взаимодействия с различными лигандами тяжелые металлы считаются промежуточными акцепторами между жесткими и мягкими кислотами [23]. В первом случае для них характерны низкие поляризуемость и электроотрицательность, высокая степень окисления и образование ионных связей, во втором – образование преимущественно ковалентных связей.

Определенная аналогия биогеохимических свойств некоторых тяжелых металлов позволила сгруппировать эти элементы и выявить общие закономерности их токсикологического воздействия на окружающую среду (табл. 3.6).

 

 

Примечания: В– высокая, У – умеренная, Н – низкая.

 

Так, например, медь и цинк характеризуются как наибольшей химической активностью, позволяющей считать их хорошими индикаторами терригенного стока, седиментации, так и высокой эффективностью накопления в водорослях и планктоне, что определяет их особую значимость для биоты [38]. Они являются главными составляющими многих металлоферментов, участвующих в природной селекции аэробных клеток, в окислительно-восстановительных процессах тканей, иммунной реакции, стабилизации рибосом и мембран клеток [43].

Никель и кобальт – биологически активные и канцерогенные. Сравнительно малая подвижность этих элементов обусловливает их достаточно равномерное распределение в природных средах.

Геохимические особенности свинца – малая подвижность и непродолжительное время жизни в атмосфере и фазе раствора природных вод. В поверхностных водах оно составляет несколько лет, а в глубинных – до 100 лет [7].

По химическим свойствам и специфике поведения в различных природных средах кадмий имеет определенную аналогию с цинком. Высокая токсичность и растворимость этого элемента обусловлены большим сродством к SH-группам [4]. В отличие от ртути сродство кадмия к кислороду выражено менее ярко, что объясняет образование его достаточно неустойчивых металлорганических соединений и определенную инертность в окислительно-восстановительных реакциях. Кадмий склонен к активному биоконцентрированию, что приводит в довольно короткое время к его накоплению в избыточных биодоступных концентрациях. Поэтому кадмий по сравнению с другими тяжелыми металлами является наиболее сильным токсикантом почв (Cd > Ni > Си > Zn) [24].

Ртуть – самый токсичный элемент в природных экосистемах. По токсикологическим свойствам соединения ртути классифицируются на следующие группы: элементная ртуть, неорганические соединения, алкилртутные (метил- и этил-) соединения с короткой цепью и другие ртутьорганические соединения, а также комплексные соединения ртути с гумусовыми кислотами [5]. Из этих соединений ртути наиболее токсичны для человека и биоты ртутьорганические соединения. Их доля в речных водах составляет 46% от общего содержания, в донных отложениях -до 6%, в рыбах – до 80–95%. Как неорганические, так и органические соединения ртути высокорастворимы.

Степень загрязнения окружающей среды токсикантами во многом определяется их химически активными миграционными формами и механизмом миграции.

Миграция элементов – это перенос и перераспределение химических элементов в земной коре и на поверхности Земли.

Сложность биогеохимических процессов, происходящих в атмосферном воздухе, атмосферных осадках, природных водах, донных отложениях, почвах, не позволяет высказать достаточно однозначной точки зрения на соединения тяжелых металлов, определяющих их подвижные формы, и преобладание одной из них в естественных и техногенных процессах. Тем не менее анализ фундаментальных работ позволил сделать следующее заключение: в атмосферном воздухе и атмосферных осадках тяжелые металлы находятся и мигрируют в газообразной и аэрозольной формах, а также в форме органических и неорганических комплексных соединений; в природных водах – в форме свободных ионов, моноядерных гидроксокомплексов, неорганических (сульфатные, хлоридные, карбонатные) и органических (фульватные, гуматные) соединений, взвешенных и коллоидных формах; в донных отложениях – преимущественно во взвешенных формах органического происхождения; в почвах – в водорастворимых ионообменных и непрочно адсорбированных формах.

3) Понятие профессионального риска и класса профессионального риска в рамках закона от 24 июля 1198 г. №125-ФЗ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОН СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Впервые понятие «профессиональный риск» было введено в современное законодательство Российской Федерации в 1998 году Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно данного правового акта «профессиональный риск» - это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору. Одновременно в документе впервые были сформулированы правила, по которым определялся класс профессионального риска, а именно класс профессионального риска устанавливается исходя от уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившихся по видам экономической деятельности страхователей. Данная система была создана с целью определения размера страховых тарифов отчисляемых работодателем в Фонд социального страхования Российской Федерации и действует по настоящее время. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 857 «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» все предприятия по видам экономической деятельности разделены на 32 класса.

Другим Федеральным законом, в котором имеется понятие определения «профессиональный риск» является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Данное понятие введено в вышеуказанный закон в 2011 году в связи с принятием федерального закона от 18.07.2011 № 238-ФЗ. «Профессиональный риск» в Трудовом кодексе определен как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Кодексом, либо другими федеральными законами. Одновременно в нормативном акте определено, что порядок оценки уровня «профессионального риска» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, в двух федеральных законах Российской Федерации имеется практически идентичное определение понятия «профессиональный риск», однако подходы к его оценке, совершенно различны. В первом случае, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, класс профессионального риска устанавливается априори, в зависимости от отнесения к тому либо иному виду экономической деятельности. Во втором случае, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, предусматривается разработка некой системы оценки «профессионального риска».

Необходимо констатировать, что на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует общепринятая и утвержденная федеральным органом исполнительной власти методика оценки «профессионального риска».

Вместе с тем в научных кругах в течение последних лет обсуждаются три основные системы оценки и управления профессиональными рисками в России. Единым для всех систем является этапность в проведении данной работы, а именно анализ риска строится по следующим основным принципам:

· Оценка риска (выявление опасности, оценка экспозиции и характеристика риска).

· Управление риском (принятие решений и действия, направленных на обеспечение безопасности и здоровья работников).

· Информация о риске (информацию о риске доводят до работодателей, работников и других заинтересованных сторон).

Первая - концепция оценки рисков, утвержденная Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24.06.2003 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» и имеющая практическое применение в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Основоположником создания данной концепции является д.м.н., профессор, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, директор научно-исследовательского института медицины труда РАМН Н.Ф. Измеров.В качестве критериев оценки используются критерии безвредных условий труда, предусматривающие сохранение жизни и здоровья работающих. При оценке профессионального риска, согласно данной концепции, обязательному учету подлежат профессиональные заболевания и травмы. Данная методология неоспоримо дает положительные результаты при установлении связи влияния отдельных факторов производственной среды на состояние здоровья человека. На основе такой методологии выстраиваются весьма достоверные математические модели для расчета профессионального риска, учитывающие три основные составляющие: уровень фактора, длительность его воздействия, а также результативный признак, т.е. показатели состояния здоровья трудового коллектива. Однако при использовании в данном случае для оценки профессиональных рисков работников только результатов гигиенической оценки условий труда приводит к тому, что результаты оценки профессиональных рисков по степени весомости доказательств соответствуют категории подозреваемый профессиональный риск. Для того, чтобы результаты оценки профессионального риска соответствовали категории «доказанный» необходимо материалы гигиенической оценки условий труда дополнить клинико-физиологическими, лабораторными и экспериментальными данными и т.п.

Вторая - концепция идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер оперативного реагирования, применяемая международным сообществом при построении систем управления охраной труда и профессиональной безопасностью персонала. В рамках данной концепции идентификация опасностей и оценка рисков проводятся методом экспертной оценки. На рабочем месте оцениваются риск травмирования и ухудшения состояния здоровья работников. Оценка проводится компетентными лицами с учетом мнения работников. К недостаткам международных систем оценки и управления профессиональными рисками можно отнести высокую степень зависимости конечного результата оценки от экспертного мнения лиц, осуществляющих идентификацию опасностей и ранжирование рисков, а также отсутствие в методологии определения степени влияния производственных факторов на здоровье работающих.

Третья - концепция оценки и классификации условий труда на рабочих местах, применяемая на практике, в частности при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В общем виде аттестация рабочих мест, включающая гигиеническую классификацию условий труда, является в настоящий момент наиболее часто используемым инструментом ранжирования рисков от опасностей, генерируемых вредными и опасными производственными факторами. Вместе с тем в процессе аттестации однозначно классифицируются только риски от производственных факторов, т.е. проводится предварительная оценка риска и полностью отсутствуют механизмы соотнесения рисков с состоянием здоровья работника.

Таким образом, на сегодняшний день в федеральные законы однозначно и четко внесено и определено понятие «профессиональный риск». Вместе с тем, общепринятая методология оценки профессионального риска отсутствует, что делает проведение данного мероприятия не легитимным.

Одновременно система оценки профессионального риска, принятая Фондом социального страхования Российской Федерации, и применяемая с целью определения размера страховых тарифов, в настоящий момент не стимулирует работодателя улучшать условия труда, а является лишь инструментом для установления типовых страховых тарифов к однородным видам экономической деятельности.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)