|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М., 2001. С. 10–18Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. – СПб., 2012. С. 288–290. Фромм Э. Моральные проблемы наших дней // Фромм Э. Человек для самого себя. – М., 2009. С. 186–190. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. – СПб., 2007. С. 192–194. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – М.: «Академия», 2010. С. 9–14.
Дополнительная литература Апресян Р.Г. Понятие общественной морали. Послесловие к дискуссии // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 60–69. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители: нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009. С. 4–36, 107–135, 369–375. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Минск, 2000, С. 56–84. Зильбер А.П. Деонтология, этика, этикет и закон: совпадение и противоречия // Медицинское право и этика. 2004. № 2. С. 6–8. Иодль Ф. История этики в новой философии: от античности до конца 18 столетия. – М., 2011. Коваль Т.И. Мораль как эволюционизирующее измерение духовной жизни // Вестник РФО. 2008. № 2. С. 89–92. Корсаков С.Н. Академик И.Т. Фролов и развитие биоэтики в России // Человек. 2008. № 3. С. 27–37. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Этические проблемы современной медицины. Сборник документов. Под ред. Арапова А.С. и Грехова А.В. – Н.Новгород, 2005. С.153–157. Рэнд А. Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике / Пер. с англ. – М., 2012. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. Учебник. – М., 2002. С. 77–98. Философия и этика: Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А. Гусейнова. – М., 2009.
Методические рекомендации 1. Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с раскрытия содержания понятия «мораль». При всей многоаспектности этого понятия следует подчеркнуть, что мораль – одна из форм общественного сознания, основными элементами которой являются представления о добре, зле, долге, чести, достоинстве и др., принципы, нормы и правила поведения, принятые в обществе. Это система оценок человеческих действий и мотивов, отношений между людьми с позиций этически должного. Специфика моральных оценок обнаруживается при их сопоставлении с эстетическими (прекрасное, безобразное) и правовыми (законное, незаконное) оценками, позволяющими выявить единство и различие этих форм человеческой духовной деятельности. Особенность морали связана с органическим сочетанием в ней всеобязывающих норм и правил со свободой выбора личностью того или иного поведения, что препятствует как моральному догматизму, так и моральному релятивизму. 2. Проблема возникновения морали до сих пор является одной из самых сложных и дискуссионных. В целом можно выделить три основные подхода к решению этого вопроса. Религиозная концепция предполагает наличие трансцендентного источника этических норм; эволюционистская – настаивает на решающей роли биологических факторов в становлении моральных регуляторов поведения; наконец, различные социологические концепции видят в морали сугубо социальный феномен. Следует не просто детально рассмотреть каждый из предлагаемых подходов, но и попытаться определить какой из них с вашей точки зрения является наиболее обоснованным. 3. Третий вопрос семинарского занятия посвящен историческим этапам и формам нравственности и морали. Анализ исторического материала (от архаических моральных представлений до этических установок современных развитых обществ) предполагает и обсуждение проблемы «этических универсалий», т.е. элементарных этических категорий, общих для всего человеческого рода на всем протяжении его истории. Существует ли неизменное универсальное ядро этики или напротив – каждая исторически определенная культура обладает собственным набором моральных стереотипов? (Последнюю позицию можно обозначить как «этический релятивизм»). Ответ на это вопрос требует серьезной и продуманной аргументации. Сравнительно-исторический анализ различных типов ценностного диспозитива (включающего в себя и морально-нравственные нормы) позволяет глубже понять особенности каждого из них, очертить границу, разделяющую и, одновременно, связывающую эти диспозитивы, определить те грани и точки перехода, в которых возможны диалог и «со-бытие» культур. 4. Роль морали может быть раскрыта по двум направлениям. Во-первых, следует обосновать ее значимость в формировании внутреннего духовного мира человека – системы его ценностей, мотивов, качеств личности. Во-вторых, обсудить возможности морали в регулировании различных сфер жизни общества, условия реализации этих возможностей. В процессе изучения данной темы предполагается освоение студентами таких общекультурных компетенций как ОК-1, ОК-2 и ОК-8.
Доклады и рефераты 1. Мораль и поведение человека. 2. Мораль и право. 3. Счастье и добродетель. 4. Проблема происхождения и сущности морали в творчестве Ф. Ницше. 5. Абсолютизм и релятивизм в современной этике.
Тема 3 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |