|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Моральные проблемы психиатрии
1. Гуманное отношение к психически больному человеку – важнейший принцип врачебной морали. 2. Специфика проявления основных принципов биоэтики в психиатрии.
Основная литература Гавайская декларация // Этические проблемы современной медицины. Сборник документов. Под ред. Арапова А.С. и Грехова А.В. – Н. Новгород, 2005. С. 47–49. Декларация об участии психиатров в исполнении смертного приговора // Там же. С. 51. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. – Екатеринбург, 2007. С. 9–14. Кодекс профессиональной этики психиатра // Этические проблемы современной медицины... С. 131–136. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании // Там же. С. 99 – 109. Принципы медицинской этики // Там же. С. 17–22. Федеральный Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.). Статья 43. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – М.: «Академия», 2010. С. 132–135.
Дополнительная литература Введение в биоэтику. Учебное пособие // Под ред. Б.Г. Юдина. – М., 1998. С. 318–336. Денисова Е.А. Этические проблемы психофармакотерапии в детской психиатрии // Пироговские чтения: материалы XVIII научной конференции студентов и молодых исследователей, 16 ноября 2012 г. – Н. Новгород: Изд-во НижГМА, 2012. С. 22–26. Замятина И.И., Оруджев Н.Я. О праве душевнобольного человека на опекунство // Биоэтика. Федеральный научно-практический журнал. 2012. № 2 (10). С. 51–54. Зильбер А.П. Этюды медицинского права и этики. – М., 2008. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М., 2004. Перехов А.Я. Об этике в психотерапии // Независимый психиатрический журнал. 2002. № 2. С. 19–20. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – М., 2010. С. 455–500. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974–1975 учебном году. – СПб., 2005. Фуко М. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973–1974 учебном году. – СПб., 2007. Фуко М. Психическая болезнь и личность / Пер. с фр. – СПб., 2010. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей. Ред. Тихоненко В.А. – М., 1996.
Методические рекомендации При ответе на первый вопрос, прежде всего, необходимо рассмотреть различные исторические типы социального определения психических нарушений. В Средние века безумие соотносилось с пространством сакрального, указывая на «иной мир». Пограничное положение и переходный статус безумца подчеркивали т.н. «корабли дураков», реально существовавшие в Европе в эпоху позднего средневековья. «Корабль дураков» соединял в себе практическую пользу (избавление города от сумасшедших) с религиозно-ритуальным заклятием (вода не только уносит безумца прочь, но и очищает его). В эпоху Нового времени секуляризованное безумие попадает в сферу государственной регламентации, смешиваясь при этом с другими формами отклонений от рационального порядка – нищенством, бродяжничеством, преступностью. И только в конце XVIII века усилиями Тьюка в Англии и Пинеля во Франции безумие становится медицинской проблемой. Однако медикализация душевных нарушений не освободила психически больных от дискриминации, но во многом усилила ее: абсолютное господство над больным сконцентрировалось в руках врача, обладающего и медицинской, и административной властью. Кроме того, появление психиатрии в качестве особой дисциплины позволило медикализовать любые формы отклонения от социальной нормы. По словам М. Фуко, психиатрия становится «технологией научной охраны общества», инстанцией контроля и «нормализации». Неудивительно, что в ХХ в. появляется т.н. «антипсихиатрия», проблематизировавшая само понятие «психической болезни». Французские теоретики Ж. Делез и Ф. Гваттари в работе «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения» определили шизофрению как главную революционную силу общества, а «состоявшегося шизофреника» как подлинно свободного индивида, живущего во фрагментированном «шизомире» и противостоящего всем «репрессивным формациям» – будь то семья, общество или государство. Несмотря на спорность своих теоретических положений и практических рекомендаций, «антипсихиатрия» способствовала становлению в обществе более толерантного отношения к психически больным людям. От общих проблем, связанных со статусом и сферой компетенции психиатрического знания следует перейти к детальному рассмотрению специфики проявления биоэтических принципов в психиатрии. Разобраться здесь помогут тексты документов, посвященных этому вопросу. Особое внимание в этих документах (от Гавайской декларации до Кодекса профессиональной этики психиатра) уделяется правам лиц, страдающих психическими расстройствами, и защите последних от любых форм злоупотреблений. Подводя итоги студенту важно показать свою точку зрения на проблему взаимоотношения врача и психически больного. В процессе изучения данной темы должны сформироваться такие общекультурные и профессиональные компетенции как ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-8 и ПК-1.
Доклады и рефераты 1. Патернализм и партнерство во взаимоотношениях врача-психиатра и пациента. 2. Этические проблемы судебной психиатрии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |