|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процесс христианизации Европы
Еще в конце 4в. после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населения римской империи стало христианами. Тогда же начали обращать и варваров. Вандалы, вестготы, остготы приняли новую веру в еретическом арианском варианте. В конце 5в. христианство в ортодоксальной форме принял король франков Хлодвиг. Главным образом практические соображения и политические мотивы, а не духовные стремления побуждали варваров принимать крещение. После длительной борьбы и междуусобиц в конце 6 в. из арианства в католичество перешли вестготы. Затем испанские епископы обратили в христианство языческие племена Пиринейского п-ва. Благодаря папе - лангобарды тоже включены в ортодоксальную церковь. Тогда же началось распространяться влияние Рима на отдаленные племена англов и саксов, в 8 в. были обращены племена центральной и южной Германии, фризы и материковые саксы с 9 в. началась христианизация Скандинавии, в 9 в. христианство начинает проникать в славянские земли. Здесь первенство Константинополя, а не Рима. Тогда же христианство от Рима принимали венгры, а в 10 в. - польское население В 10 в. произошло крещение Киевской Руси, которая как Болгария предпочла византийскую церковь римской. В 12 в. насильственно обращены в католичество полабские славяне, а в 13-14 вв - балтийские племена, прусы, литовцы. Христианизация Европы была долговечным и сложным процессом, сочетая миссионерскую деятельность с завоеваниями и обращениями в новую веру не только проповедью, но и силой оружия. Саксы - копьями Карла Великого, прусы и балтийцы - истребительная война. Господствующий класс приобрел мощное орудие. Протест приобретал острые формы убийства миссионеров и христианских священников (Бонифаций креститель Германии), разрушения церкви и часовни. Христианизация не затрагивала глубинные слои народного сознания - в них господствовали языческие представления и фольклорная образность, живучи оказались и языческие представления и фольклорная образность, живучи оказалась и языческие обряды.
Проводником папской политики, ее опорой было монашество. На территории Зап. Европы первые монастыри появляются в 4 в. в Италии, Галии, Испании. Образцы ближнего Востока общежительные монастыри, в которых монахи жили по несколько человек в кельях одного здания, усиленно занимались молитвами, физическим трудом, отрекались от мира. Основателем был Бенедикт Нурсийский (480-547). Самая крупная бенедиктинская обитель раннего средневековья Монтекасино, основанная в 529 г. Согласно «правилам» Бенедикта в монастыре установлена строгая субординация и дисциплина. Подчинение аббату, обязанности монахов - чтение книг и переписка, обучение детей. Монахи на западе занимались физическим трудом. Доступ в монастырь был открыт людям всех званий. Вступление в монастырь крестьян, бедняков, зависимых людей способствовало повышению их соц. статуса. В последующие века бенедиктанские монастыри распространились по всей Европе. Вместе с церковью они пришли в упадок. Во время клюнийской реформы были созданы объединения монастырей, подчиненные одному центру - монашеские ордена. Клюнийский орден насчитывал 2 тыс. монастырей, в конце 11 в. создан орден Цистерианцев - от них отделился в 12 в. орден премонстрантов, орден картезианский. Во время крестьянских походов возникли полувоенные, полумонашеские организации, духовно-рыцарские ордена госпитальеров, рыцарей храма, тевтонских рыцарей.
Византия (Восточная римская империя) оформившаяся как самостоятельное гос-во в 4 в. в результате раздела Римской империи на вост. и зап. (395) превосходила зап. по степени развития ремесла и торговли, богатству городов, уровню духовной культуры. Центр культурной и экономической жизни переместился на восток, поэтому в 324-330 император Константин I построил новую столицу империи Новый Рим - на месте Византия древней мегарской колонии на Босфоре (Константинополь). Здесь пересекшись торговые пути изЕвропы в Азию из Черного моря в Эгейское. Константинополь стал военно-стратегическим центром. Византия состояла из Балканского п-ва, Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Кипра. Крита, Родоса, Армении, Месопотамии. Жили различные народности: греки, илирийцы, фракийцы, германцы, сирийцы и др. Хлебопашество, с/х виноградство, оливководство, садоводство, скотоводство. В соц.-эконом. развитии особенности: 1.черты упадка с/х стали ощутимы здесь позднее чем в зап. империи; 2.сравнительно меньшее и значительно медленнее чем на западе развитие крупного землевладения; 3.возрастание роли свободного крестьянского землевладения и общины. Наиболее типичной фрмой общины была соседская община «митрокомия» (объединение крестьян владевших небольшими участками земли). В деревне имело место долгосрочная аренда - “эмфитевсис”. Рабов использовали мало. Распространен колонат. Византия 4-6 вв. страна городов, развивалась как центры ремесла и торговли. Развивалось горное дело, оружейное производство, ювелирное, стекольное, текстильное. Развита морская транзитная торговля, мореплавание. В ремесленном производстве широко применялся труд рабов, предоставление пекулия рабу (мастерская или лавка). Были и гос. рабы. После падения зап. римской империи Византия претендовала на Рим. Получила оформление доктрина божественного происхождения власти императора. Император (василевс) был окружен поклонением и роскошью. Хотя теоретически его власть была ограничена сенатом (синклит), гос. советом (консисторий) и димы (народом). Должен был считаться и с церковью. В гос. устройстве устойчивы традиции домината. Центральное управление в императорском дворце, делилось на ряд ведомств с высшими сановниками. Провинции подчинялись центральной власти. В армии практикуется: замена рекрутов - деньгами. Большую роль играют наемники. Наивысший расцвет в правлении Юстиниана 1 (527-565). Происходит внутренняя стабилизация гос-ва и широкие внешние завоевания. Внутренняя политика направлена на усиление централизованного гос-ва и укрепление экономики, активизация торговли и поиск новых торговых путей. Проведена реформа римского права «Свод гражданского права». Активная жизнь требовала повышать налоги. Восстание в 533 (связано с обострившейся борьбой цирковых партий Константинополя, название по цвету одежды) наибольшее значение имели венеты и прасины. Погибло 10 тыс. чел. Внешняя политика - преследование идей восстановления римской империи, в 534 разбиты вандалы в Сев. Африке. В 535 захват Сицилии. 536 овладел Римом. Восстал остготский король Тотила. Он в 546 взял Рим, Сицилию, Сардинию, но в 555 был разбит. Война с вестготами в Испании, в 5-6 вв. вторжение славян. При преемниках Юстиниана истощенная длительными войнами и разоренная непосильными налогами империя вступает в полосу упадка. В конце 6 - начале 7вв. кризис, рабовладельческий способ производства достиг наибольшей остроты. В стране растет количество заброшенных земель, разрушенные ирригационные сооружения. Растет крупное землевладение, основанное уже на эксплуатации зависимых земледельцев разных категорий. Широкое распространение получает патронат. Втягивание в зависимость ранее свободных людей вызвало обострение классовой борьбы особенно в вост. провинцияз империи, в Сирии, Палестине, Египте. В 602г. вспыхнуло восстание в армии, стоявшей на Дунае. Императором провозглашен простой центурион (сотник) Фока. В стране началась гражданская война, охватив восточные провинции - результат в 610г. Фока свергнут и казнен, а на престоле представитель фсодальной знати Ираклий (610-641). Экономический упадок, соц.-политич. кризис и гражданская война обусловили территориальные изменения империи и проникновение славян на ее земли. К сер. 7 в. славяне заселили всю территорию Балканского п-ва. В 80-х гг 7 в. возникла Болгария. На востоке Ираклий разгромил персидскую державу (627). но в 30-х гг 7 в. столкнулись с арабами и с 636-642 арабы завоевали вост. провинции (Сирию, Палестину, Египет, Верхнюю Месопатамию). Вторжение славян и народные движения способствовали дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое значение приобрели свободные сельские общины. Меняется и административное устройство гос-ва. Старые диоцены и провинции заменены новыми военно-адмннистратнвными округами - фемами. Ядро их населения - массы колонистов из славян, армян, сирийцев. Из них, а также из свободных византийских крестьян создано в 8 в. особое воинское сословие - стратиотов. За службу получали землю (освобождение от всех налогов кроме поземельного). Сгратиоты составляли главную силу фемного войска. Во главе фем стояли командиры – стратиги. Создание фемного строя означало известную децентрализацию гос. управления. Византийские города в 7-9 вв. переживали упадок. Потеря вост. провинций сказалось неблагоприятно на городской экономике. В деревне в 8 - первой половине 9 в. преобладала свободная сельская община. Ее разложение дало основу для формировання феодальных отношений. Свободная сельская община являлась верховным собственником земли. Пахотные земли, сады, внноградники находились в частном владении. Луга, выгоны, леса - в общем пользовании. Шло разложение общины извне и изнутри. В 8 – п.п. 9 в. в империи начинается борьба за землю между военной служилой фемной знатью и городской сословной аристократией, церковно-монастырским землевладением. Фемная знать посадила на трон Льва 3 Исавра (717-741), кот наносит поражение арабам. Его сын Константин 5 (741-775) воюет с болгарами, вторгается в Халифат в Сирии. Рост крупной феодальной земли и наступление феодалов на свободное крестьянство привело к обострению классовой борьбы. Народно-еретическое движение павликнан возникло в конце 7 в. в Армении - получило распространение в 8-9 вв в Малой Азии. Они требовали восстановления равенства перед богом и соц. равенства иерархии и почитания икон - нашли отклик среди народных масс. В 820 антифеодальное восстание Фомы Славянина - ядро восстания состоит из зависимого крестьянства, стратиотов и городской бедноты, рабов. Восстание Фомы испугало господствующий класс. Примирение с монашеством сопровождалось преследованием павликиан. Они ответили восстанием - центр крепость Тефрика в Малой Азнн, создали республику (крестьяне, беднота, ремесленники). В 872 разбиты, но движение не прекращалось и в 10в. распространилось на Балканы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |