|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические и физиологические особенности детей раннего возрастаПсихологические: 1. Интенсивность психического развития. За период раннего детства вес ребенка утраивается, он вырастает на 25 см. К концу раннего возраста ребенок владеет всеми основными движениями, тонкими движениями пальцев. Приобретает представления об окружающих предметах, умеет ориентироваться в форме, цвете, величине. Интенсивно развиваются внимание, мышление, память, многие виды деятельности. 2. Высокая пластичность всего организма, легкая обучаемость. 3. Влияние эмоционального состояния ребенка на его развитие. Ребенок тонко реагирует на эмоциональное состояние взрослых. 4. Тесное взаимодействие физического и психического развития. Недостаток движений сказывается на уровне умственного развития малыша; общее ослабление организма приводит к снижению умственной активности; невнимание к мелкой моторики рук приводит к замедлению развития речи; ограничение, сдерживание движений вредит общему развитию. 5. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная зрелость морфологических и функциональных систем. 6. Врожденная сенсомоторная потребность. 7. Высокая потребность в общении со взрослыми. 8. Процесс развития неравномерный, скачкообразный. Физиологические особенности высшей нервной деятельности (ВНД): 1. ВНД ребенка раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение преобладает над торможением. Тормозные процессы формируются постепенно, их целенаправленно надо развивать. 2. Легкость образования условных рефлексов, (но их трудно преобразовывать, изменять). 3. Сравнительно низкая выносливость нервной системы ребенка (очень быстро утомляется от продолжительного действия одного и того же раздражителя). 4. Недостаточная подвижность нервных процессов. 5. В поведении ребенка очень много широко развитых реакций.. 6. В виду недостаточного развития второй сигнальной системы (речи) у детей преобладающее значение имеют раздражители первой сигнальной системы (образы). Первые годы жизни имеют очень большое значение для дальнейшего развития человека. В этот период происходит развитие всех специфических для человека свойств, начало формирования личности человека. Научные труды ученых о высшей нервной деятельности (Сеченова, Павлова, Бехтерева) и психологов (Выготского, Леонтьева, Запорожца) о ведущей роли деятельности, воспитания и обучения помогли решить вопрос о начале воспитания и обучения ребенка. Врожденные особенности, уровень зрения, нервной системы имеют определенное значение для развития ребенка. Ход психического развития ребенка определяется социальными условиями его жизни. Поскольку условные рефлексы и привычки на базе безусловных рефлексов начинают формироваться с первых дней жизни ребенка под влиянием окружающих условий, то и воспитание, как целенаправленное воздействие на процесс нервно-психического развития, должно начинаться с первых дней жизни. Своевременное общее развитие в период раннего детства имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка, и отставание в развитии тяжело компенсируется в дальнейшем. Несвоевременное начало или неправильно организованное воспитание могут привести: - к замедлению темпа развития; - к недоразвитию эмоциональной сферы ребенка; - оказать отрицательное влияние на физическое развитие и здоровье ребенка; - привести к закреплению отрицательных форм поведения; - вызвать переутомление нервной системы; - вызвать госпитализм – это совокупность отрицательных воздействий, оказывающая тормозное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. (например, бывает у детей, которые воспитываются в Домах малютки).
13. Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Биологическая адаптация – перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к изменившимся условиям жизни. Социальная адаптация – способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Поступление в ДУ представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, капризными, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность в связи с отсутствием близких людей, изменение бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни, функциональная незрелость – затрудняют приспособление детского организма к новым условиям жизни. Также изменяется и социальное положение ребенка: в семье он был в центре внимания, общался в кругу немногих людей, а в ДУ он стал членом детского коллектива на равных условиях. Все это приводит к ломке стереотипов, требует адаптации. Различают следующие степени адаптации: 1. легкая адаптация: - возраст ребенка; Меры, облегчающие адаптацию.
14. Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания. Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим детской жизни — это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. Многократное повторение одних и тех же действий в течение дня, по возможности в одной и той же обстановке, в определенной последовательности, облегчает формирование условнорефлекторных связей, способствует тонкой дифференцировке. При этом любая деятельность и переход от одной деятельности к другой осуществляются без особого напряжения, с меньшей затратой энергии. Постоянный режим содействует выработке многих рефлексов «на время». Это облегчает взаимодействие различных систем организма. Особенно быстро приспосабливается к ритмичной работе вегетативная нервная система, обеспечивающая процесс обмена в организме. Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Режим помогает воспитать у дошкольников нравственные качества и привычки: детей учат быть организованными и дисциплинированными, уметь уложиться в отведенное для разных видов деятельности время. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить. Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива. Твердый режим является обязательным условием упорядоченной, четкой работы персонала группы и учреждения в целом. Он содействует лучшей организации детей. Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе. Рациональный режим строится на основе: 1) оптимального соотношения бодрствования и сна, во время которого происходит перераспределение функций между участками коры головного мозга, переработка полученной информации; 2) соотношения умственной и физической нагрузок, учета ритма пищеварения. 3) Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования. 4) Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течение суток. 5) Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще. 6) Возрастные потребности в движениях: суточное количество движений (при ходьбе, беге, прыжках и др.) составляет у 3-летних детей 10—19 тыс. шагов, у 7-летних—14—25 тыс. шагов. Требования к режиму дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями. 1. Основное требование к режиму — учет возрастных особенностей детей. В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности. 2. В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития. Детям ослабленным или перенесшим заболевание увеличивается время на сон, пребывание на воздухе; вносятся необходимые изменения и в содержание воспитательно-образовательной работы. 3. Следующее требование — постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности. 4. Неотъемлемой чертой режима является ритмичность. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании бодрствования и сна, изменении температуры тела (повышении к вечеру и понижении к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т. д. 5. При составлении режима учитывается время года. Так, в летний период увеличивается время для пребывания детей на свежем воздухе, их поднимают утром раньше, а вечером укладывают спать позже. 6. Необходимо учитывать также длительность пребывания детей в детском саду. В садах с 12—24-часовым пребыванием во второй половине дня больше времени отводится на игры, на прогулку. 7. Режим должен учитывать и время работы родителей. 15. В группах раннего возраста организуются следующие режимные процессы: прием детей, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, прием пищи, прогулка, сон, постепенный подъем. При составлении и назначении режимов дня детей раннего возраста необходимо учитывать следующее: 1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности его нервной системы. 2. Количество часов сна в сутки, продолжительность каждого дневного периода сна обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы. 3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна. При организации и проведении режимных процессов важно соблюдать определенные правила: 1. Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны совпадать с его потребностями. Это возможно, если точно выполняется режим, осуществляются наблюдения за поведением малыша с целью определения его состояния. 2. Необходимо создавать условия, которые исключат неприятные ощущения у ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. И если однажды малыш был чем-то огорчен, то он в дальнейшем будет к этому относиться негативно (плотно сжимать губы при виде ложки, хотя и хочет есть, кричать во время умывания или купания). 3. При введении новой пищи, новой процедуры (обливание) приучать ребенка к ним следует постепенно, создавая установку на действие. 4. Организуя процедуру после игры или какой-либо деятельности, малышей готовить к этому надо постепенно, используя слово, соответствующую обстановку. 5. Начинать режимный процесс следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии. Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша. 6. Осуществлять индивидуальные подходы к детям, учитывая особенности поведения и уровень развития каждого ребенка. Нельзя обращаться ко всем детям сразу с предложением есть, показывать им, как надо держать ложку и др. 7. С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а затем и ребенка взрослый сопровождает соответствующими словами. Это настраивает ребенка на предстоящее, вызывает к нему интерес. 8. Во время каждого режимного процесса необходимо привлекать детей к активному участию в посильном для них деле. Это создает положительное эмоциональное отношение к происходящему, способствует формированию навыков самообслуживания. 9. Не следует допускать, чтобы ребенок долго ждал каких-либо действий. Все процессы в дошкольном учреждении проводятся так, чтобы малышу не надо было ждать (когда другие дети будут готовы идти гулять или др.). 10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку, методики организации режимных процессов и единство методических приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию малыша. 11. Важно осуществлять принцип постепенности при организации режимных процессов в дошкольном учреждении.
16. Дошкольное детство 3- 6-7 лет (до поступления в школу)После раннего детства следующий возрастной этап - дошкольный возраст. Он также делится на несколько более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой дошкольного периодизации образованы возрастные возраста группы: младшая, средняя, старшая. Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. А так как качественной характеристикой каждого кризиса является появление новообразований, то стоит разобраться, какие же новообразования появляются у ребенка к 3 годам жизни. К этому времени, если развитие в раннем возрасте проходило нормально, а воспитание учитывало закон амплификации, ребенок вырос примерно до 90-100 см, увеличился в весе (его вес теперь может быть примерно 13-16 кг). Он стал более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди, но в 2 года он и этого не умел! Физически ребенок явно стал крепче. Конечно, теперь забота о здоровье и дальнейшем физическом развитии малыша не менее актуальна, но он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Это закономерно, так как теперь для растущего организма необходимы укрепление костной системы, мышц, ритмичное функционирование всех жизненно важных систем организма. Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6-7 лет. Физическое развитие ребенка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. (Это не означает, что физическое развитие лишено социальности.) Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П.Я.Гальперин отмечал, что «на основе поэтапной методики мы получили в 6-7 лет (и даже в 5 лет)...умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте...». Эти данные говорят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми. Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные знания, но систему знаний. И если, как отмечал Л. С. Выготский, до 3 лет ребенок учится по «собственной» программе (в том смысле, что малыш пока еще не может удерживать и воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого в обучении его), то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей, правда если они представлены в наглядно-образной форме. Мышление детей конкретно, считают ученые, если им даются конкретные, отрывочные, разрозненные знания. Но если давать знания о простейших связях и зависимостях, дошкольники не только усваивают их, но и используют в своих рассуждениях, умозаключениях. «Если человек появился на Земле, значит, его создал Бог», - глубокомысленно заявляет 5-летний ребенок. Или такие высказывания: «Мужчины рожать детей не могут. А нужны они, чтобы женщинам помогать. Например, носить тяжелые вещи», «Ну как таким маленьким сердцем можно так сильно любить свою семью?!» Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию (Н. Н. Поддьяков), к обращениям с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей чаще всего начинаются с вопросительного слова («Что, кто это?», «Как это называется?»). Подобные вопросы, конечно, возникают и позднее при встрече с каждым новым предметом, явлением, объектом (как, впрочем, бывает и у взрослого человека). Но в это время-период «что и кто» - еще нет вопросов, касающихся причинных связей и зависимостей. И лишь позже, примерно в 4-5 лет, начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом как? («Как это сделать?») и, наконец, со словом почему? («Почему солнце светит?», «Почему бабушка плачет?», «Почему вода в море соленая?» и т. п.). От тысяч почему? взрослые часто устают, но эти вопросы свидетельствуют о пытливости детского ума, о желании ребенка познавать. Если же взрослые не реагируют должным образом на его вопросы, познавательный интерес постепенно снижается и сменяется безразличием. Однако замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер. И взрослые должны очень «постараться», чтобы снизить этот интерес. К сожалению, порой им это удается! Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения. В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Правда, многое зависит от того, как эти знания усваиваются - только путем запоминания или образно, зримо, осознанно. И хотя воображение малыша значительно беднее воображения взрослого человека, для развивающейся личности это богатый «строительный» материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций. Всем известно, что дошкольники любят фантазировать, придумывать, что-то воображать. Кажется, их фантазиям нет предела! «Я не Лиза, я Пакахонтас» - заявляет девочка. Через минуту обращаешься к ней как к Пакахонтас и слышишь: «Нет, я уже не Пакахонтас, я Герта». И так постоянно. Ребенок постоянно пребывает в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает свои песни и т.п. Это очень хорошо и полезно для развития творческой личности. «Творческий ребенок, творческая личность, - пишет Н.Н.Поддьяков, - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности». Дети активно расширяют собственный запас слов и, что очень важно, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов («Что такое абажур? - Это человек, которого обожают!», «И почему она такая горючая - все горюет и горюет»!). Словотворчество, свойственное дошкольнику 4-5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала. Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения. В 3 года малыш с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится помогать старшим во всех их домашних делах: мытье посуды, уборке, стирке. Известное «Я сам!» может перерасти в желание трудиться, но может и погаснуть, и превращение не состоится. Это зависит от отношения взрослых к проявлениям у ребенка самостоятельности. Но дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест), в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно формируется готовность к обучению в школе. Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С.Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Чаще всего дружат между собой дети одного пола, но иногда можно наблюдать и случаи симпатии и дружеского расположения между мальчиками и девочками. Наряду с положительными проявлениями встречаются и недоброжелательность, иногда грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечают и такое явление, как ложь. Конечно, причины возникновения лжи различны, но чаще всего они бывают связаны с неправильным воспитанием и поведением взрослых, которым малыш подражает. Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребенку хорошую службу в более старшем возрасте. Ребенок по своей природе оптимистичен и весел. Но к 5 годам, как показывают исследования, далеко не все дети обладают оптимистическим мироощущением. А это может быть связано и с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении. С течением времени ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели. Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество детей, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен», и в нем отражается характер воспитания в первые 6-7 лет жизни. Но дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.
17. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Физическое, духовно-психическое и социальное здоровье человека – эти компоненты являются мерилом здоровья. Физическое здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме. Духовно-психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Социальное здоровье – это хорошее самочувствие человека в обществе, в коллективе, семье, реальных жизненных обстоятельствах. Т.о., здоровье – это гармония всех компонентов, его составляющих. Действительно, здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20 – 25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Заболеваемость новорожденных за последние пять лет возросла почти в 2 раза. Растет число детей, родившихся недоношенными. Начиная с 1985 года, отмечается увеличение частоты врожденных аномалий и рост детской смертности. Рождение здорового ребенка стало редкостью. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни. На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека разносторонне развитого. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Задача воспитания здорового ребенка является главной в работе любого УДО. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
23. Функции игры: социокультурная, развивающая, воспитательная, обучающая, коммуникативная, диагностическая, коррекционная, психотерапевтическая, развлекательная. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Рассмотрим эти положения. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая, ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Ребенок - существо растущее и развивающееся. Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.). Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова). В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация кх затруднительна. Так, Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.) Новая классификация детских игр, разработанная С.Л. Новоселовой, В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или, взрослого). Выделяют три класса игр: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: - сюжетно-отобразительные, - сюжетно-ролевые, - режиссерские, - театрализованные; 2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие: - дидактические, - сюжетно-дидактические, - подвижные; досуговые игры: - игры-забавы, - игры-развлечения, - интеллектуальные, - празднично-карнавальные, - театрально-постановочные; 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). 24. Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр, в которых есть мнимая или воображаемая ситуация и участники, роли, которые «исполняют» игрушки, предметы. Ребенок в этой игре проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер); 2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа. Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др. Специфика режиссёрских игр: - своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями; - сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением; - характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка; - непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий; - в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки); - характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями; - ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка - эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка. Педагогическая ценность режиссёрских игр - способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; - помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; - развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; - помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; - являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; - помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания; - дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов. Педагогические условия развития режиссерских игр. Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Во многих дошкольных учреждениях единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию, что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста.
25. Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетно-ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети, отражая в них знания, впечатления об окружающем мире, преобразуя их и воссоздавая социальные отношения между людьми. Сюжетно-ролевая игра представляет собой развитую форму игры дошкольников и признается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр. Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях: - формирование игры как деятельности; - использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива. Как вы можете объяснить выбор этих направлений? Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расшир ение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Методы руководства игрой: 1) методы прямого руководства: ролевое участие педагога в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игры и перспективы ее дальнейшего развития; 2) методы косвенного руководства: обогащение детей знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов, чтение художественной литературы; 3) метод комплексного руководства (исследован Е. В. Зворыгиной применительно к играм детей 2—3 лет жизни). Комплексное руководство игровой деятельностью включает следующие компоненты: планомерное обогащение игрового опыта детей, длительное ознакомление с окружающим миром; использование обучающих игр (игр-занятий, показов-инсценировок); проблемное общение взрослого с ребенком в процессе игры (игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заменителей, игры с воображаемыми предметами); своевременное изменение педагогом предметно-игровой среды, активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры, основанное на сотрудничестве. Чем младше дети, тем больше внимания уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Педагог, работающий в младшей группе, стимулирует и направляет игровое общение детей. Предлагая малышу ту или иную игрушку, воспитатель спрашивает, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Этому способствует напоминание, как хорошо они играли вместе утром, как им было интересно. Можно предложить объединиться двум играющим детям («Юля, ты такой вкусный обед приготовила! Пригласи Лизу с дочкой, угости их обедом»). С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Затем воспитатель беседует с детьми о предстоящей игре. Дети включаются в игру, по ходу ее уточняя содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку. В следующий раз педагог обучает дальнейшему развитию сюжетных линий, введению новых ролей. Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов. Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умением договариваться самостоятельно оно быстро исчезает. Одобрив намерение малышей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли. С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе. Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания. Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога - учить детей при сговоре на игру вспоминать что-то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем - вносить в игру. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-иному. В результате спокойнее проходит распределение ролей: появляется возможность участия в игре в новой роли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующей игре тебе дадут другую. В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. В результате в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни -командуют и постоянно на главных ролях, другие - всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка и соблюдается правило: «Кому много дано - с того много спрашивается». В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на ее оснащении.
26. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Своеобразие театрализованных игр дошкольников: - строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения; - от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями; - действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни; - передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями; - состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации. Виды театрализованных игр дошкольников: 1. Настольные театрализованные игры, куда входят: а) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков. 2. Стендовые театрализованные игры: а) стенд-книжка;. б) фланелеграф; в) теневой театр. 3. Игры-драматизации, включающие: а) пальчиковый театр; б) театр би-ба-бо; в) кукольный театр; г) игра-драматизация с шапочками на голове; д) импровизация. Тематика театрализованных игр должна быть: - содержательной и разнообразной; - обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей; - поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам; - развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности; - формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям; - побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры. Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться; П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.). Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки. Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада: в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности. Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр; б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе; в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям. В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи: углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства; продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо); содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета; начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений. В старших группах возможности детей возрастают. Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом, упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой; осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.
27. Дидактические игры – относятся к играм с правилами, основная особенность которых определена названием: это обучающие игры. ДИ – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Своеобразие дидактических игр: - являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще; - выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых; - развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов; - развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли; - формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности; - воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться; - своим красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус; - способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. ДИ имеет свою структуру: 1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из учебной программы дошкольного образования 2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её. 3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях. 4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением. Существуют разные классификации дидактических игр. По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др. По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры. По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные. В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение. В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли, А.И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка, игра-беседа. Таким образом, ДИ – одно из важнейших средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
28. Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игр Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.061 сек.) |