АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология коллективного бессознательного

Читайте также:
  1. Аналитическая психология
  2. Аналитическая психология Карла Густава Юнга (1875-1961)
  3. Арт психология и ее возможности в развитии творческого потенциала личности
  4. Арт-психология в клинической психологии и психиатрии.
  5. Биологические основы развития и возрастная психология
  6. Бихевиоризм и военная психология
  7. В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений.
  8. В. Н. Мясищев и психология отношений.
  9. Взаимоотношения и психология женщины.
  10. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
  11. Воеводина Н. А. Социология и психология управления: Учебное пособие.- 2-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2011.
  12. Военная психология и глубинные теории

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) родился в Кессвиле, Швейцария в семье священника. В 1900 г. получил степень доктора медицины в Базельском университете. Интерес к душевной жизни больных шизофренией привел его к знакомству с работами З.Фрейда. Они встретились в Вене в 1907 г. Юнг был встречен как “старший сын” и “кронпринц” психоанализа. В 1910 г. он избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 г. два крупнейших психоаналитика разорвали отношения по классическому эдипову сценарию. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Больше Юнг и Фрейд ни разу не встречались.

Сознание. Структура сознания. Сознание есть первый психический факт, с которым сталкивается исследователь – психолог. Сознанию присущи дискретность (люди периодически выходят из состояния сознания, например, засыпая) и узость (оно оперирует лишь некоторой частью воспринимаемой информации).

Сознание невозможно представить себе без связи с Эго. Эго – это сложное образование, которое конституируется, во-первых, осознанием собственного тела, собственного существования, и, во-вторых, данными памяти, последовательностью воспоминаний о своем прошлом. Эго – это единица в центре сознания, конгломерат/комплекс психических фактов. Этот комплекс обладает способностью притягивать то, что содержится в бессознательном; он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с Эго, становятся фактами сознания (если нет соприкосновения реального факта/события с Эго, то его нельзя считать сознательным).

Характеризуя Эго, Юнг выделял такое понятие, как Эго-направленность. Она может быть определена как ориентация личности или жизненная установка, фокус внимания, направленный вовне или вовнутрь, на факты окружающего мира или на события внутреннего мира. Эти направленности получили названия экстраверсия и интроверсия. Они сосуществуют в человеке обе одновременно, но одна становится доминирующей, а другая – вспомогательной. Доминирующая функция становится рациональной (тесно связанной с деятельностью сознания, доступной сознательному анализу), тогда как вспомогательная – иррациональной (недоступной сознанию).

В сознании Юнг выделяет несколько функций. Благодаря им сознание может быть ориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Эктопсихика – соотношение между содержанием сознания и данными, поступающими извне. Эндопсихика – соотношение между содержанием сознания и бессознательными процессами. К эктопсихическим функциям принадлежат ощущение, мышление, чувство и интуиция. Отметим, что Юнг вкладывал собственное оригинальное содержание этим терминам. Ощущение – это передача фактов, доступных органам чувств; мышление – знание того, чем является вещь и ее связей с другими вещами; чувство – рассмотрение/обретение/осознание ценности предмета или явления; интуиция – ощущение происходящего, несводимое к рациональному знанию.

Пару функций “мышление – чувство” Юнг называет рациональной парой, другую пару функций “ощущение – интуиция” - иррациональной парой. В центре находится Эго с присущей ему энергией (энергия воли). Воля направлена преимущественно на какую-то одну из четырех функций сознания; такая функция легко доступна сознательному анализу и волевому контролю, более развита и дифференцирована и преимущественно используется индивидом для разработки стратегий поведения. Юнг называет такую функцию приоритетной (ведущей) функцией сознания, а противоположную ей функцию – подчиненной. Юнг считает, что мы являемся цивилизованными людьми в своей ведущей функции; в своей подчиненной функции мы остаемся первобытными людьми.

Подчиненная функция соответствует архаичной части нашей личности, это “открытая дверь”, через которую из подсознания может проникнуть что угодно. Подчиненная функция часто представляет для человека проблему, она находится вне сферы волевого контроля и поэтому действует как бы “сама по себе”; например, человека, чья ведущая функция – интуиция, могут регулярно вводить в заблуждение и повергать в изумление его собственные ощущения, у человека, живущего чувствами, эмоциями, мышление выходит из-под волевого контроля, не он контролирует мышление, а мышление ведет его своими прихотливыми путями. С другой стороны, интеграция подчиненной функции в Эго может дать личности эмоциональный потенциал для дальнейшего роста и изменения.

Ведущая функция принадлежит к одной из пар рациональных или иррациональных функций. Но человек не бывает только рациональным или только иррациональным – каждый из нас использует вспомогательную функцию из другой пары, чем та, к которой принадлежит ведущая.

Данная структура эктопсихики дала Юнгу возможность построения оригинальной теории психологических типов. С помощью двух позиций – экстраверсии – интроверсии и высшей и дополнительной функции можно получить список из 16 основных типов, например, интуитивно-чувствующий интроверт, мыслительно-сенсорный экстраверт и т.п. Эта типология иллюстрирует работу сознания на практике, а также объясняет, почему сознание “работает по-разному” у разных людей.

Эндопсихические функции – память (связывает Эго с тем, что приходит из сознания), субъективные компоненты сознательных функций (реакция/компонент реакции на человека, вещь или ситуацию, обусловленная опытом), эмоции и аффекты (состояния, при которых человеком овладевает то, что у него внутри), инвазии (“вторжения” бессознательного в сознательную деятельность).

Индивидуальное бессознательное. Комплексы. Эндопсихические функции позволяют личности соприкоснуться с “темной стороной души” – бессознательным. Юнг разделяет бессознательное на индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное бессознательное, согласно Юнгу, состоит из продуктов инстинктивных процессов, конституирующих личность, забытых или вытесненных фактов, а также информации творческого характера (аналогично понятию бессознательного у Фрейда). Но! Юнг предположил, что материал, находящийся в личном бессознательном не является однородной “смесью” забытых или вытесненных фактов душевной жизни личности; он организован определенным образом. Психические факты, составляющие личное бессознательное, организованы в комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг различных значимых тем, могут оказать значительное влияние на поведение личности.

Юнг считает, что нет принципиальной разницы между фрагментарной личностью и комплексом: “комплексы – это отколовшиеся души”. Он идет дальше: “комплексы ведут себя как независимые существа”, иногда они даже принимают личностный характер Эго. Личность также может бессознательно идентифицироваться с комплексом (например, с комплексом “хорошей матери”); тогда она ведет себя как “хорошая мать”, либо ощущает на себе влияние “хорошей матери” и связанную с этим подавленность.

Но если между Эго и комплексом нет принципиальной разницы, то не может ли комплекс каким-либо образом занять место Эго? – Юнг отвечает, что может. При определенных условиях комплексы могут “оттягивать” на себя сознание – тогда возникает явление “потери души”, “множественной личности”, “вселения демона,” которого так боялись наши нецивилизованные предки. Согласно Юнгу, человек попадает во власть не демона, но собственного доселе неосознаваемого комплекса, который вытесняет привычное “Я” и становится на его место. Так юнгианскую концепцию “планетарной” личности можно рассматривать как объяснение примитивной демонологии.

В целом, комплекс нельзя рассматривать как нечто патологическое явление. Познание собственных комплексов может обогатить потенциал личности и способствовать ее дальнейшему росту и развитию.

Для изучения содержания бессознательного Юнг предложил воспользоваться, в том числе, ассоциативным тестом. Испытуемому предлагался набор слов-стимулов, к каждому из которых он должен был предложить свою ассоциацию. В ходе тестирования измерялась скорость ответа, частота дыхания и пульса, ошибки при повторении, эмоциональные гримасы, экстра- и паралингвистические вкрапления и т.д. Оказалось, что некоторые (“ключевые”) слова вызывают явления нарушения реакции испытуемых – они либо не хотят, либо не могут дать на них обычную ассоциацию. Юнг предположил, что ключевые слова отражают “профиль проблем” человека, проблем, которые он сам не может осознать и которые, таким образом, находятся в области его личного бессознательного. Иными словами, ассоциативный тест дает исследователю возможность узнать комплексы пациента.

1. Коллективное бессознательное. Архетипы.

Коллективное бессознательное. Архетипы. Итак, на прошлой лекции мы говорили о тех новых идеях, которые внес Юнг в понимание природы сознания и индивидуального бессознательного. Однако Юнг предположил существование еще одного более глубинного слоя в структуре личности, к которому принадлежат содержания практически неизвестного происхождения. Их отличительная особенность – мифологический характер. Они как бы принадлежат слою души, свойственному не какой-либо отдельной личности, а человечеству вообще. Юнг называл данный уровень душевной жизни коллективным бессознательным и указывал, что содержание коллективного бессознательного наследуется и одинаково для всего человечества, независимо от нации, расы, пола и т.д.

Содержанием коллективного бессознательного являются архаические психические образы, содержащие, по форме и по смыслу мифологические мотивы. Это не воспоминания, образы или поведенческие модели в чистом виде, а, скорее, предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют универсальные модели в своем мышлении, восприятии, поведении.

Архетипы присутствуют в сказках, мифах, легендах и фольклоре, они – неотъемлемая часть каждой культуры. Вот некоторые из таких распространенных архетипов – мотивов: Герой, Дракон, Спаситель, Кит, проглатывающий Героя и т.д.

Юнг связывает происхождение архетипов с многомиллионолетней историей эволюции человеческого мозга. Мозг человека историчен. Его структура отражает историю своего формирования. Фундаментальная структура души/мозга имеет иерархическое устройство, общее для всех людей. Здесь заложены “отпечатки” фундаментальных переживаний, с которыми сталкивались люди на протяжении веков вместе с сопровождающими их эмоциями и аффектами, которые создают “готовность проживать жизнь согласно заложенным в психике пограничным линиям”.

Интересно соотношение понятий “архетип” и “инстинкт” в теории Юнга. В своих ранних работах Юнг рассматривает архетип как “психический аналог инстинкта”. В более поздних работах он говорит об архетипе как о промежуточном звене между инстинктом и образом. Между ними существует взаимозависимость и ни архетип, ни инстинкт не имеют отдельного или первичного существования по отношению друг к другу.

Архетипы биполярны, то есть выражают врожденную двойственность предметов и явлений. Например, архетипический образ отца может быть разделен на помогающего, поддерживающего, сильного и на подавляющего, ужасного отца. Реальный образ отца строится в результате опосредования архетипической системы реальным опытом. Если реальный опыт усиливает одну из крайностей, эволюция образа отца нарушается, и это может мешать нормальному развитию личности.

Юнг организовывал архетипы в отдельные группы; он заметил, что существует тенденция к персонализации бессознательного. Существует несколько возможностей представить архетипы в виде ряда или иерархии. Воспользуемся наиболее распространенным подходом и рассмотрим наиболее важные архетипы.

В начале системы архетипов мы видим Персону. Персона – это социальная маска или личина, которую мы надевает, чтобы обратиться к миру. Персона обозначат множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Основная задача, которую выполняет Персона – сдерживание сильных примитивных эмоциональных импульсов, необходимое для жизни в обществе. Однако как актера можно принять за его персонаж, так и Персона (Маска) может “прирасти к коже”. В случае отождествления с Персоной/обмана собственной Персоной человек “сводится” к одной единственной роли, отчуждается от истинной эмоциональной жизни.

Следующий архетип, Тень, включает в себя все то, что каждый человек боится, презирает и не может принять в себе, “темную сторону личности”. Юнг не уравнивает понятия “Тень” и “грех”: все объекты отбрасывают тени. То же самое Тень выражает и для человечества в целом, и для отдельной культуры в отдельный момент времени.

Юнг многократно подчеркивает, что тень не следует рассматривать как “плохое”. Темная сторона человека – это, в сущности, тоже его сторона. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни личности. Поэтому по мере личностного роста должна происходить интеграция тени, признание непризнанного, но человеческого. “Ассимиляция Тени дает человеку тело … животную сферу инстинктов”. Признание Тени позволяет человеку увидеть, что корень его жизненных проблем – в нем самом.

По отношению к отдельной культуре Тень включает всех тех, кто находится вне этой культуры/общественной системы (преступники, психотики, чудаки и т.д.), а также национальных врагов. Наличие таких людей можно рассматривать, как неспособность ассимилировать свою Тень. Если эта неспособность сохраняется долгое время или усиливается, тогда общественная Тень может “взорваться”, как в случае фашизма, расовых или национальных столкновений и разрушить “свою” культуру.

Далее “располагаются” два противоположных архетипа Anima и Animus, которые, по Юнгу, выражают врожденную андрогинную природу людей. Animа представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; Animus - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Animа и Animus Юнга представляют не только мужскую/женскую часть психики, но и врожденный аспект функционирования, отличающийся от сознательного, поэтому полный возможностей и потенциалов. Во сне встреча с Anim’ой или Animus’ом может интерпретироваться как представление альтернативных способов восприятия, поведения и иной системы ценностей. Например, Animus связан со сфокусированным мышлением, сознанием и уважением к фактам; Animа - с воображением, фантазией, игрой. Фигуры Anim’ы и Animus’а часто действуют как источники мудрости и информации. Главное здесь то, что это – образы общих принципов, относящихся ко всем людям, и если они не доступны человеку в данный момент, то это имеет индивидуальные, а не связанные с полом причины.

Один из удивительных выводов из этих положений – это вывод о психологической значимости фактических половых отношений. По Юнгу, это отношения обогащают психологические процессы в личности (и наоборот, внутренние процессы способствуют установлению половых отношений). Это может быть одной из причин того, что человеку нужно больше, чем просто сексуальное партнерство.

Самость – наиболее важный, наиболее глубинный, центральный архетип в теории Юнга. Она представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены другие элементы. Самость – это бессознательный прообраз Эго, Эго вначале сливается, затем – дифференцируется от Самости. Юнг дает следующее рабочее определение самости: “потенциал для интеграции личности”. Однако подобной интеграции достичь непросто, к ней можно прийти не раньше среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит полная гармония всех аспектов души, сознания и бессознательного.

Самость обладает двумя свойствами, которые выделяют ее из ряда других архетипов: 1) она функционирует как синтезатор и посредник между противоположностями в психике; 2) Самость – основной агент производства глубинных, внушающих трепет символов, которые по своей природе являются регулирующими (психику) и излечивающими (душевные болезни).

Символизм - вообще характерная черта порождаемых архетипами душевных образований. Символ – это не знак; знак обозначает нечто уже известное. Символ обозначает нечто неизвестное, “необозначаемое” напрямую, то, что невозможно выразить словами. (Вспомним здесь, что именно так характеризует природу архетипов Юнг: необъяснимые, необозначимые, неописуемые пра-формы, пра-образы.) Итак, символ “указывает на значение, которое не поддается описанию”, то есть, на архетип.

В отличие от Фрейда, Юнг оставляет за символами не защитную, а целительную функцию. Символы способствуют интеграции противоположностей в психике; их работа направлена на регуляцию психики в интересах естественного развития личности. Используя символы, наше бессознательное может пытаться “сказать” нам во сне, прежде всего, что нарушена гармония между частями души (например, между рациональным и иррациональным принципами познания, дифференцированной и недифференцированной функциями, мужской и женской частями души и т.д.). Символы могут выражать назревающее физическое расстройство (болезнь), которое еще не осознанно субъектом, но уже “замечено” бессознательным (например, сновидение о крабоящере в “Тевистокских лекциях”).


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)