АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение в проблему: основные подходы

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I Введение
  3. I ВВЕДЕНИЕ.
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  6. I. Введение.
  7. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  10. II. Основные задачи и функции
  11. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  12. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия

Сознание на сегодняшний момент является предметом изучения целого ряда наук: психологии, психиатрии, физиологии ВНД, кибернетики и др. В философии оно становится одной из центральных проблем, начиная с Нового времени, хотя его изучение началось еще в античности. Однако ни современная наука, ни философия не готовы дать однозначный ответ на вопрос о том, что такое сознание. Непроясненными остаются многие вопросы: какова природа сознания, откуда, как и почему оно возникло, какова его структура, как и в какой мере оно может отражать мир, чем оно отличается от психики животных и отличается ли вообще, можно ли его моделировать, наконец, каково значение сознания для человека и общества. Причина этой неясности в том, что сознание не существует как отдельный предмет или вещь, оно нематериально, его нельзя зафиксировать и изучить никакими приборами и реактивами. Чем же его тогда можно обнаружить и изучить? И здесь сознание показывает себя как парадоксальный объект: его можно обнаружить и изучить только им же самим. Дополнительный вклад в проблему вносят факты, свидетельствующие о том, что сознание не является статичным феноменом, оно развивается и в онто-, и в филогенезе. В силу этого между сознанием исследователя и изучаемым объектом всегда имеется пропасть, и временная, и культурная, т.е. сознание всегда «ускользает» от исследователя, оно всегда «другое».

В силу неоднозначности трактовок выделим основные подходы к изучению сознания:

1. Обыденно-сциентистский (формируется в естествознании и в обыденном сознании, им оперирует материалистическая традиция): сознание – психическая деятельность мозга, образ мира в мозгу человека. Проблемы этого подхода: как сознание могло появиться в мире, где не было сознания? Как сознание может отражать мир и в какой мере?

2. Обыденно-теологический: сознание – атрибут Бога, сознание имеет сверхприродное предназначение и тем отличает человека от других существ, делая его бесконечным.

3. Феноменологический: избегает вопросов о существовании объективного физического мира, считая сознание единственной реальностью и единственным предметом изучения для философов.

Исторические концепции.

Из того, что сознание не может быть обнаружено и изучено ничем, кроме самого сознания, необходимо следует, что эволюция человеческих представлений о сознании тесно связана с эволюцией самого сознания. Иными словами, отличия в представлениях о сознании какой-либо эпохи от современных говорят о том, что само сознание той эпохи отличалось от нашего.

В античной философии понятия «сознание» еще не было. Первые греческие философы сознательно выделили из мифологии понятие «душа» как очень важное для понимания человека. Понятие души и связь души с телом использовалось для обозначения свойств живого: ощущает, двигается, реагирует на окружающий мир. Тем самым можно говорить о том, что направленность сознания на объект была отмечена уже греками в качестве основной способности души. Кстати, уже в античности проявились две основные линии исследования сознания:

  1. «Линия Демокрита»: душа материальна, т.к. состоит из атомов, и отличается от прочих материальных вещей только тонкостью атомов. Отсюда следует идея смертности души.
  2. «Линия Платона»: душа – посредница между миром идей и миром вещей, она не является физическим объектом (идеальна). Когда душа находится в теле, она пребывает в мире вещей, когда вне тела – в мире идей, т.е. она бессмертна. Пребывая среди идей, душа созерцает их, обладая всеполнотой истины, но, попадая в тело (при рождении), все забывает и затем постепенно вспоминает снова (анамнесис).

Платон также представил структуру души, проводя аналогию с моделью идеального государства, т.е. каждая часть души соответствует определенному сословию:

    • разумная душа правители (философы)
    • волевая душа стражи, воины
    • чувствующая душа работники

Несложно заметить, что в этой структуре есть существенной отличие от современного понимания сознания, а именно отсутствие самосознания. Это характерно для всей античной философии в целом. Из этого можно сделать вывод о том, что в античности отсутствовало индивидуальное сознание, человек не был выделен из природного и социального целого.

В средневековой философии возникает и становится предметом анализа «сознание», появляется идея самосознания. Августин: «Я не видел бы предмета, если бы не чувствовал, что вижу». Само появление жанра исповеди (тот же Августин) свидетельствует о развитии индивидуального сознания, появлении рефлексии (направленности сознания на само себя). Фома Аквинский первым обратил внимание на этимологию слова «сознание»: оно образуется из сочетания частиц sin- или con-, указывающих на связь с чем-то и аналога слова «знание», т.е. сознание выражает связь чего-то с чем-то. Несложно догадаться, что средневековые философы интерпретировали эту связь как связь человека с Богом: сознание – часть Абсолюта в конкретном человеке. Однако идея «большого» и «маленького» сознания, присутствующая уже в Упанишадах, не учитывает развития, т.е. сознание полагается данным изначально. Тем не менее, по современным представлениям, сознание развивается и в филогенезе, и в онтогенезе. Видимо, именно по причине таких представлений Индия отстала в цивилизационном развитии, да и Средневековье было не самой «продвинутой» эпохой.

Основное кредо Нового времени – Cogito ergo sum Декарта. В проблематике сознания отчетливо выделяется «Я», мыслящая субстанция, наличие которой не требует подтверждения в силу своей самоочевидности и самодостаточности. Сознание можно изучать независимо от физического мира, оно является особой реальностью. Декарт и Лейбниц также приписывали сознанию свойство быть активной, деятельной силой, т.е. сознание способно не просто воспринимать мир, но и преобразовывать его (об свидетельствует происходящая в 17 в. НТР). Присутствует в Новое время и материалистическая трактовка сознания (Локк, Дидро, Гельвеций): сознание – свойство мозга. У Локка содержится идея сознания как tabula rasa («чистой доски», на которую опыт записывает впечатления и знания), никаких врожденных идей в сознании нет.

НКФ в основном продолжила декартовскую традицию, добавив ряд новых свойств. Кант указал на дуальность сознания, т.е. в нем одновременно выражено и отношение к внешней действительности, и оно само является особой действительностью. Фихте подчеркивает дифференцирующую роль сознания, т.е. разделение на Я и не-Я. Гегель выдвинул принцип историзма сознания: весь мировой процесс является ступенью самопознания абсолютной идеи. Сознание исторически в ходе человеческого развития наполняется разным содержанием, т.е. история философии по Гегелю – это история осмысления сознанием самого себя.

Из 19 – 20 в. особо обращают на себя внимание три фигуры, названные впоследствии «философами подозрения», т.е. сильно изменившие представления о сознании и во многом сформировавшие современные взгляды: Маркс, Ницше, Фрейд. Маркс вошел в историю философии слоганом «Бытие определяет сознание», что принято считать важной вехой в становлении неклассических представлений о сознании. Линия Новое время – НКФ, сформировавшая классическую рациональность, считала сознание чистым, т.е. ничем не обусловленным, но обусловливающим остальную реальность, и не обращала внимания на содержание сознания. Маркс показал, что чистое сознание невозможно, т.к. оно всегда обусловленопрактикой. В 20в. постструктурализм и постмодернизм показали обусловленность сознания властью и языковыми структурами. Иными словами, Маркс показал фактор изменения сознания, не увиденный Гегелем. Ницше принадлежит иррационалистическая трактовка сознания, отвергающая разум и показывающая его вредность для человека («больное животное»). Эта традиция получила широкое распространение не только в европейской философии, но и в русской (Достоевский). Фрейд обратил внимание содержащийся в сознании мощный слой, определяющий и само сознание, и человеческое поведение – бессознательное. Он сравнивал сознание с айсбергом, в котором видна только вершина, большая же часть остается под водой. Впоследствии Юнг и трансперсональная психология показали, что не только сознание, но и бессознательное само обладает сложной структурой.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)