|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюция представлений о материиАнтичность. Древнегреческие философы были склонны не объяснять конкретные природные явления, а старались путем поиска первоначала охватить мир в целом. В качестве такого первоначала Анаксимандр предложил апейрон (беспредельное, неопределимое, предшествующее всем стихиям и не являющееся ни одной из них), в котором впоследствии материалистами была увидена идея материи. Демокрит и Левкипп высказали идею атомов – мельчайших неделимых частиц, движение которых является причинно обусловленным (детерминизм). Индетерминистское понимание атома было высказано Эпикуром (идея случайного отклонения атома от своей траектории). Попытка систематизации античных представлений о материи была предпринята Аристотелем, в результате чего мир предстал как иерархически организованный, высшая ступень – форма, низшая – материя. Тем самым материя является пассивным началом, неспособным к самодвижению и саморазвитию, т.е. мертвой. Это согласуется с идеей Перводвигателя, или формы форм, т.е. Бога. Аналогичные построения мы находим у неоплатоников, с точки зрения которых материя является абсолютной противоположностью Единому (=Благу), т.е. злом. Средневековье, как несложно догадаться, фактически воспроизводило аристотелевское представление о материи и движении, обогащенное христианской идеей Бога – творца всего сущего. Возрождение. Дж. Бруно высказывает идею бесконечной Вселенной с бесконечным количеством миров и наделяет материю свойством одушевленности (гилозоизм), тем самым делая ее живым, активным началом, что приводит к отрицанию необходимости Перводвигателя. Галилей высказывает и обосновывает принцип инерции, что так же опровергает Аристотеля. В Новое время под влиянием становления классической механики благодаря Галилею, Декарту и Ньютону складывается механицистское понимание материи, т.е. все явления и процессы объясняются законами механики (тремя законами Ньютона). Первый – закон инерции, Второй – закон пропорциональности силы ускорению и Третий – о действии и противодействии. 18 – 19 вв. дали начало атомной теории (Лавуазье, Дальтон). Революционные открытия в физике конца 19 – начала 20 в. привели к радикальному пересмотру представлений о материи: · Открытие электромагнитного поля (Фарадей, Максвелл); · Открытие электрона (Резерфорд, Томсон); · Открытие радиоактивности (А. Беккерель) и рентгеновских лучей (принесших Рентгену первую нобелевскую премию по физике); · СТО и ОТО Эйнштейна; · Квантовая теория (Гейзенберг, Бор и др.) Электромагнитное поле стало новым видом существования материи (до этого знали только о веществе). Эйнштейн связал воедино массу и энергию (в классической физике вещество и энергия различались тем, что вещество имело массу, а энергия считалась невесомой), а также показал взаимосвязь материи, пространства, времени, скорости и тяготения. Квантовая физика обнаружила, что в мире атомов и субатомных структур многие законы классической физики не выполняются, и дала совершенно новое описание реальности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |