АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество как система. Социальная структура общества

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. I. Понятие общества.
  3. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  4. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  5. I. Суспільство як соціальна система.
  6. I. Формирование глобального инновационного общества
  7. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  8. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  9. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  10. III. «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
  11. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков
  12. VIII. Формирование и структура характера

Социальная философия отмечает, что общество является сверхсложным организмом. Носителем всех форм социальной жизни является человек. Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Традиционно, характеризуя общество, социальная философия выделяет в ней ряд основных сфер или областей своего бытия: материально-производственную, организационную, социальную и духовную сферы.

В зависимости от избранного критерия классификации в обществе можно выделить как наиболее важные следующие подсистемы:

1. Социально-классовая подсистема (сословия, классы, слои, страты и т. д.). Под сословием понимают группу людей, имеющих четко определенное социальное и юридическое положение в обществе. В современной отечественной философии главным элементом социально-классовой подсистемы считаются классы. Класс – большая группа людей, различающаяся по своему месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Для характеристики социально-классовой структуры общества применяются и другие понятия. В классах выделяют их вертикальные срезы – слои. Среди рабочих можно, например, выделить высококвалифицированный слой и чернорабочих. Социальная структура включает в себя индивидов и группы с промежуточным положением в обществе.

2. Социально-этническая подсистема (род, племя, народность, нации). Первой формой человеческой общности, пришедшей на смену человеческому стаду, был род – кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя. На смену родоплеменной организации общества пришла народность, которая образовалась в условиях раннего классового общества. Для народности характерны общая территория и язык, психологический уклад и общепринятое название. Из народности с развитием капиталистических отношений со временем сформировывались нации – многогранное социальное явление со многими признаками:

• общая территория;

• совместное ведение экономической жизни;

• специфический психологический уклад (характер нации, ее менталитет);

• единая культура;

• единая историческая судьба, отражаемая в национальном сознании.

3. Демографическая подсистема. Включает в себя половозрастную структуру населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, характеристику здоровья населения и т. д.

4. Профессионально-образовательная подсистема. Предполагает деление индивидов на работников умственного и физического труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда.

Социальная сфера по своей природе не может быть однородной, что и является законом ее существования. В современной социальной философии и социологии большое внимание социальной неоднородности было уделено Питиримом Сорокиным. Его учение, получившее название «социальная стратификация», имеет большое методологическое значение. Под стратой понимается группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе. Понятие «социальная стратификация» обозначает естественное разделение общества на слои, которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются материальные блага, власть и влияние, права и привилегии, обязанность и ответственность в обществе.

23. Основные проблемы политической философии.

Политика, прежде всего, связана с управлением и ее можно определить как одну из форм деятельности по урегулированию и управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе их совместной деятельности.

Политика как ресурс воздействия на реальность возникает ввиду учета коллизионных начал, обусловливающих интенсивные обменные процессы в разрешении жизненных антиномий: противник-соратник, друг – враг, согласие – несогласие, диссонанс – консонанс. Политика в обществе становится культурой практического разума по увязыванию групповых интересов, по разрешению групповых конфликтов. Можно сказать, что политическая деятельность имеет место там, где необходимо разрешение социальных противостояний, социальных конфликтов.

Политическая власть – определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

Макс Вебер дает такое определение власти: «Власть есть вероятность того, что одно действующее лицо в рамках социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю вопреки сопротивлению, каковы бы ни были основания такой вероятности».

Власть и господство представляют собой базовые характеристики любого человеческого сообщества. С этим феноменом мы в той или иной форме встречаемся почти во всех сферах жизни людей. Но при всем том свое наиболее адекватное выражение понятие власти находит в политической сфере. В течение многих веков мыслители, ученые и исследователи различных социально-философских и идейно-политических направлений пытались определить фундаментальную природу власти, основные ресурсы, обеспечивающие обладание властью и ее реализацию, границы, в которых могут быть использованы эти ресурсы и соответственно применение самой власти. Немаловажное значение в этих поисках занимало установление основных источников власти и факторов ее возникновения и последующей эволюции.

Проблема отношений власти и человека приобретает системное решение через идею естественного права и неотчуждаемых прав человека и концепцию гражданского общества. Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо, опираясь на версию о договорном происхождении государства, обосновывают новый тип его гражданским обществом. Идея гражданского общества вначале формулировалась как критика средневековых устоев жизни, их урегулированности государством. Человек не знал автономии и был частью общины, сословия. В гражданском обществе отношения должны быть упорядочены на основе признания неотъемлемости прав каждого человека, его свободы ими пользоваться. Суть прав выражается в триаде «жизнь, свобода, собственность». Обществу, которое построено на жесткой принадлежности каждого к какой-либо группе, противопоставляется общество, в котором никто не имеет особых привилегий, но все равны перед законом

Гражданское общество понимается как общество с развитыми экономическими, культурными, религиозными отношениями между самими индивидами, не опосредованными государством. В таком обществе свободно развиваются ассоциативная жизнь, или, как ее называют, публичная сфера, сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Достигается идентичность гражданских и профессиональных качеств человека, входящего как в то, так и в другое сообщество. Происходит обмен этими качествами; отсюда – политичность гражданского общества и гражданственность политического

. Раскрытие сложных взаимоотношений политики и морали – сложнейшая проблема философии политики. Как уже отмечалось, философия политики охватывает не только мир сущего, но и мир должного, мир политического не только в том виде, каков он есть, но и каким он должен быть. Политика представляет собой результат сознательных волевых усилий людей, ставящих перед собой определенные цели, руководствуясь при этом сложившимися нормами поведения, пониманием важнейших аспектов взаимоотношений со своей социальной средой. Политика, следовательно, не может не иметь морально-этического начала.

Политическая этика – это нормативная теория политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Она играет ключевую роль в легитимизации как политической власти вообще, так и различных форм правления.

 

24. Социальная структура общества и социальные отношения. Проблемы социальной динамики.

В соответствии с диалектно-материалистическим анализом общества источником общественного развития являются социальные противоречия (между обществом и природой, между отдельными сферами общества, между социальными группами и т.д.). Сторонники различных подходов в понимании социальной динамики отдают приоритет одному из указанных форм изменений. В индустриальном обществе на первый план выступают скрытые формы насилия, инструментами которого являются информация, интеллект различные высокоорганизованные технологии. Для разрешения социальных конфликтов появились различного рода институты, находящие механизмы согласования интересов различных социальных групп, предотвращающие конфликтные ситуации законными методами.

При исследовании социальной динамики возникает вопрос о роли народных масс и личности в историческом процессе. Основную решающую роль в истории отводили народным, трудящимся массам. Благодаря труду народных масс удовлетворяются все важнейшие потребности общества и создаются все условия для существования, развития, функционирования всех сфер общественной жизни.

История есть результат деятельности различных социальных групп: социально-этнических общностей, слоев, классов. Известно, что весь класс сразу не может находиться у власти и управлять обществом, он создает немногочисленную группу, которая готовит государственные решения, принимает их, непосредственно руководит обществом.

 

25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Жизнь человечества развёрнута во времени и в социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Философия истории – область философского знания, ориентированная на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания.

Линейная (стадиальная) модель представляет историко-культурный процесс как непрерывное поступательное, восходящее развитие человечества, которое при этом проходит определённые стадии в своём развитии. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени». Примерами линейного подхода к историческому процессу могут служить следующие модели: 1.Библейская периодизация по возрастам (Адам – Ной – Моисей - … - Иисус Христос – последующие века). 2.Периодизация А. Тюрго, А. Смита (первобытная охотничье-собирательная стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая (торгово-промышленная) стадии).3.Формационная концепция исторического процесса К. Маркса, Ф. Энгельса.

«Немецкой идеологии», основываясь на разных формах собственности. Это учение имело ряд достоинств: 1.история предстала как последовательная смена качественно различных этапов, каждый из которых имеет свои специфический законы возникновения и функционирования; 2. История предстала как совокупность революционных и эволюционных изменений; 3. История предстала как процесс прогрессивного развития общества. Недостатки формационной концепции: 1. Она упрощала исторический процесс, сводя его к простой схеме из пяти формаций; 2. Коммунизм выступает как финал мировой истории; 3. Формационное учение абсолютизировало роль экономического фактора в истории общества – труда, материального производства, техники и технологии. Человек здесь – экономический человек. Не раскрывались в полной мере вся человеческая субъективность, психология людей, их религия и мораль, традиции и обычаи.

Нелинейная (циклическая) модель исторического процесса отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Весь путь развития общества представляет собой совокупность различных по величине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Нелинейные интерпретации истории восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени).

Теории локальных цивилизаций представлены в концепциях культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, теории локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие «цивилизация» используется для обозначения устойчивого этнокультурного образования, сохраняющего свою специфику и целостность на протяжении длительного исторического промежутка времени.

Теория стадиального развития рассматривала цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии. Стадиальный характер носят теория «третьей волны» А. Тоффлера, теория постиндустриального общества Д. Бэлла.

В теории постиндустриального общества Д. Белл в истории человечества выделял три стадии: 1.Традиционная (доиндустриальная) стадия. преобладанием аграрного уклада в экономике 2.Индустриальная стадия (становление и развитие которой связано с промышленной революцией конца 18-начала 19в.). 3.Постиндустриальная стадия. (вторая половина 20 введущая роль сферы услуг, создаются интеллектуальные технологии

 

26. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.

Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения. Эти программы существуют в форме знаний, навыков, норм, идеалов, идей, верований, образцов деятельности и поведения, социальных целей, ценностей и т.д. В совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура выполняет следующие функции:

1.Информационная функция. Культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности содержат определенный объем социально значимой информации, регулирующей деятельность, поведение и общение людей.

Традиции — это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени обычаи, порядки, правила поведения.

2. Коммуникативная функция. Культура обеспечивает активный информационный обмен между всеми субъектами социальной жизни (индивидами, группами, организациями и др.) с целью формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, трансляции социального опыта

3. Аксиологическая функция. Культура генерирует и транслирует набор ценностей, норм и идеалов, выступающих основополагающими регулятивами человеческой деятельности. Ценности являются фундаментом и стержнем всякой культуры. Без определенной общепризнанной системы ценностей невозможно сосуществование коллективов людей. Она ориентирует массы людей в одном направлении, формирует общепринятые образцы и стандарты поведения — культурные нормы..

4.Социализаторская функция. Человек постоянно существует в культурной среде и является ее продуктом. Полноправным членом социума он становится только в результате усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих его на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей

Материальная культура ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных ценностей (материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования, производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства)

Духовная культура ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей. Нередко встречается отношение к духовной культуре как к какому-то необязательному добавлению к более насущным жизненным благам, поскольку она не приносит наглядной практической пользы, выгоды. Мораль – это система ценностей и норм поведения и общения людей, принятых в обществе. Мораль выполняет ценностно-ориентирующую, воспитательно-социализирующую и регулятивную функции для обеспечения сосуществования людей в социуме.

Религия – это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. С точки зрения богословско-теологического подхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом. С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражением действительности в сознании людей.

Искусство – это сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений. Искусство является одной из форм эстетического отношения человека к миру, которое изучает такая философская наука как эстетика. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.

 

27. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. В конце 19 века возникает новый раздел философии – философия техники. Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, место техники в общественном развитии, в-третьих, принимает во внимание историю развития техники.

Уже в эпоху античности можно встретить первые рассуждения о технике. Техника понималась как искусство делания вещей и как рукотворная реальность,продолжающая и копирующая природный мир. В настоящее время под техникой понимают:

1.Совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

2. Совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

3. Совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

4. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний.

В связи с бурным развитием техники и науки в начале 20 века в философии были выдвинуты ряд концепций, говорящие о решающей роли техники в развитии материальной и социальной сферы общества: например, теория постиндустриального общества Д. Белла, теория информационного общества Е. Масуда, теории «третьей волны» А. Тоффлера и т.д.

Примерно с середины 18 столетия стала формироваться промышленная цивилизация. Рождалась эпоха машинного производства, эпоха индустриализма. В 60-70-е годы 20 столетия в ряде наиболее развитых в экономическом отношении стран и регионов (США, Япония, Западная Европа) наметились принципиально новые тенденции в развитии материального производства. Они дали возможность говорить о переходе человечества в стадию так называемой постиндустриальной цивилизации. Эта цивилизация связана с созданием обширной экономики услуг, преобладанием в структуре общества слоя научно-технических специалистов, центральной ролью теоретического знания, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Сторонники концепции информационного общества стали рассматривать в качестве преобладающего информационный сектор экономики, наряду с сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Они считают, что информация и знание, а не труд или капитал, являются основой постиндустриального общества. Компьютерная революция постепенно приведет к замене традиционной печати электронными книгами, громоздких корпораций – малыми экономическими формами, создаст электронные коттеджи для работы на дому, превратив безработицу в обеспеченный досуг.

Как видим, для постиндустриального общества характерна связь технического знания с наукой, ускоряющийся научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс (НТП) – единый процесс восходящего развития науки и техники, которые являются составными частями общества.

 

28. Психология как наука. Объект, предмет и задачи современной психологии.

Психология – область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, т. е. наука о психике человека и животных. Всякий живой организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы.. Психика человека состоит из следующих трех групп психических явлений:

· психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые и др.);

· психические состояния (усталость, сон, стресс и т. д.);

· психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).

Предметом психологии, под которым понимается система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности.

В своем развитии психология прошла следующие этапы, на каждом из которых существовал свой предмет изучения:

1-й этап. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2-й этап. Психология как наука о сознании. Данный этап начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции).

3-й этап. Психология как наука о поведении. Этот этап начинается в XX в. К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть), причем мотивы, вызывающие эти поступки, не учитывались.

4-й этап (современный). Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний.

Можно выделить следующие группы методов:

· организационные методы;

· эмпирические способы добывания научных данных;

· психодиагностические методы;

· интерпретационные методы.

К организационным методам относятся следующие:

· сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению);

· лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

· комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, между физиологическим, психическим и социальным развитием личности).

Среди эмпирических методов различают следующие:

· Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

· Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

· Эксперимент (главный метод), который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми фактами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого объекта.

К психодиагностическим методам относятся следующие: · тест,· беседа,· интервью, · анкетирование.

Среди интерпретационных методов различают варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Задачи современной психологии в основном сводятся к следующему:

· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

· научиться управлять ими;

· уметь использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики;

· быть теоретической основой практики психологической службы.

 

 

29. Психика и ее происхождение. Строение нервной системы человека.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоснимок); оно сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение является активным отражением мира в связи с какой-то необходимостью, потребностями.

Психическое отражение постоянно углубляется и совершенствуется; оно обеспечивает целесообразность поведения и деятельности, носит опережающий характер, дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

Выделяют следующие подходы к пониманию того, кому присуща психика:

· антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;

· панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность присуща всей природе;

· биопсихизм (Аристотель) – психика является свойством живой природы (присуща и растениям);

· нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему, и др.

Объективным признаком возникновения психики у живых организмов служит появление чувствительности, которая возникает в ходе развития раздражимости – способности простейших живых организмов (и растений) реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ.

Психика человека, являясь качественно более высоким уровнем, чем психика животных, представляет собой внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, процессе активного отражения этого мира.

 

 

30. Психологическая подструктура личности.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств – те механизмы, при помощи которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (боль, голод и др.)

Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов (целостно) обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией. Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение громкости, равновесия и т. д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных ощущений.

Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений ЦНС при восприятии. Представления различают по видам анализаторов, которые в них задействованы. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзажа), слуховые (представление мелодии), обонятельные («ощущение» запаха эфира), осязательные (представление предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движения тела при совершении прыжка, бега) и другие представления.

Мышление – психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из

Речь – словесный (вербальный) язык в действии, процесс практического применения человеком именно словесного языка, а не какого-либо другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т. д.). Существуют следующие виды речи:

· внутренняя речь (словесная форма мышления), результатом которой являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов;

· внешняя речь (средство общения между людьми), которая бывает устной и письменной.

Устная речь – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой. Письменная речь – речь посредством письменных знаков. Устная речь, в свою очередь, делится на монологическую (речь одного человека) и диалогическую, когда в разговоре участвуют два и более человека (беседа, диспут, дискуссия).

Воображение –психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.

Различают следующие виды памяти:

· наглядно-образную память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы;

· словесно-логическую память на смысл изложения, его логику (этот вид памяти присущ только человеку);

· двигательную память на движения (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений);

· эмоциональную память на переживания (имеет большое значение для формирования личности).

Внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности определенную значимость; активная направленность психики (сознания) на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, т. е. соответствующих потребностям, воздействий и игнорировании (торможение, устранение) других несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания также является регуляция и контроль протекания деятельности.

 

31. Социализация личности. Социальные процессы, просоциальное и асоциальное поведение человека.

Социализация личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе; процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Выделяют следующие этапы социализации:

· Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается к социальной среде.

· Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения. Является промежуточной социализацией, так как мировоззрение и характер подростка все еще неустойчивы. Только к концу юношеского возраста (18–25 лет) вырабатываются устойчивые свойства личности (характер, темперамент).

· Стадия интеграции (18–25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой.

· Трудовая стадия социализации (с 18 до 55–60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

· Послетрудовая стадия социализации. Охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.

Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

Подражание – сознательное или подсознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей.

Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств людей, с которыми он взаимодействует.

Конформност ь – подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы во избежание конфликта с ней.

Социальная фасилитация – явление, согласно которому деятельность человека в окружении других людей улучшается, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам. При этом продуктивность и качество деятельности человека, который испытывает влияние социальной фасилитации, обычно оказываются выше, чем тогда, когда рядом с ним никого нет, т. е. когда он работает один.

Социальная ингибиция – социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окружающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данного человека. Социальная ингибиция проявляется, например, в том, что человек в присутствии людей, которые наблюдают за ним или взаимодействуют с ним, не полностью реализует свои возможности, не проявляет те способности, которые у него имеются.

Социальное научение – форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе. Понятие «социальное научение» и его теория были предложены американским психологом, представителем социального бихевиоризма А. Бандурой.

Социальное подкрепление – целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соответствующих людей. Социальное подкрепление включает в себя, например, одобрение, награду, повышение престижа, предоставление человеку дополнительных полномочий, благ и т. п.

Социальный контроль – способы и формы регулирования психики и поведения людей со стороны общества. Социальный контроль включает в себя правовые, экономические и моральные воздействия, оказываемые органами управления обществом на людей, которые, соответственно, соблюдают или нарушают принятые в данном обществе социальные нормы. др.

 

 

32. Психические свойства личности.

Выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности:

· «безудержный» (холерик), обладающий сильной, неуравновешенной с преобладанием возбуждения нервной системой;

· «живой» (сангвиник), имеющий сильную, уравновешенную, подвижную нервную систему;

· «спокойный» (флегматик), который характеризуется наличием сильной, уравновешенной, но инертной нервной системы;

· «слабый» (меланхолик), обладающий слабой нервной системой, в которой преобладает процесс торможения.

Холерик в общении стремится к превосходству, доминирует в беседе, в межличностных отношениях старается установить свою власть, самоуверен, гневно реагирует на критику в свой адрес, мимика выразительная и многообразная. Поведение неуравновешенное, временами агрессивное. Обладает слабым терпением. Страстно и увлеченно включается в интересную ему деятельность. Демонстрирует сильное стремление к цели. В опасных ситуациях рискует. Переоценивает свои способности и возможности. Характеризуется умеренной внушаемостью.

Сангвиник общается с людьми на равных, стремится расширить круг знакомств, инициатор общения, обладает чувством юмора, самооценка несколько завышенная, на критику реагирует спокойно, мимика разнообразная, живая, артистичная. В опасных ситуациях расчетлив. При стремлении к цели демонстрирует энергичность, желание быстрее ее достичь и при этом избежать препятствий. Внушаемость можно оценить как небольшую.

Флегматик в общении пассивен, никогда не является инициатором общения или знакомства, самооценка несколько занижена, не склонен к внешнему выражению чувств и переживаний, мимика невыразительная. Поведение как правило сдержанное и уравновешенное. Обладает большим терпением. При возникновении опасности демонстрирует хладнокровие. К цели флегматик идет медленно, но при этом проявляет упорство. Внушаемость слабая.

Меланхолик в общении находится в зависимом положении, легко попадает под власть других людей, самооценка устойчиво низкая, не уверен в себе, тяжело переносит критику в свой адрес, мимика небогатая. Поведение неуравновешенное и истеричное. В опасных ситуациях демонстрирует растерянность. Внушаемость большая.

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, называется характером. Структура характера – свойства (черты) характера, взаимосвязанные в целостную организацию. В его структуре можно выделить следующие четыре компонента:

· отношение к себе (самоуверенность, неуверенность, самолюбие и т. д.);

· отношение к делу (трудолюбие, аккуратность, пассивность и др.);

· отношение к другим людям (патриотизм, лживость, эгоизм и пр.);

· отношение к собственности.

 

33. Эмоции и психические состояния личности.

Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент в связи с конкретной ситуацией. Самыми старыми по происхождению, простейшими и наиболее распространенными формами эмоциональных переживаний являются удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, получаемое от неудовлетворения, связанного с невозможностью это сделать.

Психические состояния – целостные характеристики психической деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека (его взаимоотношения с другими людьми, обществом и т. д.). В любом из них можно выделить следующие три измерения:

· мотивационно-побудительное;

· эмоционально-оценочное;

· активационно-энергетическое.

Психические состояния классифицируются следующим образом:

· в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний (личностные и ситуативные);

· в зависимости от доминирующих компонентов (интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.);

· в зависимости от степени глубины (глубокие либо поверхностные);

· в зависимости от времени протекания (кратковременные, затяжные, длительные и т. д.);

· в зависимости от влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические, повышающие активность, и астенические);

· в зависимости от степени осознанности (более или менее осознанные);

· в зависимости от психического здоровья (норма, пограничное состояние, патология).

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными длительными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

Стресс – состояние сильного эмоционального напряжения, которое вызвано факторами (стрессорами) различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающими разрушительное влияние на здоровье человека. Различают следующие две группы стрессоров:

· физиологические (чрезвычайно большие физические перегрузки, предельно допустимые границы температуры обитания, боль);

· психологические (возрастные кризисы, информационная перегрузка, страх, обида, горе, иррациональные убеждения).

Динамика психических состояний предполагает следующие этапы:

· Врабатывание, которое характеризуется нарастанием работоспособности за счет мобилизации индивидом своих физических, психических и физиологических возможностей на начальном этапе выполнения какой-либо работы. Продолжительность такого состояния зависит от степени знакомства индивида с предстоящей работой, приобретенных ранее навыков ее выполнения, уровня работоспособности в данное время.

· Состояние оптимальной работоспособности, которое характеризуется минимальными затратами физической и психической энергии человека, чувством удовлетворенности от выполняемой работы и ее наилучшими результатами. Является состоянием, обеспечивающим наибольшую эффективность деятельности.

· Утомление, т. е. состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. · Релаксация, которая возникает в результате снятия напряжения после сильных переживаний или физических, умственных усилий. Она может быть непроизвольной (засыпание) и произвольной (аутогенные тренировки).

· Сон, связанный со снижением осознаваемой психической активности и пополнением энергии, израсходованной в период бодрствования. Такое состояние представляет собой повторяющийся 4–6 раз за ночь циклический процесс с чередующимися фазами «медленного» и «быстрого» сна. Фаза «медленного» сна включает стадию дремоты, поверхностный сон, сон умеренной глубины и глубокий сон.

 

34. Общение, его функции и структура. Средства и виды общения.

Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение – взаимодействие субъектов, осуществляемое знаковыми средствами (словами, жестами и т. п.), вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях собеседника. Общение – специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, вызванная потребностями совместной деятельности.

Коммуникативная сторона общения отражает обмен информацией (идеями, позициями, сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, намерений, интересов). Обмен информацией в ходе общения – процесс активный, учитывающий субъективную значимость информации для обоих собеседников, возможность влияния ее на поведение и состояние партнера.

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника). В процессе совместной деятельности взаимодействие людей может строиться согласно ряду стратегий (соперничества, сотрудничества, компромисса и др.). Общение успешно, когда поведение людей соответствует ожиданиям друг друга.

Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии. Идентификация – способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и близким к ней по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять вместе со всеми его мыслями и чувствами. Логической формой познания особенностей своей личности и личности другого человека является рефлексия. Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) – процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для говорящих на данном языке, что и делает общение возможным при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, субъективный смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

Интонация – эмоциональная выразительность, передаваемая при помощи голоса. Она способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Жесты как средство общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, так экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

 

35. Понятие, виды и причины конфликтов. Пути предупреждения, способы разрешения и поведения в конфликтах.

Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Социальный конфликт – открытое противоборство, столкновение двух и более участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причина конфликта – то, что непосредственно вызывает, порождает конфликт. От причины конфликта следует отличать его повод, которым является внешний толчок, обстоятельство, способное быть основанием для данного конфликта. Важным элементом конфликта являются цели, а также субъективные мотивы его участников. Они обусловлены взглядами, убеждениями, интересами личности. Стадии конфл:

1. На предконфликтной стадии наблюдается рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами, предъявление односторонних или взаимных претензий, накопление обид, рост агрессивности и т. д.

2. Стадия развития конфликта характеризуется направленностью действия на противоположную сторону с целью захвата спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей. Главной целью на этой стадии является нанесение максимального урона противнику.

3. Стадия разрешения конфликта направлена на изменение самой конфликтной ситуации либо через устранение объекта конфликта, либо через замену одного объекта другим, либо через изменение позиции одной из сторон и т. д.

4. Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новое видение существующих проблем, новую оценку своих сил и возможностей.

Социальные конфликты выполняют следующие функции:

· стабилизирующую (укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей);

· активизирующую (взаимодействия людей становятся более динамичными, что сказывается на развитии взаимоотношений);

· сигнализирующую (выявляются причины, условия неудовлетворенности существующим положением дел);

· функцию инновации (побуждает к обновлению, является часто средством творческой инициативы);

· функцию эмоциональной разрядки (открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение и др.). виды конфликтов:

· по источникам и причинам возникновения (объективные и субъективные; деловые и личностные);

· по коммуникативной направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные);

· по составу конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые).

Внутриличностный конфликт бывает следствием столкновения между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, мотивациями, влечениями субъекта (очень хочется и того, и другого, но возможно только что-то одно).

Межличностный конфликт связан с несколькими индивидами, находящимися в оппозиции друг к другу. Он является наиболее распространенным видом конфликтов. Проявляется как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также в чувственном плане. Межличностный конфликт может быть двух видов: неконструктивный и конструктивный.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивный межличностный конфликт может возникать лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки); избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление (тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами).

 

36. Педагогика как наука: предмет, задачи, структура и методы современной педагогики. История становления педагогики как самостоятельной дисциплины.

В педагогике различают две ее составляющие: педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека (народную, семейную, школьную и др.) и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.

В качестве предмета педагогики было принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни. Однако более правильной является мысль о том, что предметом педагогики является исследование развития и формирования человеческой личности в процессе обучения и воспитания, разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Объект изучения педагогики – развивающийся человек, его формирующиеся в течение всей жизни личностные качества.

Основными категориями научной педагогики являются такие термины, как «обучение», «преподавание», «учение», «образование», «воспитание» и др. Под обучением понимают активную целенаправленную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков.

Педагогика как наука – совокупность знаний о воспитании, обучении и образовании человека, обеспечивающих развитие его личности.

Различают следующие основные задачи педагогики:

· изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания;

· определение целей воспитания;

· разработка содержания воспитания;

· исследование методов воспитания.

Изучение закономерностей формирования личности осуществляется с помощью целой системы разнообразных методов, к которым относятся следующие:

· педагогические наблюдения (систематизированный сбор фактов, позволяющий выдвинуть предположения, требующие проверки с помощью других методов);

· беседа (выяснение отношения как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам);

· изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

· педагогический эксперимент;

· социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод экспертных оценок);

· методы математической статистики;

· теоретический анализ педагогических идей.

 

 

37. Сущность образования, его основные функции. Существующая и перспективная структуры системы образования в Республике Беларусь.

Образование – целенаправленный процесс обогащения личности системой знаний и соответствующих умений, качеств, способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-технической революции.

Образование выполняет следующие функции:

· сохранение и передача накопленных знаний подрастающим поколениям;

· формирование навыков общения, закрепление форм и способов поведения человека в социальной группе и обществе в целом;

· формирование и развитие личности, определение ее социального статуса;

· обеспечение взаимосвязи науки и производства.

Под системой образования следует понимать совокупность учебно-воспитательных учреждений, а также те принципы и положения, на основе которых они строят свою работу. В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об образовании» все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает следующее:

· дошкольное образование;

· общее среднее образование;

· внешкольные формы образования;

· пpофессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· подготовку научных и научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура);

· повышение квалификации и переподготовку кадров;

· самостоятельное образование граждан.

Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается следующими факторами:

· развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;

· доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования;

· бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального (среднего специального), высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования;

· непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней;

· частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения.

Выделяют следующие формы получения образования:

· без отрыва от производства;

· с отрывом от производства;

· экстернат.

Школа обеспечивает получение общего образования, т. е. общетеоретическую подготовку по основам важнейших наук о природе и обществе. За овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками в соответствующих сферах производственной и духовной деятельности отвечает профессиональное образование.

 

38. Обучение как целенаправленный процесс развития личности, его виды и формы. Принципы и методы обучения.

К задачам обучения относятся передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, с другой – формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Данные задачи соотносятся с функциями обучения (образовательной, воспитательной и развивающей).

Образовательная функция заключается в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса – всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.

К основным принципам обучения (учебной деятельности) можно отнести следующие:

· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;

· принцип научности содержания и методов учебного процесса, который отражает его взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой;

· принцип систематичности и последовательности в овладении знаниями, придающий системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требующий логического построения как содержания, так и процесса обучения;

· принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;

· принцип наглядности, который означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому;

· принцип доступности обучения, требующий учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей;

· принцип связи обучения с жизнью, который требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач;

· принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, предполагающий использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.

Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения, а до ХVIII в. являлась господствующей. Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь, религиозное или профессиональное) 10–15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения.

Классно-урочная система (основы которой были заложены Я. А. Коменским) имеет в отличие от индивидуального обучения и воспитания четкие требования к организации педагогического процесса

Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, конференции и др.). Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам). К индивидуальным формам учебного процесса относятся консультации и репетиторство. Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной формой организации учебного процесса уже на протяжении более 300 лет.

Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основными формами обучения в лекционно-семинарской системе являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.

 

 

39. Сущность воспитания, его виды и методы.

Воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом и присуще ему на всех этапах развития. Воспитание – процесс формирования у личности социальных и духовных отношений. Воспитание можно определить как одну из сторон социализации личности, приобретение им жизненного опыта. Оно нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание носит социально-детерминированный характер, т. е. оно обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.

Цель воспитания – определение тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах. Поскольку воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, то всестороннее воспитание человека включает в себя следующие составные части: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры. К ним относятся всевозможные виды научения, убеждения, внушения; социальные установки; мир жизнедеятельности воспитуемого; личный пример воспитателя; поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной и другой литературе.

Методы воспитания – это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой – способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

Методы воспитания условно можно разделить на следующие основные группы:


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.066 сек.)