АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема смысла жизни. Проблема «как жить?» - это проблема смысла жизни, которая носит не абстрактный характер, а имеет большое практическое значение

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  3. II. Проблема возникновения науки
  4. II. Проблема источника и метода познания.
  5. III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
  6. III. Проблема субстанции.
  7. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  8. V. Основы здорового образа жизни.
  9. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  10. Аксиологическая проблема
  11. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  12. Альтернативные издержки и проблема экономического выбора. Кривая производственных возможностей.

Проблема «как жить?» - это проблема смысла жизни, которая носит не абстрактный характер, а имеет большое практическое значение. Если смысла жизни нет, тогда ею и не дорожат. Подходы к определению смысла жизни в философии:

1. Сторонники натурализаторской версии природы человека считают главной ценностью саму жизнь, качество которой измеряется величинами счастья и наслаждения. По мнению критиков данного подхода, в своем крайнем варианте подобная позиция логически подводит к житейской установке «позволено все». Жизнь коротка, и надо успеть взять от нее максимум удовольствий практически любыми средствами. В более умеренных и этичных вариантах понимается, что счастье человека напрямую зависит от состояния природной и общественной среды, в силу чего его жизненной задачей становится забота не только о себе, но и о природе в целом, других людях.

2. Для верующих людей смысл человеческого существования соотнесен не с земным, а с потусторонним бытием. Земная жизнь является лишь подготовкой к настоящей жизни в вечности, поэтому земные блага особой ценности не представляют. Религиозная вера четко ориентирует людей на заботу о своей душе, нравственный образ жизни, аскетизм. Человек своей жизнью как бы сдает экзамен, дающий право на дальнейшее благополучное существование души.

3. Представители социологизаторской версии человека высшей ценностью считают социум и его прогрессивное развитие. Человек должен быть полезным членом общества, интересы общества выше интересов личности.

4. Представители экзистенциальной линии философии считают главной жизненной ценностью индивидуальное существование человека. Мир сам по себе не имеет никакого смысла, представляет собой абсурд, поэтому бесполезно искать смысл жизни вне человека. Вопрос о смысле жизни не может быть решен человеком раз и навсегда, человек обречен постоянно в каждой конкретной ситуации определять смысл своего существования, он никогда не довольствуется уже найденным и достигнутым.

Свобода и ответственность.

Фатализм – это вера в предопределенность судьбы богами или некоей высшей силой, которой подчиняются даже боги. В индийской культуре судьба зависела от неумолимого закона воздаяния – кармы, которую человек зарабатывал своей предшествующей жизнью.

В полном социальных потрясений ХХ веке большое внимание проблеме свободы уделили представители экзистенциализма. Свободу они считали сущностной чертой человека. Во внешней, предметно-вещественной жизни, человек, конечно же, не свободен, зависит от многообразных природных и социальных факторов. Человек свободен в том смысле, что может по-разному относиться к той или иной ситуации. Можно сказать, человек обречен на свободу, так как она постоянно ставит человека перед нелегкой необходимостью выбора тех или иных ценностей, идеалов и норм поведения. Причем, никаких универсальных, всеобщих и единственно правильных систем ориентиров нет. При принятии решений человек не может с уверенностью опереться на христианскую или другую мораль, все относительно, ничто не указывает, как нужно правильно действовать. Сделав выбор, человек несет за него личную ответственность и не может переложить ее на других людей или обстоятельства. Для человека «нет алиби», то есть, нет оправданий. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность и в то же время предопределяет будущее мира. Идеи экзистенциалистов носят ярко выраженный этический характер и подчеркивают тесную взаимосвязь между свободой и ответственностью личности.

В современную эпоху степень свободы человека западной цивилизации существенно возросла. Если взять такой аспект свободы как отсутствие принуждения, то в демократическом обществе человек свободен от прямого экономического и политического принуждения. Если понимать свободу как возможность самореализации, то общество предоставляет личности достаточное количество возможностей для достижения этой цели. Духовная свобода личности, как отмечают представители постмодернизма, также возрастает, что обусловлено кризисом системы ценностей в культуре. Ценности присутствуют в культуре, но распалась их иерархия, система соподчинения, и они больше не ориентируют личность в ее повседневной жизни. Отсутствие общепринятой системы ценностей дает человеку свободу выбора, которая в современных условиях жизни ему не нужна и от которой он фактически отказывается. Современному человеку вполне комфортно живется, и поэтому он с легкостью препоручает право делать выбор и принимать решения различным социальным структурам (государственным органам, СМИ, системе образования и т.д.), что отражает состояние усталости современного человека, снижение его жизненной энергии.

 

 

19. Сознание как философская проблема. Происхождение сознания. Функции, структура и свойства сознания.

Сознание - это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без рефлексии и самосознания. Поэтому считается, что сознание присуще только людям. Разумный человек-это не просто мыслящий человек, но еще и духовно развитый, т.е. верующий, нравственный, чувствующий красоту, в том числе красоту мысли. Одной из первых концепций структуры и функционирования сознания в культуре 20 в. стала предложенная З.Фрейдом 3-х слойная модель психики. З.Фрейд считал, что сознание является лишь сравнительно тонким «верхним слоем психики», возвышающимся над огромным массивом бессознательного.. Различают несколько элементов структуры сознания:1. Чувственно-эмоциональный уровень - отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, он всегда имеет индивидуальный характер. 2 рационально-логический уровень - на этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Основным инструментом познания является интеллект (ум, мышление). Продуктивность мышления зависит от генетических заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы Ум-это не просто природный дар, а результат усвоения культуры, овладение духовными ценностями. Результаты познания выражены в языковой форме. 3. Интуитивно-волевой уровень. Интуиция-это способность постижения истины путем прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства, т.е без опоры на логику и язык. Воля-это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижения. В реальном опыте сознания трудно разграничить его уровни, они функционируют как единое целостность. Функции сознания следующие: * познавательная (получение знаний о действительности).* оценочная (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей); * регулятивная (на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении). Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. Однако сознание может и мешать выживанию. Сознание-это не только великий благостный дар человеку, но и тяжелое бремя. Без него человек был бы счастливее, т.к не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять физическую или душевную боль, отключают на некоторое время сознание с помощью медикаментов, наркотиков. Двойственная роль сознания показывает, что человеческая жизнь не сводится к чисто биологическому существованию.

 

 

20. Гносеология – философское учение о познании (специфика познавательного отношения человека к миру, структура и динамика познавательного процесса).

Человек живет в мире, осуществляя с ним постоянный информационный и энергетический обмен по схеме: воздействие внешнего мира на человека- восприятие- обработка информации- ориентировка-принятие решения. Когда все ясно и понятно, тогда осуществляется обычное взаимодействие человека и действительность. Как только данная схема начинает давать сбои и не позволяет принимать ясные и привычные решения, человек начинает задаваться вопросами «Почему так происходит?», «Какие средства необходимы для устранения неопределенности?». Описанная ситуация называется познавательной. Она может возникнуть как в повседневной жизни, так и в научной практике. Эта форма деятельности- (познавательная деятельность), которая направлена на получение достоверных знаний- присуща только человеку. Возможность и успешность познания во многом определяются средствами познания, к которым относятся познавательные способности, данные человеку от природы (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение) и материально-технические средства, созданные человеком. Многообразие видов познавательных способностей, исторические и социокультурные условия существования человека, разнообразные средства и методы получения знания породили различные формы познания. Познание может быть мифологическим, религиозным, художественным, научным, обыденным и т.д. Оно может осуществляться в естественных, гуманитарных, технических науках. Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое познание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой практического познания является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный характер. К исторически первым формам человеческого познания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботится о практической выгоде и вести себя свободно принятыми игровыми нормами. Оно носит обучающий и развивающий характер, выявляет качества и возможности человека. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, спецификой которого было фактическое отражение действительности в художественной форме. В рамках мифологии вырабатывались определенные представления о природе, обществе, людях. Художественная форма познания зародилась на заре человечества, наибольшее развитие получила в искусстве. В каждом произведении искусства содержатся те или иные знания о людях, обществе, природе. Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика является источником и основой движущейся силой познания. Конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Практика человечества порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания. 2. Практика с ее насущными запросами- это одновременно и конечная цель познания. Получения человечеством знания предназначены для применения их в своей жизни- в быту, в промышленности. Если знания оказываются невостребованными на практике, их ценность может быть утрачена. 3. Практика является критерием истинности человеческого знания. Практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез, теорий. Но этот критерий не является универсальным, так как не все идеи можно проверить на практике по разным причинам.

 

21. Наука, ее социокультурный и когнитивный статус.

Наука -система соц-но организованной деят-ти людей, направленная на на произв-во новых знаний о природе, об общ-ве и мышлении и осуществляющее на основе их объективной интерпретации опережающей отраж-ие действит-ти.

Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Научные знания – это матрица науки.

Научное сообщ-во -совок-ть исслед-лей со специализ-нной и сходной науч-ой подгот-кой, единых в поним-ии цели науки и ее отнош-ия к соц-й среде.

Наука как соц институт -система обществ-х организаций и учрежд-й.

Наука как форма общественного сознания возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физ. и сформировалась особая группа людей - ученые. Предпосылки для появления науки сложились на Древнем Востоке: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе и обществе, возникли зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, сущ-ие в мысли. Тем самым античность открыла рациональность. Осн. функцией научной деятельности стала объяснительная. Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышение благосостояния общества и совершенствования производства. В 17в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации произв. процессов. Познание становится центральной проблемой фил. В 18-19 вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой и общественная полезность.

Наука возникла из практики и развивалась на ее основе, под влиянием общественных потребностей, прежде всего потребностей мат. производства. Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)