АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. НАПРАВЛЕНИЯ МИФОКРИТИКИ. НЕОМИФОЛОГИЗМ (РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

Читайте также:
  1. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  2. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  3. V. Направления деятельности Музея.
  4. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  5. Анализ зарегистрированных Web-страниц по следующим направлениям
  6. Аналитические возможности, задачи и основные направления анализа СНС
  7. Архитектура XXв. Основные направления и стили.
  8. Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.)
  9. Банківська система: сутність, принципи побудови та функції. особливості побудови банківської системи в Україн
  10. Банковская система: Положительные показатели, ответственные задачи
  11. Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
  12. Безопасность технологического оборудования: классификация, требования безопасности и основные направления обеспечения безопасности
  1. Мифологическая школа как направление в фольклористике и литературоведении 19 в. Эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей как философская основа мифологической школы. Труды братьев В. и Я. Гримм.
  2. Мифологическая школа в России (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер).
  3. Связь мифологической школы и сравнительно-исторического метода (работы Ф.И.Буслаева, А.Н. Веселовского).
  4. «Ритуальная» критика.

· Ритуализм восходит к мифообъясняющим теориям антропологов ХIХ в.: Б.Фонтенеля, Э.Тайлора, А.Ланга

· Методология антропологической школы (анимистическая теория и концепция пережитков Э.Тайлора) как методологическая база Фрейзера. Стремление объяснить художественные произведения посредством мифов и ритуалов – «Золотая ветвь» (1890). Миф как словесный эквивалент ритуала.

· Идеи Дж. Фрейзера («Золотая ветвь») и «кембриджская группа» мифокритики.

 

  1. «Архетипная» мифокритика и аналитическая психология К.Юнга.
  2. Ритуально-мифологическая школа (неомифологическая) как синтез ритуально-мифологической теории и аналитической психологии К. Г. Юнга. Приоритет ритуала над мифом; первостепенное значение ритуала в происхождении литературы, искусства, философии; требование рассматривать ритуально-мифологические модели не как источник поэтической фантазии, а как её структуру «Литературная антропология» Н. Фрая (и его утверждение абсолютного единства ритуала, мифа, архетипа и возведение к ним литературных образов и жанров).
  3. Понятия: миф, мифологема (мифема), мифопоэзия, архетип, ритуал, мономиф.

 

Индивидуальное задание:

 

1. Научная деятельность Ф.И.Буслаева.

2. В.Я.Пропп. Проблема генезиса волшебной сказки из древнего мифо-ритуального комплекса в труде В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (структура и семантика волшебной сказки в контексте погребального обряда и обряда инициации)

3. Ритуалистическая методология в труде М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса» (фольклорно-мифо-ритуальные корни литературы позднего средневековья и Ренессанса).

4. Исследование роли архаического ритуала в становлении структуры фольклорных и ранних литературных жанров в работе О.М.Фрейденберг «Поэтика сюжета и жанра».

 

 

Литература:

 

  1. Погребная Я. В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики. Учебное пособие. 2-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2011. - 177 с. URL: http://www.biblioclub.ru/83460_Aktualnye_problemy_sovremennoi_mifopoetiki_Uchebnoe_posobie.html
  2. Академические школы в русском литературоведении / Отв. ред. Н..А.Николаев. — М., 1975.
  3. Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цурганова. – М., 2004.
  4. Изучение мифологии. В кн.:Мифы народов мира:Энциклопедия. В 2-х тт. Т.1. С.16-20.
  5. Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении А. - М., 1984.
  6. Ярошенко Л.В. Неомифологизм в литературе ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002.
  7. Проппа В.Я. Исторические корни волшебной сказки. / Сост., науч. ред., текстологический коммент. И.В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 2006.
  8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
  9. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997.

 

 

Тема: ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД. СТРУКТУРАЛИЗМ. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ.

 

 

  1. Формальный метод в литературоведении. ООЯЗ. Формальная школа. Этапы истории формальной школы (Р. Якобсон, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю.Тынянов).
  2. Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра и формальный метод.
  3. Понятия формального метода: конструкция, прием, материал, система.
  4. Б.Эйхенбаум «Как сделана шинель» - как пример применения формального метода.

 

  1. Структурализм. История структурализма. (Ролан Барт, Клод Леви-Стросс, Жеррар Женетт, Цветан Тодоров).
  2. Тартусская школа. Ю.М.Лотман, Б.Успенский.
  3. Понятия: код, система, структура, элемент, отношение, уровень, оппозиция, вариант – инвариант, минус-прием.
  4. Кризис структурализма. Постструктурализм. Деконструкция. Мишель Фуко, Жак Деррида, Жиль Делез.
  5. Ж.Деррида «Структура, знак и игра в дискурсе наук о человеке».
  6. М.Фуко «Что такое автор?»

Индивидуальное задание:

  1. Ролан Барт и структурализм.
  2. Идеи Ж. Деррида как основной концептуальный источник постмодернизма.
  3. Влияние идей Мишеля Фуко на поворот литературной теории от структурализма к постструктурализму.

 

Литература:


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)