|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Андрей Рублёв. Творчество Андрея Рублева стало образцом для подражания, а в наше время Церковь причислила его к лику святых
Творчество Андрея Рублева стало образцом для подражания, а в наше время Церковь причислила его к лику святых. Нам не известны ни дата его рождения, ни точная дата смерти. Мы даже не знаем его точного имени, ибо имя Андрей он получил в зрелые годы при пострижении в монахи. Лишь дважды упоминали о нем при жизни со временники-летописцы
Над местным рядом – главный чин иконостаса – деисусный (греч. - моление). Посредине – икона "Спас в силах". Среди всех иконографии Христа это – самая торжественная, отражающая величие Бога и его господство над миром. Христос восседает на троне. Его фигуру обрамляют три сферы, вписанные одна в другую: огненный ромб – символ славы; голубовато-зеленый овал – олицетворение неба; красный четырехугольник с вогнутыми сторонами – образ Земли. На фоне овала проступают изображения ангелов, обитателей неба, а по концам четырехугольника – символы евангелистов, вещавшие славу Христу "во все концы земли". "Спас в силах" – главная икона всего иконостаса. По сторонам от нее, слева и справа, стоят обращенные к Христу фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, других святых. Над деисусным рядом находится праздничный чин, состоящий из икон, рассказывающих о жизни Богоматери и Христа: "Благовещение", "Рождество", "Крещение", "Преображение", "Распятие" и др. Четвёртый ряд — пророческий, с иконами ветхозаветных пророков, провозвестников воли божией – Исаака, Иеремии, Моисея, Аввакума и др. Они держат свитки с начертанными текстами пророчеств. В середине этого чина расположена икона "Богоматерь Знамение". В это же время появился пятый, праотеческий ряд иконостаса, т. е. галерея отцов человечества – Адама, Ноя, Авраама и др. В середине этого чина помещается икона "Новозаветная Троица" или «Отечество». Весь иконостас венчает Распятие. Иконостас несет в себе глубокий религиозный смысл. Главная его идея – посредническая молитва, заступничество святых перед лицом Христа, Царя Небесного, вершащего суд над людьми (деисусный чин). В этом отношении содержание иконостаса перекликалось с темой Страшного суда на противоположной, западной стене храма. Воплощена в иконостасе и важная для православного христианства идея соборности – собрания всех святых, противостоящих злу. Вот почему на его иконах мы видим изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви и человечества.
Уже на склоне лет Андрей Рублев совместно с Даниилом Черным расписал фресками Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Именно в качестве храмового образа этой церкви он создал свою знаменитую «Троицу». Простой бытовой сцене – трапезе трех ангелов – Андрей Рублев придал большую художественную силу. Сидящие за столом ангелы склонились над чашей. Расположение ангелов на иконе не случайно: вокруг них можно описать круг – фигуру, издревле считавшуюся олицетворением гармонии и имевшую магическое значение. Неяркие, пастельные цвета одежд ангелов – голубой, салатовый, сиреневый – воплощают гармонию, свойственную всему творчеству Рублева. Последние свои дни инок Андрей провел в Спасо-Андрониковом монастыре. Там же был он и похоронен.
Дионисий В начале XVI в. Дионисий вместе с сыновьями украсил фресками Рождественский собор Ферапонтова монастыря в Вологодской области. Храм был расписан снаружи и внутри преимущественно сценами из жизни Богоматери. Дионисий соединил оттенки розового, желтого, зеленого, фиолетового, серого цветов, но господствующим стал небесно-голубой. Прославился Дионисий не только как мастер монументальной живописи, но и как выдающийся иконописец. Одна из самых знаменитых русских икон – "Распятие" – принадлежит его кисти. Своей волшебной кистью художник трагическую сцену казни превратил в удивительное зрелище.
XVII столетие, переломное между средневековьем и новым временем, было последним веком древнерусского искусства. Иконописцы стали осваивать глубину пространства, постигать премудрости передачи, объема предметов светотенью. Многие бытовые детали, элементы пейзажа и архитектуры перестали быть отвлеченными знаками и стали вполне узнаваемыми. Интересна и другая икона Симона Ушакова – "Древо Московского государства". Это своеобразное генеалогическое дерево с чертами иконописи. В центре сложной композиции в овале – "Владимирская Богоматерь", считавшаяся покровительницей Московской Руси. Вокруг нее, на ветвях дерева, изображения церковных и государственных деятелей Москвы – митрополитов, монахов, князей, царей. Ствол дерева вырастает из Успенского собора Кремля. У его корней стоят Иван Калита и митрополит Петр. На кромке кремлевской стены изображены царь Алексей Михайлович и его жена Мария Милославская с детьми. Симон Ушаков своим творчеством завершил почти 700-летний период развития древнерусской живописи. Созданный им новый стиль живописи получил название «живоподобие».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |