|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соотношение предмета и объекта социологииПопытку разграничить объект и предмет социологии предприняли Ю.И. Рысь и В.Е. Степанов. По их мнению, «Объектом социологии являются социальная жизнь общества, структуры взаимодействия социальных субъектов, социальных институтов, общностей и т.п., имеющие социальные различия между собой. Предметом социологии можно считать закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества». [8] Однако в приведенных определениях, и в «объекте» и в «предмете» говориться, по сути, об одном и том же – о социальной сфере общества. Поэтому, на наш взгляд, попытка «разграничения» объекта и предмета не удалась. Более принципиально и качественно разграничивает объект и предмет Ж.Т. Тощенко. По его мнению, «Объектом социологии, как и всех других социальных наук, является общество». [9] Однако в ходе дальнейшего рассуждения, Тощенко уточняет, что объектом социологии является не просто общество, а гражданское общество. При этом в качестве аргумента приводится тот факт, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества. [10] По Тощенко, «предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей; условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей». [11] Можно согласиться с Г.В. Осиповым в том, что «объект представляет собой всю совокупность связей и отношений», но не только социальных. Чтобы выявить, как возникают социальные связи и отношения, необходимо брать общество целиком во всех его проявлениях: биологическом, антропологическом, психическом, географическом, физическом, философском, социологическом, космическом и др. Необходимо помнить, что отраслевые направления в социологии возникают «на стыке» социального и различных форм не социального. Объект – это некая объективная реальность независимая от познающего субъекта. В отличие от предмета он обладает полисистемной целостностью. Поэтому один и тот же объект может исследоваться различными науками. Так, общество является объектом исследования для таких наук как философия, история, политология, экономика, социальная психология, социология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте выделяет и исследует свой предмет. [12] Таким образом, объектом социологии является общество, во всей своей целостности и полисистемности. Предмет – это часть объекта (или определенное его свойство, качество, состояние и т.п.), которая является областью исследования той или иной конкретной науки. Для предмета характерна специфическая определенность, т.е. отличие его от других сфер исследования. Общество, как уже говорилось, является общим для всех общественных наук объектом. Выделение из общества-объекта тех или иных аспектов социальности: социальной сферы, социальных отношений и институтов, социальных взаимодействий, социальных фактов, состояний сознания, субъектов социальной деятельности, социальных структур и т. д. - есть не что иное, как постепенное определение (насыщение) предметного поля социологии. Есть также теория о том, что вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития цивилизации человечества, определенная степень социального общественного прогресса. Дело в том, что основной недостаток понимания общества как целостной социальной системы заключается в том, что общество выводится в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной и политической и духовной сфер. Но тут - то выпадают из поля зрения теории об обществе и прежде, самый важный, главный объект общественных отношений социальных действий и социальных процессов - человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Впрочем, история не есть что иное, как деятельность человека, реализующего свою цель. Здесь-то и кроются источники экономического признание и игнорирование личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Тут-то и важно определить общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, которые ставят целью достижение определенных, реальных результатов. Люди же всегда и постоянно ставят самые разные цели, определенные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цель, интересы являются специфической чертой деятельности человека. Целесообразная деятельность включает много различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность через внутреннее содержание имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего, в том, что люди, получив определенный результат, достигают реальных возможностей для свободной и плодотворной деятельности, корректируют на их основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Таким образом, можно сделать вывод, что объект и предмет социологии не тождественен друг другу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |