|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перегородчатая эмаль (эмаль по скани)
Выше нами были рассмотрены технические приемы создания изделий, художественная ценность которых определяется в основном красотой эмалевого покрытия. Металл в них играет вспомогательную роль — служит подложкой для хрупкого эмалевого покрытия. Перейдем к рассмотрению традиционных приемов эмалирования — технике перегородчатой эмали. Характерной особенностью перегородчатых эмалей является наличие металлических перегородок, препятствующих смешиванию эмалей при обжиге. Прежде чем перейти к описанию технических приемов, дадим определения основных понятий, которые будут применяться далее. Проволока (в эмалировании ) - это пруток круглого или квадратного поперечного сечения. Филигранная проволока — это свитый из двух круглых проволок шнурок. Филигранная проволока может быть провальцованной (прокатанной в вальцах). Перегородка - плоская проволока с прямоугольным поперечным сечением или тонкая узкая листовая полоса. Перегородки устанавливаются на подложке на ребро. Ячейка — пространство на подложке, окруженное перегородкой, которое заполняют эмалью. Выемка — углубление на подложке, которое заполняют эмалью, заподлицо с краями выемки.
На рис. 5. представлены различные виды ювелирных эмалей [1].
Рис. 5. Виды ювелирных эмалей: а—фрагмент орнамента из перегородчатой эмали; б—эмаль по сканному орнаменту: в— эмаль по филиграни; г—перегородчатая эмаль; д—средневековая перегородчатая эмаль; е—витражная эмаль; ж—соединение технических приемов выемчатой и перегородчатой эмалей; з—выемчатая эмаль Эмаль по сканному орнаменту и по филиграни. В качестве подложки используют металлический лист, а в простейшем случае плоскую пластину. Однако для этой цели можно использовать и пластичную листовую деталь или сложное изделие, изготовленное из материала, выдерживающего температуру обжига эмали. Можно использовать готовую проволоку или изготовить ее из отлитого прутка. Пруток проковывают, отжигают и затем прокатывают в вальцах. После того, как проволока достигнет нужной длины, ее протягивают через фильеры для того, чтобы она получила определенный профиль (обычно круглый или четырехугольный). В процессе протягивания проволоку подвергают промежуточным отжигам, а также отжигают в заключение для придания ей большей пластичности. Потом её отбеливают и крацуют. Особый вид представляет эмаль по филиграни. Кордовую проволоку свивают из двух тонких круглых проволок по одному из следующих способов. Рис. 6. Изготовление филигранной про- волоки: а — свивка вручную; б—с помощью станка; в—уплотнение кордовой проволоки Концы коротких отрезков проволоки сводят вместе и зажимают в тисках. Проволочную петлю просовывают через трубку, в петлю вставляют тонкий стержень. Одной рукой прижимают трубку к стержню, чтобы натянуть проволоку, а другой рукой вращают стержень до тех пор, пока проволочки не переплетутся друг с другом (рис. 6, а). Если нужно получить длинный корд, то оба конца проволок зажимают в трехкулачковый патрон небольшого станка или бормашины и вставляют стержень в проволочную петлю на другом конце. В этом случае проволоки скручивают вращением патрона и натяжением руки (рис. 6, б). Указанными способами проволоки можно свить до определенных пределов, обусловленных напряжением изгиба и напряжением при растяжении: при перегрузке скрученная проволока разрывается во время скручивания. Для того чтобы проволоки скрутить еще плотнее, применяют свободное скручивание. Скрученную проволоку отжигают и нарезают на куски длиной около 30 см. Конец заготовки зажимают в ручные тиски (рис. 6., в). Проволоку кладут на стол и, прочно удерживая за закрепленный конец, скатывают еще плотнее, проводя по ней с нажимом плоским деревянным бруском до тех пор, пока не будет достигнута нужная плотность витков. Готовая филигранная проволока должна вести себя как однородная проволока, т, е. при изгибе не должна раздваиваться. В заключение проволоку еще раз отжигают. После травления и крацовки проволока готова для дальнейшего использования. В соответствии с эскизом проволоку изгибают и напаивают на металлическую подложку. Для филигранных эмалей и эмалей по сканному рельефу проволоку необходимо обязательно напаивать. Не обязательно полностью покрывать поверхность металла ячейками из проволоки: часто красота заключается как раз в чередовании покрытых эмалью поверхностей и чистой металлической основы. Так как эмаль наносят только местами, то нет возможности, да и необходимости наносить контрэмаль. Ячейки из проволоки заполняют эмалью до краев, т. е. на полную высоту ячейки. При обжиге объем эмалевой массы заметно уменьшается, так как при плавлении эмалевых зерен исчезают промежуточные пустоты. Поскольку размягченные частицы эмали прочно удерживаются на металлических кромках, то проволока покрывается почти до высоты засыпки; уменьшение объема особенно заметно на середине ячейки. Это приводит к тому, что поверхность расплавленной и затем застывшей в ячейке эмали становится вогнутой. Для исправления такого дефекта ячейки снова наполняют эмалью и изделие обжигают. Эту операцию повторяют до тех пор, пока поверхность эмали в ячейке не станет ровной. Следует отметить, что при каждом нанесении эмали и обжиге, ячейка становится менее глубокой. При изготовлении филигранной эмали почти невозможно отшлифовать поверхность эмали, так как при этом неизбежно сошлифовывается волнистость канта. Точно так же изменяется при шлифовании и круглая проволока. Лишь при использовании проволоки прямоугольного сечения можно как заключительную операцию производить шлифование. Красота эмали по сканному орнаменту заключается в том, что можно нанести на металл нежные, изящно составленные орнаменты, которые образуются сочетанием изогнутой проволоки и заключенных в ней цветовых пятен. Русские и венгерские филигранные эмали со стилизованными цветами, вьющимися растениями служат тому ярким примером. При эмалировании по сканному рельефу необходимо учитывать некоторые ограничения, обусловленные технологическими особенностями. 1. Поскольку красота орнамента в основном определяется изяществом сканных контуров и, как следствие, относительно небольшой высотой проволоки, то слой эмали может быть только тонким. 2. В тонком эмалевом слое возникают напряжения, так как изделие покрывают эмалью только с одной стороны, что позволяет применять определенные типы эмалей. Вследствие этого цветовая палитра эмалей ограничена. Декоративная перегородчатая эмаль (клуазоне[5]). Эта техника обладает следующими особенностями. В ячейки, ограниченные плоскими металлическими перегородками, наплавляют эмаль. Ячейки наполняют эмалью до верхнего края перегородок. Поверхность изделия шлифуют таким образом, что перегородки и эмаль лежат в одной плоскости. Только в случае выполнения данных условий можно говорить о перегородчатой эмали. Рассмотрим технологию изготовления эмалевых изделий в виде плоских пластин. Изготовление заготовок под перегородки. Перегородки нарезают из узких листовых полос, но этот способ довольно трудоемкий. Гораздо чаще перегородки изготавливают из проволоки. В вальцах проволоку прокатывают до необходимой толщины, затем протягивают ее через квадратный фильер. При отсутствии четырехгранного отверстия фильера проволоку можно протянуть сначала через круглое и затем сплющить прокаткой. Небольшое закругление узких сторон перегородки практического значения не имеет. Высота перегородки зависит от толщины эмалевого слоя, а ширина — от изящества рисунка. Готовую отрихтованную (выпрямленную) плоскую проволоку отжигают, протравливают и крацуют. Гибка перегородок. Для гибки перегородок используются щипцы. Кроме того, набор инструментов включает: плоскогубцы, острые плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, а также щипцы для мелких работ и пинцеты. В соответствии с рисунком выгибают проволоку; для сравнения перегородку каждый раз прикладывают к рисунку. Два одинаковых или симметричных мотива можно выгибать одновременно, предварительно сложив перегородки. Кусачками выпрямляют загнутые части. Готовые орнаменты из проволоки рихтуют и выравнивают на наковальне. При создании эскиза для перегородчатой эмали следует учитывать, что мелкие детали плохо фиксируются на подложке; слишком длинные прямые перегородки при высокой температуре деформируются и изгибаются. Следует соединять две прямые под углом или прямую изогнуть в дугу, либо придать ей U-образную форму. Если две линии на рисунке пересекаются или перекрещиваются, перегородки следует либо до половины срезать и вставить друг в друга, либо место пересечения изобразить с помощью установленных друг против друга угольников. У классических перегородчатых эмалей перегородки устанавливались так, чтобы они всегда составляли закрытую ячейку, которую заполняли чаще всего эмалью только одного цвета. Этот принцип соблюдали в византийских и европейских работах эпохи средневековья. Византийские эмальеры обладали тонким вкусом и умело использовали выразительные возможности данной техники. Хотя теперь можно наплавлять непрозрачные эмали рядом без перегородок, сохраняя четкие границы, но, как и в давние времена, четкие контуры изогнутых перегородок используют в качестве специфического изобразительного средства техники эмалирования. Новым является то, что одну ячейку можно заполнить эмалями нескольких цветов или цветовых оттенков. Изображение будет мягче, если использовать переходы и промежуточные тона. При этом перегородка служит в рисунке определенным изобразительным контуром. Можно пойти дальше: использовать перегородки только для наиболее важных деталей изображения, а другие детали выполнить в технике живописной эмали. Контуры перегородок на одноцветной эмали создают эффект чисто графического изображения. Крепление перегородок. В соответствии с рисунком перегородки накладывают на подложку и припаивают. При изготовлении несложных мотивов совершенно не обязательно напаивать перегородки: сцепления их с наплавленной эмалью вполне достаточно для того, чтобы их прочно и надежно закрепить. Перегородки необходимо установить на подложку и заполнить ячейки эмалью. Конечно, перегородки легко смещаются, и эмаль следует наносить с особой осторожностью. Иногда, если хотят обойтись без пайки, приклеивают перегородки на подложку трагантом [6]. Для этой цели вполне подходит клей БФ-6. На стеклянную пластинку наносят несколько капель клея, слегка смачивают им перегородку, придерживая ее пинцетом. Затем перегородку устанавливают на подложку. Если подложка покрыта серебряной фольгой, то это единственный способ закрепить перегородки. При покрытии металлической поверхности фондоном, как это часто практикуется на меди, хорошо зарекомендовал себя следующий способ: на пластину наносят тонкий сплошной кроющий слой фондона и обжигают. Рисунок можно выцарапать на металле заранее. Он будет просвечивать сквозь прозрачную эмаль. Перегородки, смоченные небольшим количеством траганта, устанавливают по рисунку на фондон. После того как клей хорошо просохнет, пластину помещают в печь, и перегородки погружают в размягченный фондон. Пластину вынимают из печи. Пинцетом немного выправляют перегородки, вдавив их в еще не остывшую мягкую грунтовую эмаль. Этот рациональный и надежный способ особенно часто используют для больших медных пластин. Перегородки быстро и надежно фиксируются.
4.3. Выемчатая эмаль (шамплеве[7]). Если для перегородчатой эмали применяют перегородки только одинаковой ширины, то техника выемчатой эмали предусматривает получение перегородок различной толщины и свободных металлических поверхностей. Выемчатая эмаль подразумевает сочетания различных приемов. Например, изображение выполняют так, что цветная эмаль покрывает всю поверхность, и остаются только металлические контурные линии, либо наоборот эмалируют черной эмалью только гравированный штриховой рисунок. Можно основу эмалировать цветной эмалью, а плоскостные металлические детали оживить гравированным штриховым рисунком, заполненным черной эмалью. Выемки могут быть уже сформированы на литом изделии. Кроме того, они могут быть выгравированы, прочеканены, прорезаны штихелем и, наконец, протравлены в поверхности металла. Для травления меди и томпака применяют раствор хлорида железа: 400 гр Fe(III)-Cl на 1 л воды. Нанесение эмали в выемки и ячейки. Ячейки и выемки заполняют от середины и осторожно смещают эмаль в углы. Для предотвращения образования пустот стальным шпателем несколько раз вертикально прокалывают эмаль до металлической основы, чтобы удалить пузырьки воздуха и уплотнить эмаль. Пустоты особенно часто образуются в узких ячейках и выемках и у основания, где эмаль не полностью смачивает металл. В таких случаях берут сухой эмалевый порошок и тонким штифтом для нанесения эмали заполняют им ячейки, чтобы эмаль уплотнилась до основания. Сначала эмалью заполняют маленькие, а затем большие ячейки или выемки. Целесообразно также не заполнять сразу одну за другой соседние ячейки, а смотря по обстоятельствам одну пропускать. Потом удалить излишнюю воду и заполнить оставшиеся ячейки. Таким образом, можно избежать затекания эмалей одна на другую. Не следует заполнять ячейки сразу на всю глубину, так как толстые слои эмали после обжига становятся пористыми и мутными. Наиболее ярко это проявляется у прозрачных эмалей. Вначале эмали наносят столько, чтобы после обжига основание ячеек и выемок было лишь слегка покрыто эмалью. При первом обжиге металлические края и перегородки окисляются, так как они не покрыты эмалью. В таких случаях перед нанесением эмали канты и перегородки можно смазать раствором борной кислоты. Обычно всегда следует сначала эмалировать обратную сторону изделия, а затем лицевую. При эмалировании небольших изделий можно обе стороны обжечь одновременно. При этом сначала покрывается эмалью лицевая сторона. Затем изделие с эмалью, которая находится во влажном состоянии, осторожно поворачивают и, если возможно, удерживая изделие между пальцами, покрывают контрэмалью. Контрэмаль должна наноситься равномерно, но не слишком толстым слоем, так как толстые слои при обжиге скалываются с металла. В некоторых случаях эмаль смешивают с небольшим количеством траганта, чтобы до обжига повысить сцепление эмалевого порошка с основой. При работе в технике выемчатой эмали достаточно нанести и обжечь эмаль дважды, а иногда можно нанести эмали за один прием. Как это было описано ранее, ячейка заполняется эмалью до верхнего края перегородки. Так как объем эмали при расплавлении уменьшается, в середине ячейки она оседает. Поверхность ее приобретает форму вогнутого мениска. При этом возникает игра света и тени у возвышающихся перегородок и эффект отражения света в вогнутых поверхностях. У прозрачных эмалей добавляется еще эффект светопреломления в зависимости от толщины слоя в ячейке При изготовлении перегородчатой эмали следует наносить и обжигать эмаль до тех пор, пока все ячейки полностью не заполнятся эмалью. Некоторые эмали (особенно непрозрачные красные) при многократных обжигах изменяют цвет, поэтому их рекомендуется полностью наносить за два приема.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |